May 18, 2016 19:49
Св. Апостол Павел в Послании к Титу:
"Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден" (Тит. 3, 10-11).
"Плод же упорства в ереси, - объясняет это место Епископ Феофан, - есть потеря царствия Божия. В другом месте Апостол, перечислив дела плотские, в числе которых поставлены и ереси, заключил: таковая творящий царствия Божия не наследят (Гал. 5, 21). Еретик, упорно стоящий в ереси, отселе уже сам себя приговаривает к сему лишению царствия, - не приговаривая приговаривает самым действием упорства в ереси, не смотря на изобличение излюбленной им лжи".
На слова Ап. Павла: "аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят" (1 Кор. 16, 22), тот же Еп. Феофан говорит:
"Если кто не любит Господа, то прямой знак, что он не состоит в союзе с Ним; а если не состоит с Ним в союзе, то чужд христианства, чужд тела Церкви, самоотлучен от нее, хотя и носит имя христианина, - анафема и значит отлучен от тела Церкви. В подлиннике стоит только анафема, - а что прибавить здесь: есть или да будет, - оставляется на волю читающего. Думается, что здесь лучше идет: есть, в такой мысли, что кто не имеет любви к Господу, тот уже отсечен от Церкви, не член ее, или член отторгшийся" (Феофан Затворник, еп. Толкование посланий ап. Павла. Пастырские послания, с. 147; Его же. Толк. 1-го посл. св. Ап. Павла к Коринфянам. М. 1893, с. 627).
Преподобные Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк:
"Другой веры, кроме преданной от 318 Святых Отцев, я не знаю, и кто мудрствует иначе, нежели она научает, тот сам себя предал анафеме" (Вопросоответ 709).
св. Ириней Лионский
еретики "сами себя удаляют от истинной жизни своими худыми мыслями, и еще худшими поступками" (Цит. по: "Христианское чтение", 1838, с. 135-136; Св. Ириней Лионский. Против ересей. Спб. 1900, с. 312).
св. Максим Исповедник
О еретиках- монофелитах сказал, что они "сами себя отлучили от Церкви и изобличили в неправомыслии".
святоотеческое,
ересь,
еретик