Очередная грустная повесть о том, какую страну мы просрали. В этот раз коснемся того, чем гордился каждый советский гражданин. Космос.Учитывая бесконечные финансовые потоки, белок, стрелок на орбите и Гагарина в ракете, венец всей советской космической программы - Буран. После загадочной идеи Никсона создать шаттл для доставки неких грузов на орбиту, дальнейшей разведки ГРУ и осознанию, что это всё создается для военных целей, появился наш ответ бездушной капиталистической машине. Встречайте - уникальный летательный аппарат, с виду - романтичный космический корабль, а на деле - транспортный носитель оружия массового уничтожения. Да, и до Бурана возили грузы на орбиту, но в этот раз задумывался многоразовый космический челнок. Внутри я расскажу как от этой шикарной идеи всё пришло к картинке внизу.
Как известно, в гонке с Америкой не бывает компромиссов, так что и наш ответ на космическую программу Space Shuttle был мощнее. Из известных отличий - возможность доставки грузов большей массой, чем американский близнец, возможность сажать корабль с работающим двигателем, что, как я понимаю, позволяет садиться Бурану на взлетно-посадочных полосах, предназначенных для обычных летательных аппаратов. Также Буран имел систему экстренного спасения экипажа, которого в Шаттле не было. В общем, это отличия, мало относящиеся к нашей тематике, зато они вызывают чувство гордости, в том числе за стоимость проекта. Буран: НИОКР - 12,3 млрд.рублей, кап. строительство - 4,1 млрд.рублей. Шаттл : суммарные затраты на 1983 г. разработка и испытания: $17,8 млрд. (по курсу 1982г.)
А теперь о самих Буранах. Строились они, как ни парадоксально для меня звучит, в спальном районе Тушино в городе Москве, на Тушинском Машиностроительном Заводе, в НПО "Молния". К слову, от КБ до причала Москва-реки проходит улица Лодочная, вместо обычных четырёх полос расшыренная до восьми. Местные жители, пережившие расширение, стали называть улицу "Большая Шатловка". Собственно, это был единственный способ транспортировать в Байконур космический корабль.
Буран обладает следующими размерами: длина -- 36,4 м, размах крыла - около 24 м, высота корабля, когда он стоит на шасси -- более 16 м, стартовая масса -- 105 т, грузовой отсек вмещает полезный груз массой до 30 т при взлёте, до 20 т при посадке. Всего летательных аппаратов и макетов было 14. В виде летательного корабля можно говорить о двух готовых экземплярах и четырех полноразмерных макетах. Все эти изделия имели нелегкую судьбу, но всё же вернёмся к транспортному вопросу.
Итак. При выезде из ворот кораблю, который сам по себе является транспортным средством, предстоит маршрут по земле, воде и воздуху до места службы. Масса корабля с демонтированными крыльям составляет 50 тонн. После вояжа по расширенной и распрямленной улице Лодочной его загоняют на баржу. Баржа, кстати, не какая-нибудь обыкновенная, а оборудованная цистернами для осадки (в Москве много мостов). Конечно же, не забыли о секретности: ведь это военный груз, поэтому он в чехле. Далее в Жуковском его загоняют под козловой кран ПКУ-50, поднимают и устанавливают на самолет-носитель ВМ-Т <<Атлант>> (доработанный бомбардировщик 3М). Кстати, в будущем, предполагалось перевозить Буран на другой отечественной гордости - Мрии. В пути к покорению космоса можно всё! Ладно, помечтали, а теперь о горькой правде.
Итак, первый Буран всё-таки сумел побывать в космосе, правда в автономном режиме, но злая судьба отвела ему скорую смерть. Вместо жизни в полетах, он, простояв около 17 лет в ангаре, погиб при обрушение крыши здания. Второй летный экземпляр поднимался в воздух лишь "на спине" ВМ-Т при транспортировке на Байконур, готовился к полету с экипажем (что было запланировано на 1993 г.), но в виду известных событий, так и не увидел космоса и в настоящее время пылится в ангаре на Байконуре. Из макетов - сохранился всем известный макет в Парке имени Горького в г. Москве. Следующий макет имел самую сложную судьбу, побывал в четырех странах мира, имеет богатую криминальную историю, и это достойно отдельного поста, так что пока опустим подробности. Третий и четвертый макеты находятся в Байконуре, вот о судьбе одного из них я и хочу рассказать в форме фотоотчёта.
Речь пойдет о макете ОК-МЛ-1, он на фото сверху. В 90х-00х использовался местной молодежью как место для распития пивка, люк был вскрыт, остекление разбито, в общем состояние крайне плачевное. в 2007 году по непроверенной информации был продан неким коммерческим структурам и в скором времени было принято решение о перевозке макета с открытой площадки Байконура на охраняемую территорию рядом с музеем космодрома.
А вот цитата с новостного сайта:
<<Решение об использовании макета <<Бурана>> как музейного экспоната было принято после того, как специалистам Федерального космического центра <<Байконур>> удалось разработать эффективную схему транспортировки корабля к музею космодрома без расходования значительных материальных средств. Во второй половине января под руководством первого заместителя директора ФКЦ <<Байконур>> Томчука В.Р. <<Буран>> был перевезен к музею и установлен на открытой экспозиционной площадке у музея. Сейчас специалистами хозяйственного управления ФКЦ <<Байконур>> разрабатывается проект по восстановлению внешнего облика макета корабля, воссозданию кабины космонавтов и развертыванию экспозиционного зала в грузовом отсеке корабля.>>
Думаю, комментарии к цитате и фото ниже излишни.
И бонусом - видео
Click to view
Текст, видео и фотоматериалы взяты с сайта
http://www.buran.ru , очень рекомментую посетить!