Первая часть отчёта. Вторая часть отчёта. Третья часть отчёта. Четвёртая часть отчёта. Пятая часть отчёта. В заключительном посте о поездке в Крым с велосипедами - забег по Балаклавскому подземному музейному комплексу и по территории Бахчисарайского Ханского дворца.
2. Музей в Балаклаве - это база ремонта подводных лодок, а также ядерный арсенал времён холодной войны. Строительство базы началось в 1953 году, на создание сквозного тоннеля в горе и прочих подземных сооружений заняло восемь лет и 322 миллиона советских рублей, в 1961 году в подземный док встала на ремонт первая подводная лодка. Эксплуатацию комплекса скрывали от возможного наблюдения, на горе над входом в тоннель были построены фальшивые домики, сам вход был прикрыт защитной сеткой, подводные лодки входили в тоннель только ночью. Эксплуатация комплекса была завершена в 1994 году. На фото ниже - схема тоннелей и то, как это выглядит со спутника, зелёная линия - маршрут экскурсии
3. Вход в тоннель
4. Внутри комплекса. Длинные тоннели, массивные гермодвери - комлекс должен был выдерживать применение по нему ядерного оружия
5. Люки внутри музея
6. Музей полон всяческих мин, торпед, ракет
7. Сухой док. Сюда заходила подводная лодка, а затем вода откачивалась
8. Подземный морской канал
9. Постоянный изгиб тоннеля призван гасить ударную волну ядерного взрыва
10.
11. Идея с подобной подсветкой - великолепная
12.
13.
14. Также музей полон моделей кораблей, и я, как посещавший в детстве секцию судомоделирования, готов был остаться там жить ))
15.
16. Ещё одно место с классной подсветкой
17. Хранилище ядерных зарядов
18. Крылатая ракета Х-22
19.
20.
21. Модель АПЛ проекта 941 "Акула"
22. Корпус подлодки
23.
24. Общий вид одного из помещений. В этом фотоотчёте лишь малая и самая очевидная часть всего того, что есть в музее, а так, там есть ещё куча экспонатов, начиная от множества видов оружия подводных лодок, кончая коллекцией нагрудных значков офицеров флота. Мы пробежали весь маршрут экскурсии за полтора часа, особо нигде не задерживаясь, но сам комплекс - огромен, чтобы осмотреть всё нужно дня два, я думаю
25.
26.
27. Торпеды и котэ
28. Палубный штурмовик вертикального взлёта-посадки ЯК-38
29. Следующая часть - о Ханском дворце в Бахчисарае. Его мы тоже посетили стремительным набегом, так как хотели в это утро попасть ещё в пещерный город Чуфут-Кале, о котором я писал в предыдущем посте, но внутренняя территория дворца выглядит очень здорово, не выложить её здесь я не мог. На фото - улица Октябрьская в Бахчисарае
30. Фонтан в честь приезда в Бахчисарай Александра I и ворота, ведущие к воинскому захоронению
31. Часть главного дворцового комплекса. Внутрь этого строения, как и прочих на территории, можно зайти и осмотреть экспозицию. Но всё-таки формат велопохода накладывает некоторые ограничения: ты или ходишь по музеям, или едешь по маршруту. Чтобы совместить первое и второе, нужно ехать не на десять дней, как мы, а недели на три минимум
32. Северные ворота и Биюк Хан-джами - Большая ханская мечеть
33. Соколиная башня, построена в середине XVIII века. Название «соколиная» связано с тем, что на первом этаже башни держались ловчие птицы
34. Часть главного дворцового комплекса
35. Цитаты из Корана на стенах мечети
36. Большая ханская мечеть, построена в 1532 году