Код 1924. Литературные юбилеи 2024 года

Mar 27, 2024 14:48





Плакат 1924 г.

Не знаю, выльется ли этот пост в отдельную регулярную рубрику, загадывать не буду. А пока давайте заглянем на сто лет назад, в год 1924-ый. Какие литературные события происходили в то время? Кто из писателей родился и умер, чем жило общество?

Нобелевская премия по литературе в тот год была присуждена поляку Владиславу Реймонту за роман «Мужики» (переведен на русский) с формулировкой «за выдающийся национальный эпос».

В 1924 г. выходит роман-сказка Юрия Олеши «Три толстяка», получивший неоднозначные отзывы как у провластных, так и у оппозиционных (в душе) критиков. Осипу Мандельштаму «Толстяки» понравились, Лидия Чуковская обвинила автора в холодности, в излишнем вещизме, который тормозит сюжет и отвлекает читателя от сути, направляет внимание на второстепенное.



Через шесть лет, в 1930 году по книге Олеши был поставлен спектакль во МХАТе, а в 1936 году - балет в Большом.

Кроме «Трех толстяков» Олеши в тот год вышли в свет «Белая гвардия» и «Роковые яйца» М. Булгакова; блестящий роман К. Федина «Города и годы», сделавший автора знаменитым; «Железный поток» А. Серафимовича, который, в сущности, не что иное, как эпос, сродни гомеровской «Одиссее». В. Обручев написал «Землю Санникова», которая, правда, была опубликована только спустя два года - в 1926-м.

Агата Кристи выпустила две книги - роман «Человек в коричневом костюме» и сборник рассказов «Пуаро ведет следствие». Роман получился откровенно слабым, королеве детектива не удавались шпионские боевики и любовные истории. А вот сборник - замечательным. На обложке помещена фотография человека, изображающего Пуаро. Человек очень похож на Дэвида Суше, ставшего в 1989 году, т.е. без малого 70 лет спустя после появление на бумаге, официальным лицом (аватаром) знаменитого сыщика.

15 марта 1924 г. родился советский писатель Юрий Бондарев, который всю свою жизнь верил в советский строй, нежно любил Сталина и на этой волне участвовал в травле Сахарова и Солженицына. Тем и запомнился.

В том же году родились Виктор Астафьев, Василь Быков, Борис Васильев, Владимир Богомолов - все писатели военной прозы - поколение людей, которым судьбой была назначена Вторая Мировая. Не будь ее, кто знает, сформировался бы талант?



Эскиз плаката «Кипит наш разум возмущенный». Художник Д. С. Моор, 1924 г.

30 сентября 2024 года будем отмечать столетний юбилей со дня рождения Трумена Капоте - американского писателя, родоначальника жанра «документального романа».

3 июня 1924 г. от туберкулеза умер Франц Кафка, проживший всего-то сорок лет, но успевший многое сделать в литературе. 12 октября ушел из жизни Анатоль Франс, автор социальных романов и сатиры на французских исторических деятелей. Полученную в 1921 г. Нобелевскую премию писатель пожертвовал в пользу голодающих в России.

1924 год можно считать годом начала русского Сорренто. В апреле в этот итальянский город приехал Максим Горький с семьей и друзьями, в октябре к нему присоединились В. Ф. Ходасевич и Н. Н. Берберова, а впоследствии и другие члены литературной тусовки.

Для Горького, как и для Ходасевича с Берберовой, этот год стал переломным. Все трое пока не решили, где они будут - останутся в Италии или вернутся в СССР. Будущее рисовалось туманным. Ходасевич впоследствии вспоминал:

Я приехал в Сорренто и застал Горького на положении человека опального. Полпредство, недавно учрежденное в Риме, игнорировало его пребывание в Италии. Его переписка с петербургскими писателями откровенно перлюстрировалась... В советских журналах о Горьком отзывались весьма скептически... Сам Алексей Максимович говорил о большевиках с раздражением или с иронией: либо «наши умники, либо «наши олухи»... Однако, когда в Сорренто приехал лечиться московский писатель Андрей Соболь, Алексей Максимович при нем считал нужным носить официальную советскую маску.

Как известно, Ходасевич сделался эмигрантом, а Горький вернулся-таки в СССР.

В Сорренто издавалась «Соррентийская правда», в которой участвовали все русские авторы. Светлое будущее было основной темой газеты, излагалась она в сатирическом русле. В четвертом номере был напечатан пародийный рассказ Горького «Правдивое изложение случая с почтмейстером Павловым».

Из «Секретного бюллетеня Главлита № 7 за 1924 г.» узнаем о положении дел в детской литературе. Авторы документа проанализировали детские издания, выпущенные в том году в обеих столицах, и составили детальный отчет. В отчет они включили характеристику работы издательства, статистику и практические рекомендации по улучшению качества книг для детей.

Как следует из бюллетеня, в 1924 г. Главлит изъял из продажи 118 книг из 279 представленных на рынке. 28 манускриптов зарубили еще до поступления в печать, поскольку их авторы негативно отзывались о политическом строе, идеологическая составляющая текстов хромала, а две рукописи вообще оказались откровенной «бульварщиной».

Помимо прочей довольно любопытной информации, отражающей дух эпохи, находим в бюллетене рецензии чекистов на произведения детской литературы. Вот, например, отзыв на «Муху-Цокотуху» Чуковского, вышедшую, как можно догадаться, в том же 1924 г.:

Тема, конечно, самая «детская». Муха - именинница. Как водится в мещанском «кругу», муха усердно угощает гостей, всякого рода насекомых. Вдруг на муху нападает паук. Все гости в страхе разбегаются, кто куда. Но тут прилетает благородный комар... «Подлетает к пауку, саблю вынимает и ему на всем скаку голову срубает и к окошечку ведет...». «Я злодея зарубил, я тебя освободил, и теперь душа-девица на тебе хочу жениться. Муха рада улыбается и с героем обнимается. Снова сбегаются гости, ну, конечно без различия классов и состояний: «козявочки с червяками». Следует описание свадьбы («веселятся до утра») а в заключение - картинка: новобрачные сидят за самоварчиком, пьют чай и кокетничают. На что-то смахивает эта сказка. На «Спящую царевну», на целый ряд аналогичный старых сказок. Когда спрос на героев-царевичей прекратился (вернее, сократился) наши «сказатели» перенесли свое внимание на насекомых, животных и птиц. Изменилась только среда, но приемы остались. По-прежнему прекрасный кавалер (от Иванушки-дурачка до принца) спасает «ее» и получает, вместо гонорара, «руку». Наши дети еще не знают таких историй, но тут на помощь приходят старые и новые писатели…



Кадр из диафильма «Муха-Цокотуха» 1966 г.

Важная тенденция в культурном пространстве страны, набирающая силу к середине 1920-х гг.: рецензии и отзывы на книги и другие произведения искусства (спектакли, музыкальные произведения, картины) пишут теперь не критики, а политредакторы, замполиты, политруки, пропагандисты. Их вотчина - идеология, а не сфера искусства. Книга или постановка становится ценной не с художественной точки зрения, а с идеологической - насколько она вписывается в генеральный курс партии. Это крайне симптоматично - цензуру устанавливали буквально с первых лет существования советского государства.

Конечно, перечисленными событиями год 1924 в литературе не исчерпывается. Были и другие. Эти показались мне наиболее важными.

Пишите в комментариях, если я что-то я пропустила.

#веснаестьвесна, общество, литературный процесс

Previous post Next post
Up