Бюрократ? Давай до свидания!

Feb 19, 2014 19:18

Не у всех есть возможность покупать и читать бумажные газеты, потому публикую электронный вариант интервью в интересной газете "Наш Ореол". Интересна она тем, что в 2010 году записла меня в глав-гады, с указанием на то, что я уже политический труп. Провисев полгода на доске непочёта, меня оттуда сняли, а потом стали приглашать для комментариев и интервью. Предыдущее в рубрике "Угол зрения" - 7 ноября 2012 года. Не часто получается, однако, но темы близкие - про них, про бюрократов....



Сергей Костарев: «Система бюрократии свой век уже отжила»
Татьяна Белоусова.

- Омские общественники самостоятельно разработали проект «Омская крепость». Городские чиновники провели свой конкурс по отбору лучшего проекта и даже определили победителя. Ваш конкурс прошёл позже. Почему же «Омская крепость» стала камнем преткновения между омичами и мэрией?
- Городская администрация часто совершает поступки, которые не поддаются человеческой логике. Я не знаю, может быть, они поддались нашему давлению - мы заставили их сделать хоть какую-то имитацию активности. Изначально они этот конкурс проводить не хотели. Ещё в июле прошлого года мы решили, что Омскую крепость нужно делать так, как этого хотят люди, а не чиновники. Провели конкурс идей по крепости, в котором мог принять участие любой желающий, и предложили администрации провести профессиональный конкурс, где в обязательном порядке предусмотрели общественное обсуждение. В итоге чиновники провели свой конкурс, на котором никакого общественного обсуждения не было. Его единственный участник архитектор Альберт Каримов на это согласился, так как и раньше говорил, что народ слушать не надо. Мы считаем по-другому, поэтому провели свой собственный конкурс, опираясь на иные принципы, в котором приняли участия три профессиональных коллектива архитекторов. И определили победителя. Решать, чей проект лучше теперь будут в правительстве области.

- А в чём различие между вашими проектами?
- «Каримовцы» говорят о том, что Омская крепость - не то место, куда нужно заманивать людей, туда должен прийти человек подготовленный, интересующийся историей. Это сакральное место, куда женщинам надо приходить, надев платочки, а мужчинам - сняв шапки. А если человек не такой? Наша концепция иная. Омская крепость - это место, куда люди приходят потому, что там здорово и только находясь в исторических декорациях, понимают: они - часть истории. Наша омская крепость живёт нормальной, естественной жизнью, поэтому здесь есть место и истории, и привычным для современного горожанина вещам - газонам, деревьям, лавочкам, даже соляриям.

- Десять лет тому назад было сложно себе представить, что омичи смогут решиться на проведение альтернативного конкурса. Неужели в Омске стало расти гражданское самосознание?
Такая тенденция есть. Самым ярким проявлением, которого никто не ждал, было антикремнивое движение, когда горожан возмутило не столько строительство кремниевого завода, сколько пренебрежительное отношение к людям, которое сформировалось как в бизнесе, так и в администрации - народ слушать не надо. Следующий всплеск был связан с Воскресенским сквером (когда власти дали согласие на строительство колеса обозрения на территории зоны отдыха - ред.). Теперь Омская крепость...


- То есть чиновники подстраиваются под население?
- Вряд ли. Наша система государственного и муниципального управления строится на одном простом тезисе. Российских чиновников учат, что власть как источник блага всегда имеет одинаковый объём, то есть если чиновник что-то хочет, то он должен это у кого-то отобрать. Есть и другая точка зрения: власть может накапливаться, от совместной солидарной деятельности: мне ничего не нужно у человека отбирать, работая с ним вместе, я сделаю больше и для себя, и для него. В России первая концепция развивается повсеместно, вторая - пока на уровне гражданских инициатив. Все попытки внедрить принцип солидарности в сознание наших чиновников провалились.
Наше гражданское общество живёт по другим законам, нежели общество чиновников - и вместе они не уживутся. Но в настоящей либерально-демократической системе, только не путайте с названием одной из российских партий, люди чувствуют себя комфортно - чиновники нет. Они же вынуждены прислушиваться - им ничего другого не остается, они же обслуживающий персонал, вроде завхоза, сантехника, уборщицы, которого можно в любой момент поменять, если что-то не устраивает.

- А прислушиваются ли наши чиновники к вам, омичам, с активной гражданской позицией?
- Прислушиваются, но при этом не понимают, как мы, не обладая ни деньгами, ни ресурсами, решаем вопросы, на которые они тратят миллионы.

- Если помечтать: будущее за чиновниками или гражданами?
- Система гражданского самоуправления должна преобладать. Изначально Россия строилась на принципах самоуправления. А система бюрократии свой век уже отжила - в современной мире она начинает проигрывать. Тот же европейский чиновник совсем другой. Он обходит вверенный ему район и спрашивает, что вам, граждане, нужно - и это всё должно быть выполнено.

Досье
Сергей Владимирович Костарев - общественный деятель, эколог
Родился в 1961 году в Новосибирске. Окончил Омский политехнический институт по специальности «электронные вычислительные машины». Работал в Омском НИИ приборостроения старшим научным сотрудником. С 1992 по 2002 год был начальником отдела, а потом заместителем руководителя Госкомэкологии Омской области. Одновременно учился в Российской академии государственной службы при президенте РФ. С 2002 года профессор в Омских университетах.

PS
Ссылка на скан статьи от 07.12.2012 - про КС и альфа-самца.

Ореол, #омск, чиновники, #крепость, интервью

Previous post Next post
Up