Попробую своими словами изложить имеющееся воззрение.
Чтобы оно скорее начало укладываться в голове. Буду дополнять впоследствии комментариями.
* Мнение большинства авторитетнейших епископов - митр. Сергий превысил свои полномочия в осуществлении церковных преобразований. Но он еще к тому же принял "Декларацию". На тот момент все (не уверена насчет РПЦЗ, но - все на российской территории) осознавали необходимость признать де-факто советскую власть.
Но, несомненно, подчинение "не за страх, а за совесть" - это очень ...
Сравнивают советскую власть с язычниками, гнавшими христиан в первые века. Никому и в голову не пришло бы подчиняться им "за совесть".
Мнение о том, что митр. Сергий оступился - несостоятельно, потому что запрещения на несогласных с ним делают его линию вполне последовательной.
-----------
Здесь обязательно нужна ссылка на обсуждение на форуме ТДС
http://www.tds.net.ru/forum/index.php?showtopic=169&st=0. Мне МПшная позиция была неприятна. Как-то неубедительно оправдывалась необходимость служить советам...
-----------
* 10 октября 1937 года митрополит Петр Полянский был расстрелян. Его завещание должно было закончиться с окончанием его дела. Соответственно, с этой даты вступает в силу Указ от 7/20 ноября 1920 года за № 362 о самоуправлении епархий. В любом случае, временно исполняющие обязанности его теряют свои полномочия с его смертью. Это мое мнения из анализа документов и переписки.
* Далее - Собор 1943, 19 епископов, имеются списки, фото из архивов. Епископы - обновленческие - прочие же уничтожены или томятся в лагерях. Собор неубедительный даже для самих сергиан.
* Собор 1945 более убедительный. Присутствовали восточный патриархи и представители почти всех поместных церквей.
Но - восточные патриархи прервали связь с обновленчеством лишь в 40-х годах. Часть церквей были новостильными, Грузинская и Сербская - признавали власть советов.
44 епископа - большинство - обновленцы.
Но - первая анафема на экуменизм - 1948-й год. До того - экуменизм - это еще было нечто неопределенное. Впрочем, признание в послании 1921 года возможности спасения вне церкви - это конечно не требует пояснений. [Добавить в комментариях формулировку]
--------------------------------------
Таким образом - каноничны, на мой взгляд, и ИПЦ, и МП. С натяжкой - но МП можно признать Церковью в контексте 362 Указа.
Можно сказать - это зависимая Церковь. От богоборческих сил.
Приводят аргументы, что Церковь - до 70-х годов (Никодим Ротов, Афинагор)