...Понимаете, каждый год 31 декабря...

Jan 04, 2011 20:03

 

Россия - самая большая страна на планете, а чем больше страна, тем больше проблем…© к/ф"Ёлки", 2010


  Вечные Какая гадость эта ваша заливная рыба и О-о, тепленькая пошла! уже по чуть-чуть отходят в небытие... Нет, Иронию Судьбы, конечно, мы будем помнить и пересматривать еще не один год, но уже не с такой завидной регулярностью, как раньше. На смену одним ценностям приходят другие, вымещая из узких потертых штанов действительности заезженные цитаты и несовременных персонажей. Ничего страшного в этом нет, классика останется классикой, а Мягков с Брыльской, как бы ни старомодно смотрелась их нелепая романтическая связь, будут еще не одно поколение удивлять странными поступками, нерешительными действиями и румынскими гарнитурами...

Советский кинематограф, несмотря на государственный комитет по телевидению и радиовещанию, штамповал шедевры, шедеврики и шедеврищи кинематографа с завидной регулярностью. Нынешний же пост-советский фильмопроизводственный аппарат хромает на все свои ноги, руки, головы и прочие органы. Уже который год самые светлые головы, молодые и не очень, тужатся и тужатся в попытках выдать очередной Новогодний киношедевр, да такой, чтобы на цитаты растащили да в бане под пивко с водочкой друг другу пересказывали... Но тщетны потуги, бессмысленны надежды, жалки попытки... Как ни грустно об этом говорить, но мыльные телевизионные недо-мюзиклы и недо-телеспектакли остаются, пожалуй, единственным новогодним достоянием пост-советского телевидения... но, увы, не кинематографа.


  Думаю, не только у меня (вот, собственно, вдохновитель) каждый Новый Год возникает желание посмотреть что-то такое оливьешно-мандариново-елочное. При этом это понимают и режиссеры, продюсеры, владельцы телеканалов. Моя пост-советская сознательная синематографическая память подсказывает мне, что из новогодних фильмов без отвращения я могу назвать лишь парочку: "Приходи на меня посмотреть" да "Сирота казанская", но и то, это так, на пару просмотров. На вечное не тянет... Что уж говорить про беспощадные в своей жестокости к непритязательному зрителю всякие Тарифы Новогодние, продолжения Иронии и Карнавальной Ночи...

Вот и в этом году венценосный Бекмамбетов, находчивый и вездесущий Ургант, забавный и не особо разнообразный Светлаков, действительно великий Гармаш и куча молодых талантливых и бесталанных деятелей культуры, включая голос незаменимого Хабенского (хорошо хоть Гошу Куценко да Федю Бондарчука не задействовали), выдали очередную вечную, добрую, душевную, романтическую новогоднюю сказку... тьфу. Госзаказ, мать иво. Куча денег от спонсоров, куча денег из бюджета, сам Дима Медведев в почти главной роли...


  Ёлки, Россия, 2010 - новогодняя похабщина.
  Несколько, казалось бы, совершенно несвязанных друг с другом историй переплетаются чудесным образом и приносят всем участникам вселенскую любовь и счастье. Девочке из интерната достается мальчик из интерната, подростку-таксисту - Вера Брежнева, придурошной тетеньке - пожарник-автогонщик (слабо 197 км на пожарной машине за 2 часа преодолеть, да еще и по заснеженным российским хайвеям районного масштаба?), таджикскому дворнику - бесплатный ужин в макдональдсе, вору ублюдку - ментовскую форму и школьную любовь. Ну ведь правда, разве это не здорово, когда в новогодней сказке великовозрастные дебилы на лыжах и сноуборде гасают по лестнице в подъезде, чуть не убивая при этом бабку? Разве не чудесно, что честный и справедливый милиционер отпускает вора, грабанувшего (уже не впервый раз) ювелирный, потому что у того внезапный ассисяй? Ведь это так по новогоднему показать, что единственной радостью таджикского гастарбайтера является Биг-Мак меню раз в месяц, ради которого он готов пойти на все, ну почти на все... Ведь это ж наша жизнь! Волшебная и полная чудес, когда сам САМ ДмАнМед улыбнется и произнесет с голубого экрана телевизора заветные слова, благодаря которым интернатскую девочку, возможно, не превратят в чучело, ну как минимум не в эту ночь...


  Мне непонятно многое. Мне непонятно, почему так откровенно халтурят достаточно опытные и талантливые люди? Зачем они несут откровенную чушь насчет собственной же халтуры? Ради чего они пытаются втюхать наивному зрителю заведомо ложные эмоции? У меня накопилось еще 42 риторических и 37 конкретных вопросов к создателям сего чуда. Да, боюсь, они не услышат, а если и услышат, то ответят как-то завуалированно, что мне не понять... Кстати, создателей там вагон и маленькая тележка. Бекмамбетов расхвалил проект, как уникальный, потому что множество режиссеров работало совместно над различными историями. Нет, не так, что каждый над своей, а так, что внесколькером наваливались на вымученную сценаристами историю, да давай ее снимать! А сценаристов-то там тоже на десяток фильмов хватило бы. Там и креативные группировки и Задорнов с Якубовичем... Так что виноватых не найдешь - крайних нет :).

Да, есть единственное светлое, на мой взгляд, пятно в этом фильме. Это эпизод с героями Светлого и Урганта в самолете, снятый, кстати, самим Бекмамбетовым. Все. Остальное ни по сценарию, ни по актерской игре, ни по драматургии не лезет ни в какие ворота. Ах да, еще один положительный момент - только благодаря фильму я полез в Гугл, чтобы прояснить для себя вопрос нынешней карты часовых поясов в РФ. Я помню ту шумиху вокруг изменения часовых поясов где-то там в Самаре, но, признаюсь, был крайне удивлен, узнав, что волевым решением россияне тупо лишились одного часового пояса. Ну то есть эти пояса не переделили, а один тупо убрали (присоединили к другому). Так что теперь все, что правее московского часового пояса опережает столицу не на один час а сразу на два! Вот так тупо. Спасибо этим Ёлкам, что объяснили... В следующий раз достаточно будет просто дать ссылку на Википедию, а не снимать кинопустышку...

Чтобы срочно загладить впечатления от просмотра Ёлок, было принято решение пересмотреть действительно новогоднее рождественское кино. Ну и пусть Рождество - не Новый Год. Главное - настроение. Есть у меня средство от ёлок. И средство это зовется Love Actually (в нашенском прокате - Реальная любовь). Не побоюсь высокопарных слов, действительно шедевральное праздничное романтическое, душевное, умное, доброе, веселое, грустное, хорошее и настоящее кино!


  Love Actually / Реальная Любовь, Великобритания, США, 2003 - рождественский шедевр.
  Несколько, казалось бы, совершенно несвязанных друг с другом историй переплетены косвенным образом и приносят всем участникам вселенскую любовь и счастье. Никаких хитрожо сложновыдуманных совпадений, никаких дурацких историй, никаких Президентов... Ан нет, вру, есть один - наглый, но поставленный на место, президент США, а еще добродушный и искренний Премьер-Министр Великобритании. Вместо интернатовских детей - несчастная девушка с умственно отсталым братом. Вместо нашедшей любовь в пожарном отделении суеверной дуры - обманутый писатель и португалоговорящая ассистентка. Вместо Светлакова и Урганта - герой Билла Найи и его менеджер. Вместо Брежневой и таксиста - горничная и Премьер-министр... Очень много параллелей можно провести между этими двумя фильмами. Очевидно, что создатели Ёлок вдохновлялись и подбадривались именно Реальной Любовью. Хватит о грустном...


  Итак, Love Actually. Великобритания - страна маленькая, Лондон - город большой! Разные истории, разные судьбы. Некоторые веселые, некоторые не очень. Но все достаточно жизненные и натуральные. И все они, конечно, о любви. Тут тебе и пара актеров-дублеров, участвующих в подготовительных съемках порно-фильма, но при этом стесняющихся признаться друг другу в симпатиях. Тут и грустная история невозможности обустроить личную жизнь, имея больного и требующего постоянного внимания родственника. Трогательная история самой первой школьной любви и первого расставания. Гротескная история молодого "хочу-быть-ловеласом" балбеса  и его поиска (и, главное, удачного поиска!) любви физической. И другие, другие, другие истории... Рождество в Реальной Любви - не ключевое звено фильма. Рождество - это лишь один из тех рычагов, которые кому-то дают шанс что-то понять, кому-то дают пинок под зад, чтобы что-то сделать... Ключевым звеном была, есть и будет любовь.


  В фильме нету морализаторства, несмотря на довольно навязчивую и пронизывающую все истории идею всепоглощающей и всеобъемлющей любви. Не пришлось никого унижать, никого не пришлось спасать от унижения ради любви. Реальная любовь показана во всем ее разнообразии - с ошибками, с наивными желаниями, с неудачами и с романтическими переживаниями. Тут тебе и неразрешенные любовные треугольники и фантастические многоугольники любви... Искренность всех историй - вот то, что объединяет жизненные пути киноперсонажей.


  Реальная Любовь - это режиссерский дебют немолодого английского (хотя он родом из Новой Зеландии) сценариста Ричарда Кертиса - автора многих похождений Мистера Бина.  Интересно, что ради кадров со встречающими людьми в аэропорту, показанных в начале и в конце фильма, съемочная группа провела в Хитроу целую неделю. Снимая и отбирая удачные кадры на лету, специально обученные люди бежали к "актерам" и просили их разрешения задействовать эти кадры в фильме...

Я искренне завидую тем, кто еще не знаком с этим фильмом - Рождество на носу! Сам с удовольствием еще раз пересмотрю. Кому позволяют возможности и знания, конечно же рекомендую исключительно оригинал - как это банально ни звучит, но живые голоса и интонации замечательных актеров не сможет передать ни один дубляж/перевод. Кстати, крайне рекомендую и вторую картину этого (уже дважды) режиссера - The Boat That Rocked/Рок-волна. Также множество отличных актеров, добротный юмор, занимательный сюжет и потрясающая харизма фильма (если таковое понятие существует)...

Ну и напоследок не могу упомянуть еще один новогодний/рождественский фильм, просмотренный мною во время каникулов. Peter's Friends/Друзья Питера, Великобритания, 1992 - комедийная драма или трагикомедия или грустная, но светлая история о дружбе, произошедшая под Новый Год. Не буду рекомендовать этот фильм к просмотру в качестве отличного Рождественско-новогоднего блюда. Не потому, что фильм плохой, отнюдь. Просто он достаточно жизненный и по-своему грустный. Фильм очень рекомендуется к просмотру, но с пометкой "улыбка с грустинкой"...

На Новый Год Питер собирает своих ближайших друзей, с которыми он чудил во времена их общей молодости. Собирает после 10-летней разлуки. Собирает в шикарном замке, который достался ему в наследство от отца. Собирает с воспоминаниями о тех друзьях, которыми они были в те времена. Но время берет свое. Друзья выросли и стали взрослыми дядечками и тетечками. Да, в каждом еще можно узнать того старого Роджера, Мегги, Эндрю или Сару, но все же... Фильм с завидной регулярностью скачет между забавными и не очень эпизодами выяснения отношений, устремляясь все глубже к идее того, что личная жизнь вытеснила многое из того, что было дорого каждому из них в те времена. Бытовые мелочи и неурядицы стали важнее тех отношений и дружеских связей, что были ранее. Лишь в самом конце, перед лицом новых обстоятельств, друзья вспоминают значение этого слова. Повторюсь, фильм - светлый и позитивный, несмотря ни на что... Хью Лори, Стивен Фрай, Эмма Томпсон - это так, чтобы убедить сомневающихся...

Постскриптумом будет еще одно английское кино без объяснений и комментариев. Просто, как факт. The Importance of Being Earnest / Как важно быть серьезным, Великобритания, США, 2002 - в оригинале смотреть довольно непросто, субтитры не помешают, т.к. очень много изысканных английских оборотов с труднопроизносимыми и устаревшими английскими изречениями, выполненными в духе натуральных английских акцентов слегка усложняют восприятие этого забавного ОскарУайльдовского произведения (точнее, киноверсии оной). Ну и самое главное - основная суть, стержень Уайльдовской иронии, заключенной в названии произведения, ускользает в переводе безвозвратно... Руберт Эверетт, Джуди Денч, Риз Уизерспун, Колин Ферт!

[синематограф], [праздничное], [видео]

Previous post Next post
Up