Эту неделю я посвятила мастер-классу по клоунаде.
Том Гредер, резидент Австралии и Швейцарии.
До этого из клоунады в моей жизни была только одна фотосессия. А потом вот - внезапно пять дней интенсива, и переводчиком и участником. Я до сих пор пытаюсь понять, как и зачем меня туда занесло, но согласно правилу You play the game to find the game это в порядке вещей. Остальные участники были более-менее профессионально выступающими клоунами, за исключением одного агента по недвижимости, который помогал с пиаром мероприятия и его вписали. И вот тут мне открылся дивный новый мир Людей Посещающих МК по Клоунаде. Это как в эзотерической тусовке, только имена другие. "А вы были у того-то? У того-то? А мы на вотэтом познакомились.." (вообще говоря, я в эти дни могла бы не нос из папье-маше лепить за свои деньги, а переводить ученика Ошо, рассказывающего о системных расстановках (за их деньги), но меня не позвали пе вовремя т.к. "Я не знала, что Аня - это ты").
И в первый день мне показалось, что это очень досадное недоразумение. Так как тичер начал с того, что выступление все о том, чтобы быть человеком, показывать на сцене то, что близко людям, раскрывать свою внутреннюю правду и осознанность. Камон, ученики Ошо проели мне весь мозг рассказами об осознанности и правде - и за это мне еще и платят. Уберите обратно свою медитацию: я же вижу, что остальные спокойно толкают свой наработанный клоунский образ "Привет, я Роналд, ХоХоХо", а я свое наработанное лицо человека в поисках осознанности (визуально проявляется в том, что все дают мне меньше лет, чем по паспорту, так как у меня становятся глазки брошенного на улице котеночка). А в конце дня все пели. И рыдали. Но я уже не первый год знаю, что если неподготовленные люди внезапно выходят петь публично, рыданий можно ожидать. тут нет сюрпризов. Привычно хряпнула себя через коленку, привычно спела мимо нот (а сейчас я расскажу вам сколько лет занимаюсь вокалом и вы охренеете), все как всегда. I've seen this room, I've walked this floor. Зашто.
Но уже на второй день РоналдыХоХоХо начали выглядеть как люди, а на третий я начала плавно стекать по стулу и посвятить ведущему сердце и почки. Вообще, одно из моих проклятий/благословений заключается в том, что там, где все видят "Искренность и открытую душу" я вижу "Нихеражсебе профессионализм". И вот в момент, когда Том признался, что в качестве преподавателя он лучше, чем в качестве артиста "так как природного таланта у меня нет, все сплошные наработки, поэтому, в отличие от тех, у кого природные способности, я знаю, что делаю", картинка сошлась. Выверенные жесты, выверенная программа, выверенное все. Все поют песню пять, пять дней подряд. Все слышат, что она становится лучше. Все видят свой прогресс. Все обнимают всех. Ну то есть, мы-то знаем, что песни вообще с каждым исполнением улучшаются, но до такой четкой метрики пока мало кто добрался. Все как по учебнику, и все как будто учебник еще не написан.
Но настоящая любовь пришла ко мне тогда, когда я поняла, что высокое искусство объяснять на примерах усвоили многие преподаватели. Высокое искусство вытащить одного человека из группы, дать ему облажаться прилюдно и объяснить, как все исправить - тоже. А вот сделать так, чтобы студент вышел из этой передряги звездой - мало кто. Большинство заканчивает ближе к точке "мудрый гуру объяснил неразумному, как надо правильно". Преподаватель, авторитет, иерархия, покажите им. Но Том учит, как генерировать эмпатию. И объясняет, почему актерам уличных театров не стоит вытаскивать зрителей на сцену чисто для того, чтобы над ними поглумиться. Поэтому становится как-то нормально, что человек на сцене тупит минут 20, а все мало того, что смотрят и даже не терпеливо, а с интересом, так еще и потом искренне радуются и считают его очень крутым. И это совсем другой уровень преподавательского дзена, авторитета, иерархии, всего. А еще в трудные моменты он говорит не "тебе следует", а "я хз, я же не психолог, но если я чем-то могу помочь, ты скажи".
Потом я посмотрела на ютьюбе его выступления десятилетней давности и выяснила, что всего недавно он был совсем огого чисто на посмотреть.
И выверенный тайминг, паузы. И все это сделано. И полная иллюзия того, что под сделанным видно настоящее и оно тоже очень ок. Ых.