Что нужно, чтобы быть причисленным к лику святых в католичестве

Jun 06, 2021 21:21


Причисление к лику святых или канонизация в католической церкви процесс достаточно трудоемкий. Будущий святой должен выполнить определенный набор действий, как при жизни, так и после смерти. Только после этого Церковь в лице папы, который, как известно, не кто иной, как представитель Бога на этом свете, может провозгласить его святым.

До 12 века процедура канонизации была довольно простой. Чтобы стать святым и войти таким образом в круг приближенных Господа, необходимо было пострадать за веру, а еще лучше умереть мученической смертью.



Мадонна со святыми. Слева: Иоанн Креститель, св. Григорий I Великий. Справа: св. Бенедикт, св. ? Худ. А. Мантенья, 1497 г.

Благодаря этому простому правилу, большинство христианских мучеников или страстотерпцев в православной терминологии, пострадавших от гонений римских императоров, которым христианство было как кость в горле, получили возможность вечно жить с Богом на небесах.



В Средние века святыми провозглашались и те, кто много проповедовал, строил церкви, занимался благотворительностью. Как правило, такие святые были местночтимыми, т.е. пользовались славой на ограниченной территории.



Святой Иероним со святой Паулой и святой Евстахией. Худ. Ф. де Сурбаран, 1650 г.

Например, в местечке Амэ в Бельгии такой туземной праведницей является святая Ода. Богатая женщина жила в 6 веке и прославилась меценатством и строительством храмов. В 608 году, через 20 лет после смерти вдовицы епископ Льежский, тоже впоследствии канонизированный, самолично провозгласил ее святой. Католическая церковь решение не оспаривала. Ни тогда, ни тем более сейчас. Сегодня святую Оду почитают только в Амэ. За его пределами о ней и слыхом не слыхивали.

В 12 веке римско-католическая церковь приняла наконец свод правил для канонизации. Превращение обычного человека в святого теперь проходило в два этапа. Сначала нужно было стать блаженным (беатификация) и только после этого появлялся доступ к высшей ступени праведности.

Очень важно было выдержать сроки. Т.е. нельзя было умереть и сразу стать кандидатом в блаженные. Требовалось подождать минимум 5 лет.

Сегодня, по меркам средневекового человека, канонизация длится бесконечно долго. Раньше работали гораздо оперативней. Так архиепископа Фому Кентерберийского (1173 г.) канонизировали за 3 года, Франциска Ассизского (1228 г.) - за два, а с Петром Веронским (1253 г.) и Антонием Падуанским (1232 г.) и вовсе управились за год.



Святой Франциск Ассизский в экстазе. Худ. А. ван Дейк, 1632 г.

Если сравнить с длительностью современных процессов: мать Тереза (2016 г.) - 19 лет; Хосемария Эскриви де Балагер (2002 г.), тот самый, что основал хорошо известный любителям Дэна Брауна, Опус Деи, - 27 лет; Тереза из Лизье (1925 г.) - целых 28 лет!

Специально созданная комиссия изучает деяния соискателя на этом свете. Из них потом каноники составят житие. После чего тщательно экзаменуются все чудесные явления, произошедшие рядом с мощами или гробом праведника.

Важным условием достижения святости является мироточенье, которое должны производить останки или мощи.

Хотя были святые, которые испускали ароматы уже при жизни (и таким образом автоматически выполняли условие мироточения после смерти).

Например, святая Лидвина из Схидама (1380 - 1433 годы). В 15-летнем возрасте каталась на коньках и упала, переломав себе все, что только можно. Следующие 38 лет была прикована к постели, при этом жила жизнью праведницы и совершила множество чудес.

Посетители, приходившие навестить Лидвину, отмечали благоуханный аромат, исходивший от ее тела и незаживающих ран. В дальнейшем этот запах послужил одним из доводов "за" при канонизации женщины.



Падение святой Лидвины. Худ ? Источник: http://leblogdumesnil.unblog.fr/

Еще одно условие - заслуженная репутация (что хорошего было сделано при жизни или насколько сильно соискатель страдал за веру), которая сохраняется после смерти, а еще лучше, если увеличивается. Например, находятся новые, ранее неизвестные данные о праведных делах.

Наконец, третье, важнейшее условие - чудеса. Необходимо, чтобы после смерти кандидат в святые произвел некоторые необыкновенные деяния - исцеления, воскрешения из мертвых (исчезающе редкое чудо в наше время), экзорцизм (в связи с развитием медицины как-то вышел из моды) и прочие манипуляции с хлебом и рыбой.

Наиболее популярным чудом у современных святых, как несложно догадаться, считаются чудесные исцеления. Комиссии по канонизации обычно хватает двух чудесных излечений, что утвердить кандидатуру, но если будет больше, то ничего страшного. Так даже лучше.

Напоследок отметим, что в среде католических святых существуют свои специализации. Чтобы приблизиться к Богу, вовсе не обязательно быть мучеником, можно, например, как цитировавшаяся выше святая Ода заниматься благотворительностью и тоже получить свой кусок пирога.



Святой Иоанн Креститель в пустыне. Худ. И. Босх, 1489 г.

Итак, святые римско-католической церкви подразделяются на: дев, апостолов, мучеников, исповедников, пророков, патриархов (отцов церкви).

католицизм, #этолето, святость, невыдуманные истории, религия

Previous post Next post
Up