Многие считают, что основной проблемой философии является проблема познаваемости мира, проблема природы бытия и человека, особенностей их взаимодействия или нечто в этом духе. Но фактически основной проблемой является та, которая расположена первой в цепочке проблем, неразрешимых без ее решения. Парадокс в том, что сейчас, с этой точки зрения, основной является проблема, вообще не имеющая отношения к всеобъемлющим законам бытия. А именно - современная философия находится в тупике по причине того, что ее отнесли к науке и изучают как науку.
Естественные науки инертны: есть общепринятая теория с жестким формализмом, а все, что ей противоречит, тут же пресекается бдительными коллегами. Более того, при обучении любое инакомыслие также карается, что успешно отбивает желание и способность видеть ошибки и искать правильные варианты. В результате, единственное, что при таких условиях спасает естественные науки - наличие возможности наглядного доказательства в ходе эксперимента. Время от времени находятся люди, которые идут, в той или иной степени, против течения и открывают нечто принципиально новое.
Философия же возможностью наглядного доказательства не обладает, поэтому к естественным наукам, очевидно, не относится. Не относится она и к гуманитарным, поскольку не ограничивается систематизацией человеческой деятельности.
Однако, не относясь к наукам, философия берет из них характерные подходы. Из гуманитарных наук переносится приемлемость большого количества точек зрения, теорий, описывающих одну и ту же проблему, рассматриваемых как равноценные (в отличие от одной общепринятой теории в естественных науках). Из естественных наук переносится строгая формализация понятийного аппарата, настолько жесткая, что ее так же, чуть ли не дословно, преподают в процессе обучения. Возникает противоречие: если есть строгая формализация, то должна быть и единая выверенная теория, если же такой теории нет и многие теории признаются равноправными, то не может быть и никакой строгости в определениях понятий.
В итоге - «философы» с привитым им стандартизованным типом мышления ограничиваются тем, что… систематизируют результаты деятельности настоящих философов, людей с более гибким разумом, стремящихся к познанию истины, а не к соответствию каким-то шаблонам. Известно, что большая часть философских концепций была сформулирована еще в древние времена. При этом те философы вовсе не старались размышлять в едином ключе, а наоборот проявили обширное разнообразие и оригинальность взглядов. Сейчас такие люди тоже существуют, но, опять-таки, вынуждены идти против течения. И, в отличие от представителей естественных наук, чаще не доходят - ведь доказать значимость своей теории наглядно в философии невозможно.
Вот в чем и состоит проблема: современная философия в виде науки выродилась в сплошную историю философии (чисто гуманитарную науку) из-за потери гибкости разума «профессиональных философов», вызванную чересчур строгой формализацией, свойственной естественным наукам.
Какова мораль всего этого? Если вы интересуетесь философией, помните, что философия - это не сборник сказок на каждый день из разряда «а еще был философ, который считал, что …». Из сотни существующих теорий, даже и пересекающихся в чем-то, ошибочными являются… все сто, потому что истина не только полна, но и не содержит ничего лишнего. Поэтому все эти теории не заслуживают какого-то особенного почтения, чтобы в точности запоминать как можно больше из них, и не заслуживают того, чтобы вы останавливались на одной, которая вам понравится больше всего. Они - лишь набор строительных материалов, из которых вы должны построить нечто свое, в той мере близкое к истине, в какой вы способны «отделять зерна от плевел». Только осознав это, вы сможете перейти от бесконечной истории философии к настоящей философии. А это стоит того.
Ну а если не интересуетесь, то, возможно, стоит заинтересоваться - ведь философия, на самом деле, вовсе не так уныла, как может показаться (именно из-за излишнего внимания к формализации) на занятиях в университете или еще где-то :)