Хаос под контролем

Jan 25, 2016 13:11

Кто-то из писателей едко, но метко назвал это самое писательство контролируемой шизофренией. Так вот, сочиняя по заданию, в сжатые сроки и на неродном языке, погружаешься в хаос, который, тем не менее, надо держать в кулаке.
Вы уже догадались, что это я снова о курсе «How Writers Write Fiction 2015» (Как писатели пишут вымысел), и пост снова будет объемистым.
В обзоре я писала, какое впечатление на меня произвели тонко расписанные условия к практическим заданиям. Итак, переведу здесь задание к третьей неделе, когда, после двух недель работы над героями, мы взялись за сюжет. Как увидите, задания всегда делились на два вида - для начинающих и опытных писателей.
Задание для начинающих авторов. Напишите рассказ, где будет не менее двух персонажей. Это могут быть персонажи из ваших первых заданий или совершенно новые. Как предлагает Стивен Лавли, убедитесь, что ваши герои чего-то хотят, жаждут. Их желания и станут главным конфликтом. Подайте их желания и проблему их противоречащих желаний или нужд прямо, как предлагает Борис Фишман, в первых абзацах. Можно показать их в форме диалога, действия и / или мыслей персонажей, но постарайтесь, как писатель, не сообщать нам прямо, чего они хотят и что противостоит их желаниям. Далее, добавьте внешнюю силу, которая заставляет их взаимодействовать. Если хотите, они также могут взаимодействовать и с бОльшим числом персонажей, но не обязательно - вы можете ограничиться и всего двумя героями. Представьте ситуации, требующие разговора, реакции, действия, решения проблемы: в середине представления люди вынуждены покинуть зал, срабатывает пожарная сигнализация - и вскоре замолкает, раненая птица залетает в офис через открытое окно, начинается дождь над автобусной остановкой без крыши. И, когда герои начинают реагировать, подведите их ближе к достижению желаемого (завязка), создайте кульминацию, когда один персонаж или оба должны принять решение оставить свои желания, и завершите историю.
Например, один из героев, врач, хочет купить конкретный дом на главной улице города, выставленный на продажу, потому что он одинок и хочет жить в оживленном месте, с множеством новых соседей. Представим, что продавец решил, что не хочет продавать дом первому персонажу, потому что не любит врачей. В качестве внешней силы, допустим, вы выбираете лифт - герои застревают между этажами. Что мы узнаем об этих людях и том, почему они хотят именно того, чего хотят? Как эта ситуация приведет к развязке их конфликта?
Если вам сложно найти, как заставить героев действовать, попробуйте способ, предложенный на видео Джонатаном Летемом: возьмите одну из ваших незавершенных давних идей  и поместите ее в радикально новое место действия. Посмотрите, какая внешняя сила покажется вам теперь, когда у вас есть место действия, лучшей. Посмотрите, что вы узнаете о своих персонажах, когда эта внешняя сила подтолкнет их к действию.
Предполагаемый объем: 1000-1500 слов. Уважайте время ваших читателей и не превышайте лимит. Поскольку задание длинное, для отзывов будет только два вопроса.
Задание для опытных авторов. Напишите рассказ с любым количеством персонажей (это могут быть персонажи из ваших первых заданий или совершенно новые), где внешняя сила требует от героя или героев ринуться в бой. Вдобавок включите в рассказ отдельное решение героя / героев, которое не проистекает из действия внешней силы. Вы можете ввести героев, внешнюю силу и внутренние в любом порядке и на любом этапе.
Например: три героя едут в автобусе, который останавливается на перекрестке. Водитель замечает на тротуаре человека, выскакивает из автобуса и бросается вдогонку за угол, а пассажиры остаются в автобусе, за которым уже скопилась разъяренная пробка. Один герой начинает смеяться и не может остановиться. Второй садится на место водителя и пытается вести автобус, а третий старается его остановить. Побег водителя - внешняя сила, приводящая к их реакциям. В этом же рассказе второй герой решает принять приглашение на работу в другом городе. Его решение не связано напрямую с автобусом. Мы предлагаем вам поработать и с внешней, и с внутренней силой, это поможет поэкспериментировать с созданием богатого сюжета: эти две силы могут быть связаны довольно очевидно для нас, читателей, или казаться вообще не связанными, но, по ходу развертывания истории, вы примените эти силы, чтобы показать суть персонажей и их мотивы делать то, что они делают.
Строя сюжет, подумайте над решениями по структурной организации, внутреннему миру характера и подтексту. Такие решения можно назвать менеджментом (управлением) информацией. Управление информацией - это, сказать проще, ваше решение, какие элементы истории показать читателю, а какие скрыть. Это напрямую соотносится с построением сюжета, ведь то, что и когда вы покажете, определяет восприятие истории вашим читателем. Если вернуться к примеру с брошенным автобусом, сюжет не изменится, расскажете вы о мотивах выбежавшего водителя и захохотавшего пассажира или же нет. Но то, как мы проживем эту историю, изменится, если вы откроете, почему персонажи повели себя именно так. И если вы действительно покажете, почему герои приняли именно такие решения, имеет значение, когда именно это показать. Можно открыть нам их мотивацию сразу или показывать постепенно, либо вообще так и не показать. Как влияет то, что мы знаем о героях, и то, когда мы это узнаем, на наше восприятие развертывающегося сюжета? Как повлияет изменение порядка событий или порядка их раскрытия? Например, если рассказ начнется со смеющейся женщины в автобусе без водителя, без контекста или предшествующих событий, воспримет ли читатель ее эмоции и состояние по-другому, чем если бы мы увидели, как водитель выбежал, а потом - она засмеялась именно в ответ на его исчезновение? Как это повлияет на восприятие всей истории?
Если вы чувствуете, что застряли, пытаясь соединить героев и действующие силы, попробуйте способ, предложенный на видео Джонатаном Летемом - наложение и причинно-следственные связи - чтобы продвинуться.
Предполагаемый объем: 1000-1500 слов. Уважайте время ваших читателей и не превышайте лимит. Поскольку задание длинное, для отзывов будет только два вопроса.

Ну, господа и дамы, думаю, можно взять это задание на вооружение и попробовать написать по нему рассказ или зарисовку!
А если вам интересно увидеть мой текст-задание с курсов - пишите. Возможно, он станет следующим постом.

Писательское, учусь, hwwf2015

Previous post
Up