К этому дню мы готовились больше всего: в Прибалтике до этого мы были уже не один раз и примерно представляли, что нас ждёт. А вот в российском анклаве мы должны были побывать впервые, если не считать короткого захода в Балтийск во время моей командировки на "Транслюбеке" в марте 2004 года.
Утро в кемпинге встретило нас солнцем. Погода снова была лучше, чем в Питере, где продолжало поливать. Велосипеды так и оставили привязанными к дереву. Они должны были ждать нас в другой стране и верить, что вечером мы вернёмся назад :)
Женщина за рулём! :)
Граница проходила буквально в километре от кемпинга. Обстановка там была совсем домашней, пограничники обращались к нам по именам, как к заехавшим в гости. Кроме нас - ещё одна-две машины, и всё. Наши в очередной раз поинтересовались, сколько стоит аренда кемпера. Было видно, что кемперы на этой границе они видели много раз, но вот с российскими номерами - явная редкость. Сразу после границы - пункт оплаты. Взяли деньги за вьезд на российскую часть Косы. На российской стороне Косы много интересного - хозяин кемпера даже говорил, что российская часть интереснее литовской. Но мы запланировали остановку только у "Танцующего леса".
Стенды с информацией тут только на русском языке. Видимо, они остались ещё со времён СССР. Туристы тоже, в основном, наши.
Вскоре начинают попадаться и "загнутые" деревья. И правда, интересно, что с ними такое случилось, и почему именно в этом месте.
Тропа огорожена, но, увы, далеко не все ходят по тропинкам. На наших глазах произошла сцена, когда одна женщина перелезла через ограждение, а другая обозвала её "быдлом". Мы сразу почувствовали себя дома...
Изначально мы не планировали отъезжать от Косы далеко. Но Злата заснула, и у Маши сразу возникла идея доехать аж до Балтийска. Ну что ж - решил я - за имеющееся время лучший способ познакомиться с Калиниградской областью - это пересечь её по диагонали. На Косе дорога была узкой и извилистой, и я на большом кемпере замучился вписываться в повороты. Но после Зеленоградска мы выехали на Приморское полукольцо. Увидеть автомагистраль здесь я никак не ожидал. Но, правда, довольно скоро она закончилась. Часа через два приехали в Балтийск. Хотели посмотреть на крепость, но от неё, похоже, остались только развалины.
Где-то я прочитал, что волнорез в Балтийске - самая западная точка России. Но это явная неправда, потому что есть ещё Балтийская коса, которая, как и Куршская, тянется узкой полосой на много километров к юго-западу. И вот там, на границе с Польшей - настоящая самая западная точка России и бывшего СССР. Но добраться туда вряд ли возможно. Во-первых, коса отделена проливом (на фото она справа). Скорее всего, туда ходит паром, так как там стоят дома и явно живут люди. Но времени у нас не было, так что это так - мечты.
Тем временем стало довольно жарко, и Матвей даже снял футболку. Он рвался купаться, но решили, что лучше искупаемся в Светлогорске, иначе мы тут застрянем и туда уже не успеем. Хотя, пляж в Балтийске мы тоже видели.
У выхода на волнорез стоит памятник императрице Елизавете Петровне.
Дальше, чтобы побывать в символической западной точке, я побежал один. Маше идти туда со Златой не хотелось сразу, Матвей передумал на половине дороги.
Оттуда хорошо были видны корабли в море, которые почему-то сильно дымили.
Вид назад. "Элементов волновой защиты" - огромное количество.
В это время стало понятно, что за корабли дымят в море. Один из них направился к берегу, а на смену нему шёл другой. Он прошёл совсем близко от нас.
А потом прошёл в обратную сторону и тот, который возвращался с дежурства.
Гуляя по берегу, мы увидели, что этих моряков всегда провожают и встречают.
Пожалуй, любителям брутальности тут есть на что посмотреть. Нам же в Балтийске показалось как-то неуютно.
Зато у местных жителей, похоже, другое мнение. Они даже памятник Президенту поставили.
Пустились в обратный путь на северо-восток. Символическая дальняя точка маршрута пройдена, и теперь каждый километр приближал нас к дому. В Калининградской области многие дороги обсажены деревьями. Такие дороги мы видели в Польше и Германии. Судя по возрасту деревьев, здесь тоже они были посажены ещё во времена восточной Пруссии.
Время у нас оставалось только на один заезд. Выбрали Светлогорск. Чтобы подъехать к морю, пришлось однажды проехать под знак "движение запрещено". Иначе в центр города, похоже, не попасть. Припарковались на одной из узких улочек, и пошли искать проход к морю. Сначала шли просто "по азимуту", но потом поняли, что надо спрашивать у местных. Местами Светлогорск напоминал мне наш Курортный район Питера: много интересных особняков, но не все в хорошем состоянии.
Набрели случайно и на этот шедевр.
Подойдя к морю, мы поняли, что, действительно, в любом месте к нему не пройти, так как берег очень крутой.
Мы спустились, и вот, наконец, после жаркого дня можно окунуться в волны.
Говорят, этот пляж становится всё меньше, так как море его размывает. В тот день волны тоже были сильные. Матвея накрывало с головой.
В отличие от Балтийска, тут атмосфера была куда более расслабленной и располагающей к отдыху.
Нам оставалось только заправиться в Зеленоградске и проехать в кемпинг через Косу. Опять пришлось заплатить сбор сначала нашим, а на границе ещё и литовцам. Пограничники помнили нас с утра, и особо долго держать не стали. Мы пересекли последний шлагбаум, и в сумерках благополучно вернулись к нашим велосипедам. Легли спать позже на час, но не жалеем. День получился интересный и насыщенный.