Прочитала
этот текст. Предыдущая запись - из него как раз.
Захотелось немного прокомментировать.
На этот текст похоже, опираются те, кому подавай "Соборность" (в отличающемся от моих представлений о Церкви смысле).
Моя мысль такая (потому я и скопировала цитату в предыдущий пост) - это прекрасно и отдыхаешь душой читая такое из истории. Мечта и идеал.
Но выводы в конце приведенной монографии - притянутые. Я не могу согласиться с тем, что эти выводы следуют из приведенных исторических свидетельств.
В частности "Соборы не составлялись из одних епископов, иначе они не представляли бы собою всей Церкви."
И к теме отхода от Синода все-таки никак это не притянуть. Вопрос канонический и некритичный, как ни крути. Навскидку не скажу, поищу, - полагаю что было не меньше, если не больше законных и каноничных соборов без участия клира и мирян.
------------------------------------
На всякий случай оставлю тут название комментируемого текста - если текст по ссылке пропадет:
Протоиерей Николай Добронравов,
"Участие клира и мирян на соборах в первые девать веков христианства"
Реферат, прочитанный в Собрании Общества Любителей Духовного просвещения, 1905 года 2-го Декабря.