Feb 27, 2013 09:08
Задание 1 Абсолютизм в политическом смысле есть форма правления, при которой верховная власть не ограничивается конституцией. Абсолютизм характеризуется тем, что глава государства-монарх рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти (последняя осуществляется зависимым от него аппаратом); он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. При абсолютизме достигается наибольшая (в условиях феодализма) степень государственной централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат (судебный, налоговый и т. д. ), большая постоянная армия и полиция; деятельность типичных для сословной монархий органов сословного представительства или прекращается или теряет прежнее значение. Со времён Петра I понятие «самодержавие» (употреблялась также в смысле суверенитета) стало всё более отождествляться с европейским понятием «абсолютизм» (в России не употреблявшемся). Так, в Духовном регламенте, написанном Феофаном Прокоповичем и получившем силу закона 25 января 1721 г., говорилось: «Монархов власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает». Официальное определение российского государственного строя как «самодержавия» и российского императора как «самодержца» сохранялось вплоть до революции 1917 года. Предпосылки возникновения абсолютизма наметились ещё со 2-й пол. 16 в. (усиление централизаций гос. управления, ликвидация остатков удельной раздробленности, ликвидация местничества; в дальнейшем-падение значения Боярской думы, отмирание Земских соборов и т. д. ), но окончательное оформление и превращение Россий в чиновничье-дворянскую монархию было в основном завершено при царствовании Алексея Михайловича. Это нашло своё выражение в возникновении бюрократического централизованного государственного аппарата, создании регулярной армии, полиции, подчинении церкви государству и т. д. Немалую роль в становлений абсолютизма сыграло превращение Русского государства в обширную Российскую империю.
Бюрократический централизованный государственный аппарат существовал в виде приказов. Приказы - органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.
Предваряя список приказов, отметим как основное и наиболее важное учреждение, венчавшее собой всю административную систему Московского царства: посольский приказ. Посольский приказ - это центральное правительственное учреждение в Москве в 1549-1720 годах, ведавшее сношениями с иностранными государствами, выкупом и обменом пленными, управлял рядом территорий на юго-востоке страны и некоторыми категориями служилых людей. Кроме того, с 1621 года дьяки Посольского приказа специально для царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича стали готовить рукописные «Вестовые письма» - первую русскую газету. Источником информации из-за границы служили иностранные газеты, новости внутри страны поступали из различных приказов.
Следующими по производству дел, подлежавших непосредственному рассмотрению царя были: приказ Тайных дел и челобитный приказ. Приказ Тайных дел - это первая институализированная специальная служба в России. Данный приказ не был подчинен Боярской Думе и все вопросы решаются в обход её мнения. В Приказе тайных дел производились следствия по важнейшим государственным делам, например по выпуску фальшивой монеты, делу патриарха Никона и т. п. Приказ Тайных дел был учреждён около 1653 года Алексеем Михайловичем и был, с одной стороны, личной канцелярией Царя, с другой - учреждением, в которое передавались дела из прочих приказов по указу Царя. Предметом работы челобитного приказа было распределение по соответствующим приказам тех челобитных, которые подавались царю во время праздников и в походах, а также объявление решений на них, если царь с боярами их положат.
Рангом пониже были следующие учреждения государственного аппарата.
Дворцовые:
Приказ Большого Дворца
Дворцовый судный приказ (1664-1709). Ведал судебными делами дворцовых людей.
Хлебный приказ
Казенный приказ
Приказ золотого и серебряного дела
Царская мастерская палата
Царицына мастерская палата
Постельный приказ
Конюшенный приказ
Ловчий приказ
Сокольничий приказ
Дворцовый каменный приказ
Панихидный приказ
По управлению военными делами существовл ряд государственных служб:
Стрелецкий приказ
Рейтарский приказ
Казачий приказ
Приказ сбора ратных и даточных людей
Иноземный приказ
Приказ немецких кормов
Приказ денежного сбора
Приказ денежного и хлебного сбора
Приказ денежной раздачи - неоднократно учреждавшийся приказ при Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче, временно - для раздачи жалованья ратным людям.
Пушкарский приказ
Оружейный приказ
Бронный приказ
Разрядный приказ
Воинский морской приказ(с 1698 года)
Адмиралтейский приказ
Государственными имуществами, доходами и расходами управляли:
Поместный приказ
Приказ Большой казны
Приказ Большого прихода
Контрольно-ревизионные функции исполнял счётный приказ. Государственным благоустройством занимались приказы каменных книгопечатного дел. Существовали отраслевые приказы:Ямской, житный, аптекарский, печатный, холопий, разбойный, сыскной, полоняничный, монастырский и приказ приказных дел - «Приказ, что на сильных бьют челом и приказ приказных дел» (1622-1660-е). Несколько раз выделялся из сыскного приказа и объединялся с ним. Являлся апелляционной инстанцией для судных дел Поместного и Холопьего приказов.
К территориальным приказам относились судные территориальные приказы и так называемые четверти. Первоначально четвертями назывались крупные территориальные единицы великого княжества московского, в ведении которых состояли четыре округа: владимирский, новгорородский, рязанский и казанский. Позднее, с ростом территории государства, количество учреждений увеличивалось, но сохранялось привычное название - четверть.
Каждый приказ состоял из двух частей: одни занимались решением дел, другие - письменной частью. Первые назывались судьями, вторые - дьяками и подьячими.
Судей в приказах было по одному, а в более важных - по два и более. Один из судей был главным. Главным судьей обычно назначался кто-нибудь из членов боярской думы, иногда же - стольник или дворянин. Остальные судьи большей частью были думные или простые дьяки. Исключением из общего правила являлся приказ тайных дел, который состоял только из дьяков и подьячих. Это объясняется особым характером этого приказа, являвшегося как бы собственной канцелярией царя.
Судьи, дьяки и подьячие в приказы назначались и увольнялись верховной властью. Для приведения в исполнение разных распоряжений и приказаний в посольском приказе существовали толмачи, во дворце - трубники, в других приказах - дети боярские, недельщики, деньщики, пушкари. Их обязанностью было призывать тяжущихся в суд и отдавать обвиняемых на поруки, содержать их до суда под своим наблюдением, производить взыскания с должников, приводить в исполнение наказания, доставлять переписку приказов по принадлежности.
Ведомства приказов не были строго разграничены; иногда в приказе сосредоточивалось столько разнородных дел, что он почти не соответствовал своему названию. Судебная часть не была отделена в приказах от административной; можно принять почти за правило, что приказ являлся судебным местом для тех лиц, которых он по роду дел имел в своём управлении. Приказы действовали именем государя и были высшими правительственными и судебными местами; жалобы на их решения приносились государю и рассматривались в царской думе.
Установление абсолютистского правления в Росиии связывается с именем царя Алексея Михайловича, который постепенно превратил Боярскую думу в совещательный орган, создав бюрократический централизованный государственный аппарат во главе со своей концелярией (посольским приказом и личной царской секретной службой - приказом Тайных дел). При Алексее Михайловиче была подчинена православная церковь, а своевольный патриарх Никон низложен. Постепенно русская армия становится профессиональной. феодального ополчение заменяет постоянная общерусская армия. Её основу составляла дворянская поместная конница - государевы служилые люди. В русской армии появляются наёмники, в том числе иностранные специалисты. Таким образом все признаки абсолютизма присутствовали в 17 веке, а правление российских царей начиная с Алексея Михайловича можно с уверенностью назвать абсолютно неограниченным, то есть абсолютистским.