Итак, Хорватия. 5 лет назад дети захотели посетить эту страну, потому что, видимо, им понравилось название :) И мы действительно доехали до неё на машине из Питера. Теперь такое путешествие уже невозможно, а скоро будет невозможно нам попасть туда и из Сербии, потому что у нас закончатся шенгенские визы. И я даже не знаю, есть ли хорватское посольство в Сербии, очень уж сильно эти страны разругались при разделе Югославии и сопутствующих этому войнах. Но за 2 года жизни в Сербии мы уже в третий раз приехали в Хорватию. И эта страна точно того стоит. Мы подумали, что, если бы нам дали выбор, куда переехать, то, пожалуй, Хорватия была бы на одном из первых мест в Европе, где бы нам хотелось жить. Тёплое море, ещё более мягкий, чем в Сербии, климат и абсолютно непередаваемо красивое побережье с лабиринтом островов и шхер. Если в Черногории всё побережье - это большая курортная зона, где многовато людей даже не в сезон, то в Хорватии есть абсолютно уединённые места на каком-нибудь из многочисленных островов. И это теперь ЕС, в чём есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что имея там ВНЖ, можно свободно ездить по всей Европе, и уровень жизни, мне кажется, повыше, чем в Сербии. Ну а минус логично вытекает из плюсов: цены тоже заметно выше. Ещё забавно, что во время всей этой поездки (кроме Италии) нам был нужен только один язык, который мы уже достаточно хорошо понимаем. И хорватский, и черногорский языки - это, можно сказать, варианты сербского. Но при этом в Хорватии и на английском говорят намного больше людей, чем в Сербии. Нам оставалось только вздыхать, что это теперь не одна страна.
Утро встретило нас ярким солнцем и тишиной, ведь это было воскресенье. Я, как обычно, сделал зарядку на пляже и с удовольствием искупался. Водичка мне показалась немного холоднее, чем в Черногории. Потом мы собрались, освободили место ночлега и... снова пошли на пляж. Причём, к моему удивлению, искупалась не только Злата, но и Маша, а мне пришлось искупаться во второй раз. Обожаю такие дни: жары ещё не было, небо было пронзительно-голубым, и эта голубизна отражалась в прозрачнейшей воде. И на пляже не было почти никого, хотя, на мой взгляд, именно в это время бывать на море лучше всего.
Но нам всё-таки пришлось уходить, потому что в этот день нужно было ещё проехать очень большое расстояние. Потом мы долго ехали по автостраде, и в какой-то момент встали в пробку. Я обратил внимание, что все машины остановились не в своих рядах, а правый ряд прижался к правой обочине, а левый - к левому отбойнику, так что посередине образовалось свободное пространство. И только потом я увидел на одной из эстакад рекламу, в которой говорилось, что нужно останавливаться именно так, чтобы дать возможность скорой помощи проехать к пострадавшим в аварии. Но в этот раз скорой не было, просто пробка стала двигаться, а потом рассосалась. Вспомнил, как в России образуется пробка из объезжающих пробку по обочине, и тихо вздохнул. Впрочем, потом вздохнул ещё раз, вспомнив о том, насколько третьестепенная теперь это проблема...
Наутро в Ровине всё было примерно так, как у нас с Матвеем. Только паром отправлялся из другого места. Хорошо, что я посмотрел внимательно бронирование, а то утром был бы сюрприз. И ещё, он на этот раз не заходил в Пореч, а сразу отправился в Венецию. Так что в 11 мы уже гуляли там. Всё-таки мне удалось доставить Машу туда, куда она хотела в прошлом году. Ну а для меня это был уже третий раз в этом городе. Каждый раз обращаешь внимание на что-нибудь другое. В этот раз я задумался о том, как живут местные жители. Жизнь очень специфическая, ведь машин в городе нет, и это не какая-нибудь пешеходная зона, куда с аварийкой всё-таки можно проехать, а нет совсем! Всё на лодках: и вывоз мусора, и полиция, и доставка продуктов, и даже переезжать тоже надо на лодке. Мы видели одну такую лодку с кучей домашней мебели, которая с трудом проходила под низким мостом. Вот в этом городе я точно не хотел бы жить, очень уж там много народу. Перед нашим визитом даже ввели плату для туристов за въезд в город, но, к счастью, только по выходным, а был понедельник.
Ещё я сравнивал то, как гуляли мы с Матвеем и как теперь с девочками. Мы с Матвеем сделали большой круг около 10 км, дошли до вокзала, а потом покатались на местном общественном транспорте - водном автобусе. С девочками тоже был круг, но поменьше, зато мы больше заходили во всякие церкви, а Злата купила себе какую-то очередную милашку за 10 евро. Но погуляли оба раза хорошо, небольшой дождь в конце не помешал. Очень удивило, что при посадке на паром в Венеции есть досмотр, а в Ровине сажают просто так. Выходит, в Италии опаснее, чем в Хорватии?
На этот раз вечером мы успели немного погулять и по Ровиню. Забрались на холм, на котором стоит центр города. Очень милый городок. Ну а на следующий день нам снова предстояли 650 км до дома, которые мы уже проделали год назад с Матвеем, и даже успели погулять по Загребу. Но тогда мы ездили на своей машине, и могли вернуться домой поздно, а в этот раз нам нужно было вернуть машину до 20:00. Успели, но пришлось не заезжать домой. Наше путешествие закончилось в ТЦ "Меркатор", куда мы часто ходим за продуктами. Прямо с чемоданами там и расположились, пока я ходил сдавать машину.
Кстати, о машине. Она оказалась в этот раз относительно новой и со всякими "наворотами". Например, она умела распознавать знаки и показывала на приборной панели текущее ограничение скорости. Но вот чего мне сильно не хватало - это круиз-контроля. Из-за этого физически я устал гораздо больше, потому что ногу нельзя было убрать с педали, и после дня за рулём она начинала ощутимо болеть. Вспомнились поездки на Джимни, когда была похожая проблема. Но ведь и на Джимни мы куда только не доезжали...
Вот живут же многие люди, и никогда не бывают в других странах, а то и не выезжают дальше своего региона. Я бы так не смог. Мне жизненно необходимо путешествовать, и очень грустно, что мир меняется так, что делать это становится всё сложнее. Но совсем запретить мне это делать вряд ли получится. Так что, надеюсь, впереди ещё много путешествий и моих рассказов о них.