О происхождении бессмысленных табу

Nov 15, 2011 09:50

Оригинал взят у steissd в О происхождении бессмысленных табу
Нередко их через множество хитростей - ибо в Св. Писании нет прямого запрета - приписывают воле Бога (или богов у язычников)...


Оригинал взят у imbg в Как правильно поставить эксперимент
 Экспериментальная биология способна ответить на любой вопрос, при условии что эксперимент будет поставлен таким образом, что сможет дать однозначный ответ. На самом деле предусмотреть все мелочи, и рассчитать все этапы эксперимента довольно сложно.



Как правило, эксперимент состоит из ряда опытов: каждый из них может давать свою погрешность и уводить нас от ожидаемого куда-то в сторону. Чем сложней эксперимент - тем более сложно его провести. Особенно это касается работы с животными. А результат хочется получить однозначный, чтоб не надо было потом переделывать или перепроверять.

В сети давно опубликован , на мой взгляд, эталонный эксперимент, которые дает нам ответ на главный вопрос - как возникают наши социальные табу (религиозные, языческие, также как и ежедневные правила поведения, забобоны и суеверия). На первый взгляд - как можно экспериментально ответить на такие философские вопросы, да еще с помощью эксперимента? Оказывается - очень просто, главное правильно построить сам опыт:

Опыт 1. В клетке пять обезьян. К потолку подвешена связка бананов, под ними стоит лестница. Вскоре одна обезьяна подходит к лестнице, чтобы подняться за бананом. Как только она пытается подняться, неожидано всех обезьян (и тех, которые сидят в сторонке) под напором обливают ледяной водой. Когда обезьяны успокоились, другая пробует снова достать бананы - и опять все обезьяны обливаются. После нескольких повторений выработывается условный рефлекс, и обезьяны перестают интересоваться бананами на потолке - себе дороже.

Опыт 2. Прошло несколько дней, и в клетке одну обезьяну заменили новой. Новая обезьяна увидела банан, и естественно захотела достать его. Однако эта попытка была жестко пресечена старожилами клетки. После хорошей трепки новичок понял - бананы на потолке трогать нельзя, и если она снова попытается, будет строго наказана. Заметьте, на этом этапе воду уже не использовали.

Опыт 3. Опыт 2 повторяли до тех пор, пока все пять обезьян не были заменены новыми (которых никогда не поливали). Но все новички уже были научены, что банан почему-то трогать нельзя. И когда к "не облитым" обезьянам добавили новую, шестую, эффект был предсказуем: когда новенькая сразу полезла на лестницу за бананом, она была избита сородичами. Потому что трогать бананы нельзя.

После замены всех первоначальных обезьян ни одна из остающихся обезьян не была обрызгана холодной водой. Тем не менее, ни одна из них не подходила к лестнице, чтобы достать банан. Каждый раз, когда новая обезьяна пыталась подойди к лестнице, ее останавливали. Многие обезьяны, которые били её, даже не знали, почему им не разрешалось подняться по этой лестнице и почему они бьют новую обезьяну. Они ее били просто потому, что нельзя!

На мой взгляд, этот опыт красиво показал природу многих табу, присущих нашему обществу! Если задуматься, многие нормы нашего общества выглядят устаревшими. Особенно это бросается в глаза, когда приезжаешь в страну с другой культурой, и смотришь на образ жизни "свежим взглядом". И спорить с людьми против их "табу", заложенных с детства, невозможно - такие споры с анти-прививочниками, креационистами и просто анти-все вы легко найдете по всей сети интернет. Теперь вы можете попробовать проанализировать споры с ними с новой точки зрения - держа в уме опыт, описанный выше.  
Также стоит помнить, что по сути все обучение, в том числе и наука, базируются на очень схожих принципах. И когда в очередной раз происходит прорыв в экспериментальной науке - это значит, кто-то из исследователей не послушал многочисленные указания, и посмотрел на проблему под иным углом. Нас никого не убивало током - но мы не лезем внутрь розетки и не разрешаем это своим детям - это примитивный пример такого подхода.

Второй интересный результат этого эксперимента - табу присущи не только людям, но и животным (по крайней мере, обезьянам). Внимательно рассмотрев условия опытов, мы видим что там не делалось ничего, что не может происходить по случайностям в дикой природе. И с тех пор, как я впервые узнал об этом эксперименте, я отслеживаю похожие новости от зоологов. Если кто знает похожие примеры - пожалуйста дайте ссылки в комментариях.

Суммируя, я считаю этот опыт одним из самых изящных, который дает ответы на многие вопросы, до это считавшихся объектом философов, мыслителей - но уж никак не экспериментаторов. Но применять этот эксперимент для обличения оппонента в споре не стоит - потому что все мы выросли и воспитанны на миллионах табу, первопричины которых довольно туманны. И наверное, этого и не надо.

P.S. Обязательная ремарка: видно, что этот опыт проводили психологи или нейрофизиологи, но найти оригинальную научныю статью мне так и не удалось. Возможно кто-то может мне помочь?

UPD. Нашелся оригинал: Stephenson, G. R. (1967). Cultural acquisition of a specific learned response among rhesus monkeys. In: Starek, D., Schneider, R., and Kuhn, H. J. (eds.), Progress in Primatology, Stuttgart: Fischer, pp. 279-288. (ссылка)









Previous post Next post
Up