Дальтонизм - не болезнь. Признаки болезни, как мне кажется, очень просты с утилитарной точки зрения: болезнь мешает жить, лечится или приводит к смерти. А дальтонизм жить мешает лишь условно (дальтоники же не знают, как может быть по другому), не лечится и летальных исходов от него нет.
Матвеян как-то спросил у меня: - Мам, а дальтоники - больные?
Я аж поперхнулась с мыслью "кому немедленно бить лицо?"
- Нет, детка, дальтонизм - это не болезнь. Это такая особенность зрения: все видят вот так, а ты совсем по другому.
- Мам, а откуда он у меня взялся?
- Это передается генетически. В моей ДНК есть ген дальтонизма, но на женском зрении это практически никогда никак не сказывается. А у меня он взялся от бабая, который дальтоник. Твой внук, которого родит тебе твоя дочь, тоже может быть дальтоником. С вероятностью ровно 50%.
Практичного Лохматенка объяснение удовлетворило. Он не стесняется своей такой вот особенности и даже на курсах в школе, когда учительница сказала "Дети, нарисуйте вот это и это таким цветом, каким вам хочется", он поднял руку и сказал: "Извините, я дальтоник. Вот мои карандаши, дайте мне, пожалуйста, красный".
На днях я нашла в сети таблицы Рабкина: по ним работают окулисты для определения степени цветовой слепоты. Мы сели рядышком и стали их смотреть и искать в них цифры и картинки. Я вижу всё, а Матвеян насмотрел себе на самую распространенную форму дальтонизма - слепоту на красный и зеленый, протанопию и дейтеранопию. На зеленый в меньшей степени.
И почему-то мне наивно думалось, что он просто красный и просто зеленый видит, как и мой папа, бурым. Почему-то я не подумала о том, что все цвета состоят из CMYK или RGB, а это значит, что Матвеян практически НИЧЕГО не видит так, как вижу я. На эту мысль меня натолкнула найденная цветная карта мира, как ее видим мы, и эта же карта, как видит ее Матвеян и другие люди с протанопией. Только в этот момент я поняла, что мой ребенок видит совсем-совсем по другому. Что в его мире только два цвета видятся яркими и красивыми: синий и желтый. Что он мега-профессионал по оттенкам бурого - он отличает "оранжевый" и "красный" по плотности бурого, который видит он. Что совсем не увидительно, что почти все его футболки, которые выбирает он сам, либо ярко-ярко желтые, либо синие, потому что любого ребенка тянет к яркому и выделяющемуся, а в его мире выделяются только они.
И уже несколько дней я хожу несколько пристукнутая этими мыслями. Я, слабонервная эмпативная дурында, отдаю себе отчет в том, что для него-то это норма, и он просто не знает, как может быть по другому. Но теперь я всегда вижу перед собой эту карту, и мне становится жутко и жалко. Несмотря на то, что это не болезнь, что он не знает и прочая, и прочая, и прочая.
Представьте себе лето в таких цветах, салют, представление в цирке, магазин игрушек...