«Совриск»: борьба "художников" за право быть замеченным, следовательно - купленным...

Jul 26, 2012 11:26

Оригинал взят у al_ghe в «Совриск»: борьба "художников" за право быть замеченным, следовательно - купленным...


Совриск

Проходимцами и бездарями под маской художников  называет "новый коммунист" Александр Тарасов деятелей "современного искусства"™ в статье, недавно опубликованной в "Русском журнале"...




Совсем свеженький пример "совриска" ™. Больной на всю голову "художник" зашил себе рот и пикетирует возле Казанского собора. Картинка кликабельна.

Ниже приводится выдержка из статьи Тарасова "Пусечки и левенькие: любовь зла":


"<...>Что такое «современное искусство» («совриск», как пишут и говорят сами «актуальные художники»)? Это форма мошенничества. Обращаю внимание читателя: я сейчас говорю о не современном нам искусстве вообще, а именно о «совриске». Некоторое количество людей (очень малое в процентном отношении к общему числу населения - например, в России и полутора тысяч не наберется) требует к себе особого отношения и особых привилегий на том основании, что они якобы «художники».

Почему они художники - неизвестно. «Художниками» они сами себя назначили, провозгласили. И теперь, самозванно провозгласив себя «художниками», то есть чем-то особенным, исключительным, более высоким, чем основная масса населения («быдло»), эти люди пытаются всему обществу навязать известную формулу Курта Швиттерса: «Всё, что я нахаркаю, будет произведением искусства, потому что я - художник».

Часть «актуальных художников» сама искренне верит, что они - художники, а то, что они нахаркали, - «произведения искусства» (это неудивительно: среди них - очень много неумных; были бы умными - занялись бы чем-то другим). Часть (те, кто не так глуп) прекрасно понимает, что всё это - мошенничество, но подходит к делу цинично-прагматически: если можно, не занимаясь тяжелой работой, долго существовать на средства разных фондов, ассоциаций, галерей и государственных структур, почему бы так не жить?

Вполне безбедное существование. Вначале, конечно, не слишком денежное, но главное - не сдаваться, тусоваться, постоянно напоминать о себе.

Капиталистическое государство их в этом вполне поддерживает. Почему? Потому что гораздо легче предоставить этой небольшой кучке очень активных людей некоторые привилегии и возможность удовлетворения их тщеславия, чем воевать с ними. У капиталистического государства и без того много врагов. Лишние активные ни к чему. То есть логика такая же, как в отношениях с другими мошенниками, например, гадалками, «дипломированными» ведьмами, экстрасенсами и астрологами.

Зарабатывают они себе на жизнь своим шарлатанством? Да. Довольны они потому капитализмом? Да. Вот и хорошо. Морочат они голову какому-то количеству людей, отвлекая тех от реальных социальных и экономических проблем? Да. Прекрасно!

Однако мы знаем, что «можно какое-то время обманывать всех людей, все время - какое-то количество людей, но нельзя обманывать всех людей все время». Поэтому реальный интерес в обществе к «совриску» все время падает. В том числе интерес финансовый, среди потенциальных покупателей. На мировом арт-рынке несмотря на всю назойливость «совриска» и на все усилия по его рекламе «современное искусство» превращается в маргинальное, оттесняется на обочину этого арт-рынка (процентов 12, в лучшем случае - 30; это по объему предложений, а не по ценам и приобретениям).

А уж молодые «актуальные художники» и вовсе занимают на арт-рынке несчастные 1-2 %[33]. Понятно почему. Разобрались. Наелись. Общеизвестно, что российский арт-рынок и вообще-то составляет микроскопическую часть мирового, а уж «совриск» и в этой микроскопической части - маргинален. Не случайно в апреле Марат Гельман и Айдан Салахова заявили о закрытии своих галерей по причине полной нерентабельности. Не случайно Елена Силина отказалась от «раскрутки» «актуальных художников».

Говоря иначе, резко обострилась конкуренция среди «актуальных художников» за право быть замеченным, следовательно - купленным.

Поэтому активизировался поиск стратегий, как привлечь к себе внимание, то есть как себя продать. Один из проверенных методов - скандал. Это давно замечено, люди об этом книжки написали. Разумеется, это не единственная стратегия, но проверенная, одна из самых выгодных, безотказно действующая до сих пор. Я и сам об этом писал 13 лет назад. Да, эта стратегия может быть связана с временными жертвами и неудобствами, но потом всё окупается. Немного страданий и лишений («15 минут позора») - и «обеспеченная старость».

Главное на арт-рынке, как мы знаем, создать себе имя (неважно как). Дальше уже само имя работает на тебя, кормит тебя.

Один из возможных вариантов скандальной стратегии - скандал на политической почве. Представить себя «врагом власти», анархистом, фашистом, симпатизантом терроризма. Или «наехать» на какую-нибудь религиозную общину. Верующих много, скандал обеспечен.

Вон в Нью-Йорке несколько лет назад разразился скандал из-за картины «Черная богородица», сделанной из слоновьего навоза. Если бы из слоновьего навоза сделали картину «Африканский пейзаж», никто бы и не почесался. Скандал вышел именно из-за объекта изображения. Очень грамотная стратегия самопродажи.

Теперь о пусечках. Откуда взялись пусечки? Это - извод «Войны». Что мы знаем про «Войну»? Что «Война» специализируется на провокациях, на провокациях якобы политических, для существующего строя и режима совершенно безопасных, но таких, на каких можно «раскрутиться». Эта стратегия саморекламы оказалась совершенно верной: «Война» уже и премию «Инновация» получила, и приглашение стать куратором Берлинского бьеннале. Ну да, через допросы и пребывание в СИЗО (что неприятно), но, как видим, всё окупилось.

Самих пусечек, я готов допустить, используют втемную. Вполне возможно. Впечатления Симоны де Бовуар ни одна из пусечек не производит. Зато Надя Толокно настойчиво вызывает в памяти Багиру. Кто постарше, помнит такую знаменитую советскую хиппи. Между прочим, тоже не чужда была искусству. Стихи писала. Выбросилась из окна. С диагнозом Багиры всё было понятно.

Одно другого, впрочем, не отменяет: можно быть, как Багира - и в то же время вполне сознательно пытаться «раскрутиться» за счет квазиполитического скандала. Вот Дмитрий Пименов же попытался прославиться, взяв на себя ответственность за взрыв бомбы в торговом центре под Манежной. ФСБ, правда, быстро во всем разобралась - и даже в больницу Пименова не определила.

Но ведь делом-то пусечек не ФСБ занимается, сами они не в «Лефортово» сидят, и даже, смешно сказать, половина группы до сих пор «не установлена» (это приблизительно как если бы половина членов ГКЧП осталась неустановленной!).

Но вообще пусечки на правильном пути: они уже регистрируют свое имя как торговую марку - потому что это имя уже попытались зарегистрировать на себя какие-то ушлые киношники. Всё. Продаваемость обеспечена <...>".

Полностью текст статьи можно прочитать здесь »

Previous post Next post
Up