Белорусский ответ НАТО

Feb 23, 2011 20:53

В День защитника отечества, думаю, очень уместен будет пост об одной интересной разработке Минского Завода Колесных Тягачей. Речь о трехзвенной сцепке, созданной для решения самых суровых задач в рамках ратного дела. Машина, которая выглядит как танк, и созданная, чтобы их возить. Приглашаю внутрь нашего праздничного поста.




В 1998 году министерство обороны шейха Объеденных Арабских Эмиратов Заеда бин Султана аль Нахайяна объявило тендер на создание и поставку тягачей-танковозов для транспортировки бронетехники и других гусеничных машин весом до 130 тонн. В тендере участвовали Mercedes-Benz, MAN, Liebherr, Oshkosh, MAN, Volvo, Tatra, Kynos. Задача по проекту тендера стояла непростая: возможность перевозить по бездорожью и песку, в составе двухзвенного автопоезда, танк массой 70 т или два БМП, а также возможность перевозки по хорошим дорогам, в составе трехзвенного автопоезда, двух танков или трех БМП. Танки, кстати, у арабов - это Leclerc с небольшим тюнингом в виде дополнительных кондиционеров. Также в кабине должно было быть 9 мест, чтобы разместить экипажи боевых машин.




Первый этап тендера прошёл в конце девяностых. Тогда "Бегемотик"(именно так прозвали его белорусские конструкторы) обставил своих конкурентов в испытаниях по прохождению маршрутов в суровых условиях пустыни на много сотен километров. Но Бегемотик не имел еще тогда собственного "хвоста" (полуприцепа) и бегал с прицепом Lohr. Однако, под давлением США или каких-то иных дьявольских сил тендер отложился, и единственный экземпляр Бегемотика чуть не канул в небытие, но в 2000 году был объявлен новый этап тендера. К нему уже был подготовлен белорусский полуприцеп и прицеп, плюс поубавилось конкурентов. Остались Тatra, Titan и Liebherr.




В общем, арабы в свойственной им манере, не особо торопясь, долго решались на столь важное решение, но всё же в 2007 году на выставке IDEX подписали с МЗКТ контракт на поставку сорока трехзвенных танковозов. Подписывать контракт, к слову, ездил лично батька Александр Григорьевич Лукашенко.




Теперь о самом бегемотике, точнее, о нем в полном составе. МЗКТ-74135+99942+83721, где соответственно, первый индекс - тягач, а далее идут полуприцеп и прицеп. Общая длина сцепки - 39 метров, 11 осей и общая масса более 200 тонн. Первый опытный образец, для тендера, был построен еще в 1997 году. Его основное отличие от основой продукции МЗКТ - конечно же, капотная кампоновка кабины. Обычно, учитывая доброе соседство с МАЗом, МЗКТ использовал их кабины, но в этот раз решено было сделать всё иначе.




Мотор бегемотика - не очень скромный 788-сильный дизель Deutz TBD TBD 234 V12, установленный спереди. Кроме основной задачи он служит противовесом для разгрузки задней тележки и даёт больше возможностей для увеличения нагрузки на седельно-сцепное устройство. Таким образом получаем более грамотное распределение нагрузок. Но не стоит забывать и о месте службы танковоза. Аравийская пустыня - не Беловежская пуща, и под капотом стоит очень мощная система охлаждения, которая бы просто не поместилась без капотной компановки.




С 2004 года в производстве танковзов серии 74135 произошли изменения: мотор Deutz заменили на 796-сильный V12 Mercedes OM 444 LA и установили более современную трансмиссию Allison M 6610 AR. Кстати, коробка "автомат" :) Кроме внутренних изменений также подверглась "рестайлингу" внешность: бегемотик стал намного более обтекаемым и теперь имеет более плавные формы кузова. Так же добавилась функция опрокидывания кабины, а ранее вопрос доступа к гидромеханической передаче решался через люк в кабине, что является не самым практичным решением для пустыни.




На прицепных звеньях установлены автономные двигатели, компрессорные установки и гидравлические станции. Все эти гаджеты нужны для подъема и спуска трапов, изменения клиренса, в том числе разного для каждой стороны в случае езды по барханам, а также реализованы кое-какие хитрые решения, вроде реактивных штанг, которые позволяют выворачивать ось прицепа на 180 градусов, на случай прокола колеса для его замены.




По хорошим асфальтобетонным дорогам автопоезд МЗКТ может двигаться в тройной сцепке, а по пескам - только в виде двухзвенника. Правда, жизнь всё же говорит о не вседозволенности использования бегемота в полном комплекте в условиях плотной городской застройки, полный радиус разворота в трехзвенном варианте страшно называть.



ТТХ Бегемотика очень интересные: максимальная скорость движения по пескам 30 км/ч, а по дорогам общего пользования - аж до 80 км/ч, и это при полной загрузке. Полная масса автопоезда - 205,4 тн, нагрузка на ССУ - 26 тонн. Масса перевозимого груза 70 тн на полуприцепе и 60 тн на прицепе. И всё таки, о радиусе разворота: минимальный - 82 (!) метра. Погрузочная высота и ширина, думаю, не имеют особого значения :)



МЗКТ, ОАЭ, Милитари, Негабаритные хроники

Previous post Next post
Up