О пользе высокохудожественного ора

Jul 07, 2012 00:20


Пробовали ли вы когда-нибудь орать? Нет, ну серьезно, кто-то когда-то кричал вот так, как в кино показывают? Ну чтобы протяжно, громко и зычно? Я вот, к примеру, однажды заорал так, что напугал жену, собаку, кота, голубей на подоконнике, себя родимого, штукатурку на потолке и обычно равнодушную ко всему происходящему дифенбахию. Пылесосил себе спокойно подконтрольную мне территорию, мысленно напевая богемскую рапсодию (не хуже твоего меркьюри, кстати), дошел уже до подкресельного пространства и Скарамуш, Скарамуша, как внезапно, без объявления войны, совершенно неожиданно и достаточно коварно, жена спросила у меня который час. Во-первых, будучи дома, делая уборку помешений и приближаясь к апофеозному соло любимой песни, вы никогда, повторяю, никогда не можете ожидать, что в доме есть еще кто-то, правда? Даже если вы виделись всего 5 минут назад с человеком, который, судя по всем признакам, проживает с вами в счастливом браке уже который год и делит с вами это самое помещение, то разве мыслимо, что он, выйдя из комнаты в кухню, вернется, чтобы спросить вас о такой фигне, как время? Нет, я не мог ожидать такого подвоха, поэтому, услышав внезапный тихий голос, сымпровизировал и заорал, как умеет только мистер Томас из анимационного эпоса "Том и Джерри".



К чему я это? Ах, да. Однажды в начале 50-х в одном неизвестном нам американском кинофильме был эпизод, в котором группа солдат пробиралась через какую-то заболоченную местность (Эверглейдс), и на одного из бойцов внезапно напал аллигатор, схватил за американский сапог и утащил визжащего вояку за собой. Пару лет спустя в не менее (или не более) неизвестном нам американском фильме конному рядовому Вильгельму прилетела стела из лука прямо в верхнюю часть бедра. Бедняга заорал от боли так, словно его укусил аллигатор! Что, кстати, было совсем недалеко от истины...





Все взрослые дяди и тети знают, что в кино, если двое целуются, то они необязательно муж и жена; если кто-то умирает, то не по-настоящему; если кто-то поет про вагончик, то это совсем не Барбара Брыльска. Пост-продакшн - красивое английское слово, которое объединяет в себя работу над киноматериалом уже после того, как тот был отснят. Сюда входит наложение спецэффектов, монтаж, комбинированные съемки, раскраска, подклейка, вскрытие лаком и, конечно же, озвучка. У каждой студии есть свой склад, на котором хранятся типовые и не очень звуки. Ну правда, если в кадре за окном льет дождь и гремит гром, не ждать же режиссеру мая, чтобы снять 3-минутную сцену в настоящую грозовую ночь? Включается брандспойт, поливаются окна декорации, осветители умело работают вспышками. А вот на стадии пост-продакшна звукорежиссер пойдет на тот самый склад, найдет стеллаж "звуки природы", где на полочке "непогода и прочие неприятности" между извержением вулкана и тишиной украинской ночи будет лежать нередко используемый звук грозы обыкновенной, раскатистой. Звукач возьмет этот звук и приклеит его аккурат на сцену с грозой.


Возвращаясь к нашим аллигаторам, рядовой Вильгельм, который не ожидал попадания в себя стрелы, кричал так потому, что на его открытый рот кто-то наложил тот самый звук, что лежал на полочке с креативной надписью "man getting bit by an alligator, and he screams" ("аллигатор кусает человека, и тот кричит"). Видимо, звукорежиссеру так понравился короткий вопль солдата, ушедшего в болото, что он решил воспользоваться этим криком для своего фильма.


Так все это происходило на студии Ворнер Бразерс, которая не скупилась на количество снимаемых на ней фильмов, то данный конкретный вопль использовался еще не раз в фильмах 60-х годов. Молодой, но очень внимательный звукорежиссер Бен Бёрт подметил, что в нескольких просмотренных им фильмах был использован слишком характерный и запоминающийся крик. Он вырезал его из звуковой дорожки и воспользовался им для своего пародийного малобюджетного фильма.


Чуть позже, когда опыт и удача помогли ему устроиться на работу в группу к самому Джорджу Лукасу, Бен, работая над теми самыми "Звездными Войнами", решил побаловаться и опять использовал этот звуковой эффект. Коротенький эпизод со стормтрупером, подстреленным, падающим в никуда и кричащим, как укушенный за ногу аллигатором, стал отправной точкой для Вопля Вильгельма (Wilhelm's Scream). Именно так Бен подписал этот звуковой ролик, и именно под этим именем он вошел в историю кинематографа.



Позже по-вильгельмовски кричали различные персонажи и в других частях Звездных Войн, и в ворнербразеровских мультиках, и в стивеноспилберговских приключениях Индианы Джонса, и в мелбруковских Космобольцах (перевод Михалёва), и в Супермене, и в Бэтмене, и даже в Игрушечной Истории! На сегодняшний день Вопль Вильгельма звучал в почти 3 сотнях фильмах, не считая всяческих любительских поделок. Весельчаки Квентин Тарантино, Джордж Лукас, Питер Джексон не гнушаются вставлять этот крик практически в каждую свою картину!


Авторство оригинального крика приписывается опять же неизвестному нам американскому певцу Шебу Уолли, который принимал участие в озвучке того самого первого фильма и, возможно, записал несколько вскрикиваний, позже использованных в сцене с аллигатором. Очень забавно, наверное, слышать свой дикий вопль в каждой второй кинокартине.


Ну и причем тут Том Круз? - спросит меня нудный, но настырный читатель. Да не при чем. Просто на днях я посмотрел Rock of Ages (Рок на века) - киномюзикл, снятый по бродвейскому мюзиклу на тему бурных глэм-роковых 80-х годов. Да-да, я с нетерпением ждал этого кина, т.к. мюзикл в Торонто я прозевал, но при это  я жаждал увидеть и услышать вторую жизнь любимых и/но зачастую идиотских композиций от женоподобных рокеров моего детства. Twisted Sisters, Poison, Bon Jovi, Whitesnake, Def Leppard, Skid Row и даже Guns'n'Roses! Для меня эти названия звучат также, как Анне Вески, бальзам "Звездочка", лимонные дольки и диафильмы  - слова из детства.



О фильме рассказывать нечего - это банальная история, положенная на вышеупомянутую музыку. Как это все может звучать в русском дубляже или переводе даже боюсь представить, но сразу не рекомендую! В оригинале же очень смотрибельно, весело, задорно и ностальгично. Авторы в открытую стебутся над той эпохой, выпячивая наружу все прелести тогдашней моды, стиля, видеомонтажа и, собственно, музыки. Том Круз играет главную вымышленную рок-звезду Стейси Джакса. Образ, срисованный с гипотетического ребенка Игги Попа и Энтони Кидиса,  на мой взгляд, стал лучшей работой 50-летнего актера. 



Стоит добавить, что в кино-мюзикле еще отжигают и Рассел Бренд, и Катерина Зета-Джонс, и великолепный Пол Джиамати, и нестареющий Алек Болдуин. Главные герои - слащавы и унылы до ужаса. Но все второплановые роли - это просто бомба!..


Ну и напоследок два бонусных видео.
1. 12-минутная компиляция вильгельмовских криков из различный кино- и мульт-картин. Конечно, тут собраны далеко не все фильмы, но достаточно много легко узнаваемых:

2. Официальный клип I Wanna Rock от одних их моих personal favourites в данном жанре Twisted Sisters. Песня начинается только в районе 2:25, но история стоит того, чтобы посмотреть весь клип :)



Артист против Запределья


Скотт Пилигрим против Акулы


Елки против Любви


Вампиры против музыки


[о высоком], [Заметки на полях], [синематограф]

Previous post Next post
Up