Итак, я неожиданно для самого себя достиг сразу нескольких целей и сформировал у себя ещё несколько новых нейронов (то есть сделал кое-что впервые):
- Впервые проехал 100 км на велосипеде за один день;
- Впервые пересёк границу на велосипеде и попал в другую страну (и даже в Шенген и Евросоюз);
- Это было самое короткое моё пребывание "за границей" - не больше 10-15 минут;
- Впервые искупался в Дунае;
- Это путешествие было для меня абсолютно бесплатным (не считая 100 динаров за паром). Даже еда с собой была бесплатной, так как она состояла из двух литров воды и яблок со своего дерева.
- Тем не менее, впечатление от увиденного оказалось грустным. А чтобы узнать, почему, читайте дальше :)
Каждую субботу я путешествую на велосипеде, и о двух предыдущих поездках я недавно рассказывал. О велопоездке в Хорватию мы думали давно. Хотели поехать все вместе, но сначала была зима, а потом начались разные проблемы. Если бы мы поехали с детьми, то поездка бы заняла два дня: первый день - туда, ночёвка в городе Ilok, и на следующий день - обратно. Около 40 км дети должны были осилить. Возможно, такая поездка ещё состоится. Но, пока я один, в голову пришёл более дерзкий план: посмотреть западную часть Фрушки, по ней доехать до хорватской границы и воспользоваться мостом, чтобы вернуться на наш берег. Такой кружок - это уже около 100 км (в действительности - 95, и я в конце ещё поездил по Нови-Саду, чтобы набрать ровно 100). Я решил для себя так: в первую же субботу с максимумом по прогнозу ниже +30 я поеду. Дело в том, что при более сильной жаре мне бы просто не хватило воды, да и вообще, целый день по жаре я ещё не ездил. А такую дистанцию не проехать, если выехать после обеда, как я делал раньше. Нужно было выезжать прямо с утра, и в самое пекло как раз пилить в гору.
Как ни парадоксально, но мои условия выполнил как раз прошедший накануне ураган. В пятницу на нас обрушилась очередная суперъячейка (кстати, по правилам русского языка это слово пишется через "ъ"). Очередной ураганный ветер наломал всё, что только можно. Но был у этого и один плюс: эта гроза была не просто так, а была связана с холодным фронтом, и вслед за ней пришла более прохладная воздушная масса. Утром вообще было всего +20! Правда, вечером могла прийти ещё одна гроза, а грозы здесь такие, что на улице во время них лучше не быть: можно легко получить чем-нибудь по голове. Но я понадеялся на то, что прогрева на что-то серьёзное в этот день не хватит, и всё пройдёт южнее. А, если что, я найду, где спрятаться. Так и получилось: гроза была совсем слабенькой и пришла поздно вечером, когда я уже давно был дома.
Уже по пути до парома я увидел много новых разрушений. Но по настоящему удивляться мне пришлось, когда я на пароме переплывал Дунай. На его берегах лес оказался попросту уничтожен. Все деревья или завалены, или сломаны на высоте нескольких метров, или просто погнуты. Примерно такая же печальная картина тянулась и на южном берегу. А ведь всего неделю назад я проезжал по этой дороге, и ничего подобного не было. Довольно быстро начался подъём на Фрушку. Здесь лес был более низкорослый, больше кустарников, и они пострадали меньше. Но даже трава вдоль дороги местами легла.
На самой Фрушке вся дорога была усыпана упавшими ветками, и было видно, что движение по ней восстановили совсем недавно: очень много деревьев, явно лежащих поперёк дороги и распиленных только что. К счастью, тут такого бурелома, как внизу, всё-таки не было, но тоже лес пострадал очень сильно.
Я поехал по этой дороге на запад. В этой части Фрушки мне показалось гораздо менее людно. То ли из-за погоды, то ли вообще эта часть заповедника более дикая, из-за удаления от Нови Сада. В какой-то момент огромная птица вылетела из кустов в нескольких метрах от меня. Машин было мало, а "шашлычников" не было вовсе. После подъёма на 500 метров, гора плавно понижалась, и меня это вполне устраивало. Снова можно было отдохнуть, велосипед катился почти сам. На одном из знаков было написано, что зимой дорога не чистится от снега, и я сразу подумал, что захочется снега - вполне можно поехать сюда. Конечно, на склонах Фрушки снега выпадает больше, и лежит он дольше, чем внизу. Вот только зимней резины у меня тут нет :)
Постепенно гора кончилась, начались посёлки, а потом я приехал и к границе. Я даже не сразу понял, что это она. Просто стоял какой-то домик сбоку от дороги, типа таких, в которых у нас продавали пресловутую зелёную карту. Очередь состояла из одной машины и меня. Подошёл пограничник, покрутил в руках мой паспорт, унёс в домик и поставил штамп. Хорватская граница была более привычной. Там пограничник очень удивился, увидев мой паспорт. Наверняка на велосипеде эту границу пересекают часто, но не с российским паспортом. Задал традиционный вопрос, куда я еду, и пропустил. А чтобы проехать тут на машине, нужно теперь потратить кучу денег: нужна дорогущая сербская страховка, а для Хорватии она не действует, и нужно покупать Европолис. Но велосипедистам ничего этого не надо, паспорта с действующей шенгенской визой оказалось достаточно.
Впрочем, долго задерживаться в Хорватии я не собирался. По её территории мне нужно было проехать всего несколько километров. Можно было погулять по Илоку, но я решил не терять время: вдруг вечерняя гроза всё-таки будет, и хорошо бы доехать до дома. Поэтому я сразу свернул на мост и быстро прошёл хорватскую таможню на выезд. В середине моста я остановился и сделал уникальные кадры, когда я на нейтральной территории, ровно посередине реки. Правда, на всякий случай фотографировал только на телефон, чтобы не привлекать внимание. На машине таких кадров не сделать, ведь на мосту останавливаться нельзя. Ну а для пешеходов там даже тротуары сделаны. Мне стало интересно, кто следит за этим мостом. Облупленная краска намекала на то, что в последний раз его ремонтировали ещё во времена Югославии. А в следующий раз будут, наверное, когда Сербия вступит в Евросоюз, и эта граница снова станет формальной.
На сербской стороне была большая очередь, но какой-то серб мне сказал, что мне не надо стоять, на велосипеде можно без очереди. Так что эту пробку я объехал почти всю, и эту таможню тоже прошёл быстро. Кстати, у таможни тоже был бурелом из заваленных деревьев.
Потом я довольно долго ехал через Бачку Паланку и по шоссе до Челарево. К сожалению, наша велодорожка начинается далеко не от самой границы, и надо километров 10 ехать по дороге с довольно интенсивным движением. Но вот, наконец, и она. Я решил заехать на пляж в Челарево, где мы с Машей уже были прошлой осенью. Увы, вместо милого места на пляже, которое было раньше, я увидел кучу поваленных деревьев, валяющиеся на земле провода и разбитую детскую площадку. Так как я проехал уже 2/3 пути, можно было перекусить и попить воды. Тем временем, снова стало жарко, и я решил искупаться в Дунае. Просто я понял, что если я это сделаю, то остаток пути буду чувствовать себя человеком. А народу на пляже мало, и вряд ли кто-то успеет взять мои вещи. Отъехав от ближайших людей метров на 50, разделся и пошёл в воду. Кстати, плавок у меня тоже не было, но велошорты вполне их заменили. А по дороге до дома они успели и высохнуть - в таком климате это вообще не проблема. Ну а Дунай, конечно, не идеально чистый, но и плавающих какашек я не видел. Скорее всего, не грязнее, чем Финский залив.
Дальнейший путь до дома был совсем грустным, потому что лесопосадки вдоль Дуная оказались убиты от слова совсем. По этой велодорожке я бегаю длительные тренировки, и я за год успел хорошо её изучить. Там были очень живописные места: поля, перелески. Есть даже искусственные посадки леса ровными рядами, сделанные несколько десятков лет назад (деревья уже большие). И вот всё это разломано, как будто какой-то гигантский варвар прошёлся. Явно за последнюю сотню лет здесь ничего такого не было. Так что последние километры я ехал в глубокой задумчивости о том, что бороться с ГП всё-таки надо, иначе планета превратится в пустыню. Всё это, конечно, я знал и раньше. Но одно дело - просто знать, а совсем другое - своими глазами увидеть. Я видел во время этой поездки и перевёрнутый кемпер, и дома совсем без крыши. Но всё-таки деревья жалко больше всего. Дома восстановят быстро, а деревьям сколько теперь времени надо, чтобы вырасти? Вероятно, даже через десятки лет последствия будут всё ещё видны. И ещё я подумал, что видеть это больно даже несмотря на то, что это не моя страна. А каково было бы, если такое случилось в Грузино?
Впрочем, в конце меня ждала и приятная новость. Я решил "добить" до 100 км, и поехал по велодорожке дальше, к центру Нови Сада, хотя к дому мне уже нужно было сворачивать. Оказалось, что велодорожка теперь не заканчивается, как это было в прошлом году, а идёт вдоль Дуная до самого центра города. Кстати, небо к этому времени стало затягиваться наковальнями гроз, и даже что-то стало греметь вдалеке, но я посчитал, что время ещё есть, и успел. Всё-таки знать прогнозы и разбираться в погоде - довольно полезное умение для путешественника :)
Теперь думаю, куда ещё можно съездить. Это время мне напоминает детство, когда я исследовал окрестности на велосипеде (без разрешения мамы :)) Потом всё это вылилось в поездки на машине, на которой я уже проехал несколько раз всю Европу. Но и на велосипеде можно много чего увидеть, особенно если ты недавно сменил место жительства :)