(no subject)

Oct 21, 2013 17:19


Чтение трилогии заняло у меня несколько месяцев - в том смысле, что с большим перерывом. И вот теперь мне очень хочется поделиться впечатлениями. Для сравнения размещу здесь сначала свою рецензию на первую часть, думаю, интересно посмотреть, как меняется мнение  :)
Сьюзен Коллинз - «Голодные игры» (книга 1)
Роман позиционируется автором как юношеский (в предисловии), но я бы сказала, что это произведение для всех, просто его можно прочесть и в подростковом возрасте. Там же, в предисловии, читателю сразу дана отсылка и на Древний Рим, и к мифологии - и становится немного жаль, что нас практически лишают возможности провести эти параллели самим, хотя бы даже по римским именам некоторых персонажей, названию «Капитолий», квадригах на церемонии открытия и т.п., хотя, конечно, они имеют глубину гораздо большую.
На первых страницах несколько неудобным для меня был «рваный» стиль - короткие, очень часто неполные предложения, словно бы не само по себе повествование, а лишь его краткий пересказ. Но потом, в сочетании с грамматическим настоящим временем повествования, создался нужный эффект - репортажа, прямого эфира, того самого реалити-шоу, о котором, собственно говоря, и идет речь.
На жестком мифологическо-историческом каркасе построен мир, находящийся, наверное, уже в состоянии неустойчивого равновесия, за шаг до перемен. Возможно, что-то подобное мы увидим во второй и третьей книгах, хотя - кто знает.
Хотя в произведении затронуто очень много острых вопросов - начиная от социального неравенства, деспотии, проблем сохранения личности в условиях «закона джунглей» в ходе Голодных Игр (о чем говорит и сам Пит) и до тонкостей межличностных отношений - его можно скорее отнести к жанру экшн, а не к психологическому роману. Детали самоопределения, мироощущения, жизненной позиции героев не описываются, они скорее просто фотографически показаны - иными словами, психологизма как такового в книге не так уж и много, что и позволяет, наверное, отнести ее к категории юношеских. В отношении психологических портретов второстепенных персонажей также хотелось бы большей детализации, но что есть - то есть.
В то же время, сама форма повествования от первого лица предполагает (и об этом снова прямо сказано во введении, будто в шпаргалке) некую эмоциональную, личностную соотнесенность главной героини, Китнисс, как с автором, так и с читателем. Повествование от первого лица традиционно считается в некоторой степени исповедальным, но здесь, на мой взгляд, мы видим скорее «эффект присутствия», репортаж с места событий от участника этих самых событий (снова что-то журналистско-медийное). И когда в уста (а точнее, мысли вслух) Китнисс автором вкладываются-таки какие-то размышления, переживания, видна под оболочкой решительности, жесткости хрупкая неуверенность, нагая незащищенность героини - а фактически, и многих жителей дистриктов в их неравных отношениях с Капитолием. Еще чуть-чуть - и Капитолий можно было бы сравнить с летучим островом Лапута Дж.Свифта.
Относительно развития событий и характеров (осторожно, спойлер!) радует, что автор не заставила главных героев переломить самих себя, все же не противопоставила их в гонке за жизнью. Также интересно то, что для победителей все прилагающиеся к их триумфу материальные блага кажутся не более, чем небольшим бонусом, когда речь идет о них самих - и чем-то, за что стоит сражаться до последнего вздоха, если имеется в виду какое-то улучшение условий жизни их родных и близких. И хотя, как я уже упоминала, сам автор определяет своей целевой аудиторией юношество, я не колеблясь посоветую ее для прочтения, например, своей маме.
В целом, несмотря на некоторые перечисленные недостатки, книга справляется со своей главной задачей - заставляет задуматься. Во-первых, наверное, о том, что мы с вами живем почти в раю и постоянно забываем об этом. Во-вторых - о том, что рай - он всегда в шаге от краха. И в третьих - о том, что достигается он не всегда так уж чисто и красиво, как нас хотелось бы, а часто за счет страдания других. И еще одна не новая, но очень важная мысль - мы привыкаем отстраненно смотреть на чужие несчастья, жизнь превращается для нас в некое реалити - а это не только отвратительно само по себе, но и опасно.
Завершить этот отзыв хочется своими ожиданиями к продолжению трилогии, которое мне только еще предстоит прочесть. Понятно, что путей развития сюжета всегда неизмеримое множество, но я скажу, что мне хотелось бы видеть, как главные герои если не разрушают, то подтачивают висящий над ними Дамоклов меч Голодных Игр, как-то объединяют разрозненное общество, в котором им приходится существовать и где, кажется, у них нет выбора. Но ведь каждый, если только очень сильно захочет, может изменить правила игры, что и доказывают Китнисс с Питом - и Хеймитчем.
Ну и, собственно, отзыв уже дня сегодняшнего:
Голодные игры С.Коллинз (трилогия)
Для начала заранее хочу попросить прощения, если что-то перепутаю в именах - 2 и 3-ю книги читала на английском.
Находясь еще в процессе знакомства с трилогией, я однажды в обсуждении назвала этот цикл неплохой адаптацией самого жанра антиутопии для подросткового возраста. Теперь мне хочется отредактировать собственное высказывание. «Голодные игры» - это антиутопия глазами подростка. Может быть, и не просто так для последней части трилогии автором было выбрано название «Сойка-пересмешница», сразу отсылающее (по крайней мере, лично меня - моментально) к роману Х.Ли «Убить пересмешника». Действительно, оба произведения показывают, как меняется мир и его восприятие, когда начинаешь понимать сказанное не только в прямом смысле, когда понимаешь, сколько скрытых мотивов может быть у человека, которого ты знаешь много лет…
Если эта трилогия и нацелена изначально на юношество, то можно с уверенностью сказать, что это нисколько не умаляет ее зрелости как художественного произведения. Удивительный микс жесткого экшна, триллера с нравственными поисками, открытиями и изобличениями (часто и самого себя) - вот что представляют собой «Голодные игры».
Первая часть, как мне кажется, больше направлена на то, чтобы показать различие между людьми из угнетенных дистриктов и населением Капитолия и приближенных районов. Конечно, на первой книге лежит сложная задача представления концепции всего мира трилогии, самого явления Голодных игр во всей красе - жестокого реалити-шоу, где дети убивают друг друга, а выжить должен только один. Здесь главная героиня, хоть и понимает всю жуткую несправедливость устройства общества, еще не готова к переменам ни внутренним, ни иного уровня. Ее поступок с ягодами в финале Игр мотивирован только желанием выжить и, по возможности, спасти друга, но в неосознанной его глубине уже лежит стремление противопоставить себя кровожадной системе.
Особенно зацепил момент, когда Китнисс замечает, наблюдая за командой стилистов-визажистов - они много говорили об Играх, но будто бы не о нас, а о себе, кто чем в это время был занят. И действительно, ведь бывает, ловишь самого себя с содроганием на мерзкой мысли, когда что-то случилось - ну все, пропали мои выходные!
Вторая книга, «И вспыхнет пламя», удивила своим началом. Китнисс узнает, что начались восстания - и все-таки под угрозами президента всея Панема решает попытаться «замять» начавшуюся бурю. Еще один шокирующий момент - когда она узнает, что даже давних победителей Игр не оставили в покое, всем им так или иначе достается от системы. Их используют. Я изо всех сил старалась не представлять себе, не визуализировать победителей прошлых игр, постаревших и искалеченных, вновь оказавшихся на арене по правилам Quarter Quell (Квартальной битвы?). Эти Игры оказываются последними, и мне лично даже удивительно, как Капитолий не предугадал бунта и не пришмякнул всех участников разом (хотя ловушки действительно были жестокими). Даже подготовка проходит совсем по-другому - интервью более откровенные, и даже помощники трибутов, капитолийцы, понимают, что вряд ли кто вернется живым. А от сцены, где в конце трансляции трибуты взялись за руки, хоть и должны быть друг другу смертельными врагами, у меня побежали мурашки.
Но и в третьей книге игры не заканчиваются, и Китнисс постепенно понимает, что восстание - тоже лишь игра для его предводителей. В общем, таинственный 13-й дистрикт оказался коробочкой с двойным дном. Все сюжетные повороты в конце романа - с президентом Сноу (вот уж парадоксальная личность! И кончина для него автором выбрана словно бы двойственная), с парашютами - я лично читала уже с открытым ртом и едва ли не со слезами на глазах. А эпилог пронизан такой болью и в то же время счастьем вопреки, что это даже сложно описать.
Этот цикл, без преувеличений, потрясает. В нем много страшных, кровавых событий - но автор не смакует такие детали (как это часто бывает, к сожалению, в современной литературе и особенно кинематографе), в описаниях сквозит отвращение, осуждение. Они нужны, необходимы, ведь это война, и как иначе мы поймем героев, если не прочувствуем ужас на себе? В общем, всех впечатлений и не пересказать. Во всей трилогии заложено очень много ценных «посланий» читателю. Не знаю, как это воспринимается подростками, но я аплодирую автору стоя.

мир вокруг, рецензия, культура

Previous post Next post
Up