Красивый Любинский... пока возможен

Jan 22, 2015 11:47

Появилась хорошая статья с замечательными фото красивого Любинского проспекта: каким был, каким стал, каким может быть... Однако то, что омичам хочет подарить газпром, явно не мечта, а страшный сон. Ну почему принимают решение люди, которые ничего этого не могут увидеть и что ими движет? Неужели только чувство противоречие и желание сделать по своему?

Я не согласен с Игорем omchanin в том, что судьба Любинского решена. Пока работы не начаты, всё возможно. Мечты сбываются, если хотеть их достичь и к ним стремиться, а не пассивно ждать бесплатного сыра в мышеловке.

Оригинал взят у belyaefff в Про реконструкцию Любинского проспекта
Главной улицей Омска считается улица Ленина (бывший Любинский проспект) - старинный уникальный ансамбль дореволюционных купеческих домов, успешно сохранившийся в советские годы, благополучно переживший суровые 1990-е, благодатные 2000-е, но рискующий потерять своё самобытное лицо в стабильные 2010-е.



«Деловой Омск» сообщает:

«В Омске озвучили план по реконструкции улицы Ленина. Проект включает в себя благоустройство улицы от драмтеатра до Юбилейного моста. На улице появятся стилизованные фонари, урны, кованные скамейки и малые архитектурные формы.

Министерство культуры Омской области заявило сегодня, 20 января, что благоустройство вдоль улицы Ленина будет проведено на участке от Академического театра драмы до Юбилейного моста. Комплексный проект благоустройства включает в себя работы на улице Ленина от площади Победы до Партизанской улицы. Благоустройство непременно коснется Южно-Театрального и Северно-Театрального скверов, а также сквера имени Дзержинского.

Улицу Ленина приведут к единому стилистическому виду, также планируется провести мощение тротуаров из плит разных материалов и цветов. Будет проведена инженерная подготовка. Специалисты реконструируют подземный пешеходный переход, отремонтируют существующие фонтаны, а также улучшат систему водоотвода ливневых стоков и освещение территории. Для удобства вдоль улицы появятся автомобильные парковки. Украшать территорию будут не только исторические объекты, но и новые малые архитектурные формы, например, композиция «Часы». Также на улице появятся стилизованные фонари, урны, кованные скамейки, южная и северная ротонды и колоннада. В центре театрального сквера будут устанавливать временную сцену и даже останется место для установки елки.

При этом вдоль улицы Ленина планируется по максимуму сохранить зеленые насаждения и провести их омоложение. Вместо высохших деревьев посадят новые декоративные растения».

















Посмотрев на картинки (качество проработки которых оставляет желать лучшего), у меня возникли следующие вопросы:

1) Насколько проработана целесообразность строительства парковок? Судя по представленным эскизам планируется создать что-то около 40-50 парковочных мест. Для улицы Ленина - это мизер. Полагаю, что с 9 до 20 часов каждого дня все эти места будут заняты автомобилями людей, работающих в близлежащих зданиях. На Ленина находятся такие заведения, как Управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области и корпус Омской государственной медицинской академии, где работают/учатся примерно несколько сот человек. Уже сейчас улицы Партизанская и Либкнехта ежедневно забиты припаркованными машинами так, что невозможно разъехаться. Создав парковку на Ленина, мы превратим её в аналог парковки на проспекте Маркса у «Топаза», где количество желающих запарковаться в разы превышает количество парковочных мест.

2) Зачем сделаны такие высокие фонарные столбы? Для тротуаров достаточно высоты 3 метра - именно на такой высоте фонари дают хороший уютный свет. Задрав же фонари до уровня крыш мы лишимся и комфортного света и нормального обзора неба.

3) Зачем нужны крыши на подземные переходы? Практического толка от них никакого, но они
а) похожи на теплицы;
б) закроют обзор на фасады домов;
в) потребуют тщательного ухода, либо будут выглядеть как грязные стеклянные будки, обклеенные объявлениями (см. улицу Валиханова).

4) Почему отсутствует озеленение? Ибо то, что показано на рисунках, а именно чахлые деревца и узенькие газоны, назвать озеленением нельзя. На Ленина должны быть нормальные большие деревья (шаровидные ивы, например), а не те жалкие кустики, что сейчас высажены на Валиханова.

5) Куда подевались троллейбусные провода? Будут убирать троллейбус? Зачем?

6) Почему парковка никак не отделена от тротуаров? Хотя бы столбиками? Нам мало трагедии у «Эгоиста»?

7) Что за дурацкий обелиск с часами у гостиницы «Октябрь»? Что он символизирует? На этом месте должен стоять памятник великому чешскому писателю Ярославу Гашеку, который в годы Гражданской войны жил в гостинице «Россия» (так раньше называлась гостиница «Октябрь»). Более того, такой памятник хорошо бы дополнил фигуру городового, стоящего на противоположной стороне улицы?

Вообще, у меня создалось впечатление, что представленные картинки рисовал студент-троечник, не имеющий никакого понятия ни о современной урбанистике, ни об истории Омска. Да и все эти колонны и анфилады больше похожи на то, как оформляли дома культуры в советских колхозах, а не на архитектуру XXI века.

Давайте вспомним, как выглядел Любинский проспект с момента своего строительства?

Вот начало ХХ века - грязь, конечно, но для тогдашних времён весьма пафосно и богато. Не случайно Омск столетней давности носил гордое звание Сибирского Чикаго или Сибирского Лейпцига.









В годы Гражданской войны Омск - столица Белой России. Любинский проспект - его главная улица.



Колчаковцы.



Британские солдаты Миддлсекского полка маршируют при температуре минус 40 градусов.



В первые годы Советской власти Омск был "наказан за Колчака" - центром Сибири стал молодой Новониколаевск-Новосибирск, получивший от центральной власти конструктивистский Красный проспект. А в Омске строительство практически не велось - по пальцам можно пересчитать интересные здания, построенные в Омске в 1920-30 годы. Любинский проспект, переименованный в улицу Ленина, трогать не стали, за исключением двух православных часовен.

1928 год - небывалое наводнение на Оми. Улица Ленина до Драмтеатра покрыта водой.



Омск послевоенный - тогда было не до украшательств.



Расцвет Омска пришёлся на 1960-80-е годы. Именно в те времена сформировалась концепция "Омск - город-сад" и улица Ленина была реконструирована, исходя из неё - появились каменные заборы и газоны, вместо модных на юге каштанов и платанов вдоль всей улицы были высажены более приспособленные к сибирскому климату ивы.



Редкое фото - пальма в Сибири.



Посмотрите, сколько народу.





В 1990-е, когда бюджет Омска был не чета нынешнему (о, это сладкое слово - "Сибнефть"), а мэром был популярный Валерий Рощупкин, улицу Ленина капитально отремонтировали - восстановили Серафимо-Алексеевскую и Иверскую часовни, заменили асфальт на тротуарах плиткой, почистили и привели в божеский вид цоколи и подвалы. До конца 2000-х улица Ленина была центральным местом шопинга и отдыха горожан - именно здесь находились самые шикарные рестораны и магазины, притягивающие к себе людские потоки.



Сегодня Любинский проспект переживает далеко не лучшие времена. Шикарные магазины переместились в "Мегу", рестораны и кафе работают от силы по несколько лет и закрываются, не выдержав конкуренции с более посещаемыми местами, в часы пик здесь пробки, а в выходные - пустота, ибо делать на Любинском нечего. Часть зданий стоит заброшенными, так как жадность их владельцев не позволяет установить разумную арендную плату.







Совершенно понятно, что с Ленина надо что-то делать. Представляется, что главной задачей является возвращение на Любинский проспект людских потоков, а всё остальное - вторично. Для возвращения же людей нужно сделать улицу максимально комфортной для пешеходов, чтобы по ней было приятно прогуляться, посидеть в тени деревьев, поесть мороженого у фонтана и т.д. Это не значит, что не надо ремонтировать фасады, но вот расширять дорогу категорически нельзя. Никто не любит гулять вдоль шумной автомагистрали, пробираясь между грязных припаркованных машин. Никто не хочет сидеть на лавочке, вдыхая выхлопы и любуясь на обклеенные рекламой "античные" тумбы.

Скажу сразу - у меня нет чёткой программы реконструкции Любинского проспекта. Например, я бы рассмотрел возможность запуска здесь ретротрамвая по типу стамбульского:



Может, стоит сузить дорожное полотно с нынешних четырёх полос до двух. Может, сделать Любинский вообще пешеходным. Может, стоить пригласить для консультаций "Городские проекты Варламова и Каца". Я не знаю.

Но я абсолютно уверен, что реконструкция главной улицы Омска должна вестись исключительно после широкого общественного обсуждения и только в свете современных архитектурно-урбанистических взглядов на городскую среду, удобную для жизни.

Любинский, благоустройство, омск

Previous post Next post
Up