Городки будущего. Амбициозные планы развития Омска

Mar 20, 2014 23:47

Нам привезли новые идеи, как из Омска сделать столицу. На одной из встреч с инициатором я был, своё мнение сформировал.

А вы что скажите? Реально встряхнуться и замахнуться?



Круглый стол "Демографические городки будущего"

Оригинал взят у krupnov в Новый Омск - новый город аэрополис, который сделает Омск столицей новой индустриализации России
По итогам трёхдневной работы в Омске (17-19 марта) подготовил проектно-аналитическую записку - предложение руководству Омской области и федеральной власти:

ИНСТИТУТ ДЕМОГРАФИИ, МИГРАЦИИ И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Об организации флагманского проекта Новый Омск - Аэрополис как механизма подъёма и развития Омской области



В рамках реализации Стратегии Омской области до 2025 года и в целях интенсификации работ по строительству международного аэропорта Омск-Фёдоровка представляется целесообразным использовать уникальное положение Омска как ведущего транспортно-логистического узла Евразии и консолидировать силы на областном и федеральном уровне вокруг принципиально нового для России и флагманского для Омской области проекта Аэро(тро)полис-Новый Омск.

В основе проекта будет лежать создание двух новых городов как центров модернизации и развития Омска - вокруг будущего аэропорта на 50 тыс. человек и на месте нынешнего аэропорта Центральный на 30 тысяч человек - и соединяющей их скоростной авто- и железнодорожной магистрали (см. Схему 1).



В составе Нового Омска помимо аэропорта будет три зоны: логистическая, промышленная и селитебная, поселенческая. В селитебную зону войдут четыре городка: молодёжный городок, городок знаний (наукоград, академгородок), городок сеньоров (пенсионеров) и для многодетных семей (городок демографического будущего).

При этом источником стратегических доходов будут два ключевых рынка - освоения Арктики и индустриализации Центральной Азии (включая не только бывшую советскую Среднюю Азию, но и Афганистан, Пакистан и Иран), что делает Омск ключевым сибирским плацдармом освоения Северов и Центральной Азии, создания двух новых рынков (о рынках Арктики и Центральной Азии, в целом Сибири как нового центра России смотрите и скачивайте доклады нашего Института демографии, миграции и регионального развития - этот и этот).

Строительство Нового Омска требует порядка 150 млрд рублей капиталовложений, из них до 15 млрд рублей триггерных невозвратных вложений и до 90 млрд рублей долгосрочных инвестиций на 12 лет из средств федерального бюджета (Фонд Национального благосостояния или Национальный резервный Фонд).

Проект Новый Омск позволит загрузить промышленность Омской области на ближайшие 15- 20 лет и выступить основным источником доходов для бюджетов города и области.

Современными аналогами проекта Аэрополис-Новый Омск на постсоветском пространстве являются олимпийские Сочи, Сколково, АТЭС, космодром Восточный, та же казахстанская новая столица Астана и др.

Важнейшим источником доходов в Новом Омске будет реконструированный в Иртышско-Обскую водную магистраль (скачать здесь) -  глубоководного пути по Иртышу и Оби от Китая до Северного Ледовитого океана - Иртыш, в рамках единой транспортно-энергетической водной системы России и Индо-Сибирского пути («путь из индус в ханты»). Это также создаст мультиплицированный эффект взаимоусиления авиационной деятельности аэро(тро)полиса через сопряжение с возможностями речного транспорта по Иртышу и позволит восстановить и усилить Иртышское пароходство.

Расположение Нового Омска на северо-западе от Омска даст положительный социальный и экологический аспект (воспроизводства исторической модели Омска как города-сада).

Также Новый Омск позволит стимулировать создание Северного обхода Омска протяжённостью 52 км на базе расположенных по линии будущей трассы золоотвалов ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 объёмом в 50 млн. т золошлаков.

В окружении таких соседей по Западной Сибири как Тюмень - нефтяная житница страны, Новосибирск - города Сибирской фундаментальной науки, Томска - города студентов и высшего образования, реализация данного проекта позволит задать новое позиционирование и миссию Омска как столицы новой индустриализации России, поскольку разработка трёх новых рынков (Арктики, Центральной Азии и самого Нового Омска) даст заказ и толчок на создание на базе существующих старопромышленных баз промышленности нового технологического уклада, в котором опорой новой индустриализации станет приборостроение и транспортное машиностроение (в частности, в промзоне Нового Омска целесообразно построить новый авиазавод по производству самолётов для Арктики и Северов - в частности, восстановления того же Ан-74, производства модернизированного Ан-124 и "укороченного" Ан-124 ("Руслана") - и экранопланов (экранолётов).

Оператором проекта предлагается сделать специально созданную Корпорацию строительства Нового Омска (Новоомск-Строй).

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным:

Создать при Правительстве Омской области Рабочую группу по разработке и продвижению проекта Нового Омска;
    Подготовить и провести в Омске 17-20 апреля 2014 года на базе СибАДИ трёхдневную проектную конференцию в форме организационно-деятельностной игры (ОДИ, «командно-штабные учения») по теме «Новый Омск на базе аэро(тро)полиса Фёдоровка как индустриально-траспортный центр развития Арктики и Центральной Азии» с приглашением федеральных и региональных органов исполнительной власти, делегаций регионов интереса для Омска (Арктика, Центральная Азия, Сибирь), бизнеса, представителей образовательных, научных и экспертных сообществ, представителей гражданского общества.
ПРИМЕЧАНИЯ:
Стратегический инвестиционный проект "Новый Омск - аэрополис" был представлен в Омске 17 марта на заседании экспертной площадки «73 меридиан как фактор развития транспортно-логистического потенциала Омской области», под председательством первого заместителя Губернатора Омской области В.Ю. Синюгина  и затем 19 марта на круглом столе "Инновации и развитие" ежегодного Сибирского промышленно-инновационного форума "ПромТехЭкспо".
Видеозапись заседания от 17 марта - ниже:

Также информация о представлении нового проекта можно найти в публикациях
здесь: Омск станет драйвером новой индустриализации и транспортного машиностроения
и здесь: Аэрополис Новый Омск на базе будущего аэропорта Омск-Фёдоровка
и по ссылкам:
http://omskzdes.ru/economics/23561.html
http://www.idmrr.ru/news/01258.html
http://www.omskportal.ru/ru/government/translations/arvd.html
ПГ: Омск должен стать драйвером новой индустриализации http://www.proektnoegosudarstvo.ru/news/0211/
Омская Губерния, Портал Правительства Омской области: Вопросы развития транспортно-логистического потенциала области обсудили участники Экспертной площадки http://omskportal.ru/ru/government/News/2014/03/18/1395154268388.html
ИА "ОмскПресс": Омск предложили сделать транспортным узлом для северных регионов http://omskpress.ru/news/48787/omsk_predlojili_sdelat_transportnm_uzlom_dlya_seve/
ИА "Омск здесь": Москвичи предложили создать New-Omsk вокруг недостроенного аэропорта "Фёдоровка"http://omskzdes.ru/economics/23561.html
РИА "ОмскИнформ": «Омск-Федоровка» будет возить грузы вдоль 73-го меридиана http://www.omskinform.ru/news/64591
БК55: Синюгин поставил Омск на одну параллель с Тюменью и Мальдивами http://www.bk55.ru/news/article/29946/
http://www.proektnoegosudarstvo.ru/news/0206/

Фёдоровка, аэропорт, урбанполитика, урбанистика, #омск, урбанизация

Previous post Next post
Up