Mar 17, 2016 10:52
Ощутила сильное сопротивление при чтении слова Иоанна Лествичника о послушании. Из уст "моего недостоинства" это звучит, конечно, глупо. Но это мой глубочайший опыт: мы должны быть послушны Слову Божию, в свете разъяснений святых отцов, которые также не должны быть для нас кумирами - в их свете мы только, при нашем горячем желании, яснее различаем голос нашей совести.
У меня было побуждение найти "духоносного старца", который бы не позволял мне лукавить - я чувствовала, что лукавлю. Но оказалось, никто не способен распознать мое лукавство так хорошо, как я.
Впрочем, в одной из неправославных духовных практик был и положительный в этом опыт - тогда наставник был опытнее моего лукавства, и это принесло мне пользу.
Но я не представляю себе, как могло принести мне пользу слепое и безграничное послушание.
Послушание в научении ловить рыбу, а не в получении рыбы от наставника. То есть - в научении слышать совесть, отличать "десницу от шуицы".
Звучит странно и идолопоклонно, с одной стороны, и искушающе Господа - с другой стороны - желание передать кому-либо свою волю и свое нравственное чувство. Искушающе, потому что нет в Божием откровении ничего о том, чтобы мы кому либо передавали свою волю, кроме Слова Божия, толкуемого нашей совестью. Как раз наоборот: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема»
До воспитания нравственного чувства - да. Но не насовсем.