Наверное, мечта любого путешественника - побывать в таком месте, где никто не был до тебя. А потом написать отчёт и рассказать об этом всем. Мечта сейчас уже малоосуществимая: на нашей планете почти не осталось таких мест. Это раньше надо было путешествовать долгие месяцы и рисковать жизнью для того чтобы достичь их. Теперь всё просто: сел в самолёт, и меньше чем за сутки он доставит тебя в любую точку Земли.
Но всё-таки не все места на планете одинаковы в этом смысле. Есть настолько туристические, что там бывают каждый день тысячи людей, и потом наводняют сеть тысячами одинаковых отчётов с одинаковыми фотографиями себя на фоне одних и тех же достопримечательностей. Оригинальным быть очень трудно. Стоит поехать в Норвегию - тут же ещё 5 - 10 френдов устремляются туда. В Исландию - то же самое. Но Гренландия всё ещё остаётся во всех смыслах белым пятном на карте. Из моих знакомых там не был никто! Отчётов в сети - раз, два и обчёлся! Мне кажется, даже в Антарктиде побывало больше людей!
И при этом - всего 2 часа полёта из Исландии! Видимо, я так часто упоминал о своём желании попасть туда, что Маша на 5-летний юбилей нашего знакомства сделала мне подарок - однодневный тур в Гренландию. Ну что ж, теперь моё дело - рассказать, что собой представляет этот загадочный остров. По правде говоря, этот отчёт я писал дольше, чем там был, но, думаю, это стоит того. И выйдет он в не совсем обычный день, чтобы ещё раз подчеркнуть: лучшее в жизни - это люди, которых мы любим, места, где мы побывали, и то, что осталось в нашей памяти.
Сначала немного фактов. Гренландия - самый большой остров на Земле, который покрыт самым большим в северном полушарии ледником. Большая часть острова лежит под слоем льда толщиной в несколько километров, там никто не живёт, и ехать туда вряд ли есть большой смысл. Гораздо проще подняться на тот же Ватнайокудль в Исландии, и увидеть практически то же самое. А вот на побережье всё несколько по-другому. Летом ледник отступает, и многочисленные проливы заполняются айсбергами, которые потом выносит в океан, и иногда они уплывают довольно далеко на юг - достаточно вспомнить всем известный "Титаник". Именно на побережье сосредоточена вся жизнь в Гренландии. Все немногочисленные посёлки находятся там.
Удивительный парадокс: на самом деле Гренландии намного больше подошло бы название Iceland - ледяная страна, а Исландия - вполне себе Greenland. Но путешественники, давшие этим островам такие названия, рассудили иначе, что ещё раз доказывает то, что первое впечатление часто бывает обманчивым.
В плане климата Исландия и Гренландия отличаются как небо и земля. Над ледниками Гренландии давление почти всегда повышено, и потому солнце там бывает намного чаще, чем в Исландии, являющейся почти синонимом слова "циклон". Это подтвердила и моя поездка: всё время небо было безупречно чистым.
Мы специально забронировали гостиницу в Рейкьявике так, чтобы до аэропорта можно было дойти пешком. В Рейкьявике в черте города есть аэропорт, обслуживающий местные рейсы. Рейс в Гренландию тоже считается местным. Правда, мы до последнего не понимали, с какой стороны поля находится нужный нам терминал аэропорта. Указатели были противоречивы. Но в итоге мы угадали. В противном случае пришлось бы бежать пару километров, обходя всё лётное поле.
2. Маша с Матвеем меня проводили и пошли гулять по Рейкьявику, а меня ждал вот такой самолётик:
Лететь предстояло вот в такое место:
Небольшой посёлок Кулусук расположен на островке в лабиринте фьордов восточной Гренландии. И совсем скоро я должен быть там!
3. Самолёт был заполнен не до конца, так что я сидел у окна, и место рядом было свободно. Никто не препятствовал ни съёмке, ни пользованию GPSом, даже при взлёте и посадке. По GPS я определял местоположение и то, что самолёт летел на эшелоне 6000 метров. Уже примерно в середине пути я заметил, что на поверхности океана плавают небольшие льдинки.
4. Они становились всё больше
5. Пока не превратились в настоящие ледяные горы - айсберги. Подумать только, даже с высоты несколько тысяч местров они выглядели очень внушительно. И какие они, оказывается красивые! Подводная часть обычно голубого цвета.
6.
7.
8.
9. Но вот в поле зрения появилась земля. Самолёт начал снижаться. Моё окно выходило на юг, и там пока ещё, в основном, был океан. А в противоположные окна уже была видна Гренландия до самого горизонта. Но я не торопился, ведь был ещё обратный путь. В сравнении с горами ещё понятнее становились гигантские размеры айсбергов. Многие десятки метров, а то и сотни!
Последние три минуты полёта я снимал на камеру:
Click to view
10. Я думал, полёт будет проходить над штормовым морем с низкими тучами, моросящими мелким дождём. Но вместо этого я увидел ослепительно-голубое небо. Проблемы "как найти мою группу" тоже не было, так как в таком маленьком аэропорту потеряться просто невозможно :) Наша группа собралась у выхода из здания.
11. И мы пошли в сторону деревни.
12. Честно говоря, я ожидал увидеть более "северный" пейзаж. Но был конец лета, и снег почти полностью растаял. Хотя, было прохладно: несмотря на яркое солнце и полное отсутствие ветра, приходилось быть в куртке и шапке. Температура была не выше +6. А горы на горизонте были покрыты глубоким снегом даже с солнечной стороны.
13. А всепобеждающая жизнь пробилась даже здесь:
14.
15. Местная бензоколонка.
16. Тут есть и гостиница, можно приехать на более долгий срок.
17.
18.
19.
20. В очередной раз увидев тундровую растительность, я решил сфотографировать её вблизи.
21.
22. Мы поднялись на холм, на котором было кладбище.
23. И оттуда открылся вид на деревню и на океан, в котором вместо кораблей плавали айсберги.
Панорама с этого места:
Click to view
24.
25.
26. А вот снег совсем вблизи. Можно потрогать руками. И это - на уровне моря в конце августа.
27.
28.
29. Первые домики деревни. Видно, что люди живут тут тяжело, но всё же домики выглядят куда аккуратнее, чем на нашем севере.
30.
31. В воде, похоже, добыча:
32.
33. В таких северных посёлках очень важно иметь запас топлива. Я предполагаю, что его привозят летом на кораблях и заливают в такие резервуары. А потом всю зиму используют для отопления и выработки электричества.
План посёлка. На нём я обозначил наш маршрут, в том числе и мой самостоятельный маршрут по деревне.
34. Мы зашли в супермаркет. Да, там есть и такое, но он мало отличается от наших сельских супермаркетов. А потом нам дали свободное время, и я пошёл гулять по деревне. Везде на приколе стоят санки:
35.
36. И прицепные девайсы :)
37. А те, кто возят санки, отдыхают.
Быт деревни: детишки катаются на велосипеде и играют в футбол, собачки пасутся... Такое впечатление, что снег растаял буквально накануне, земля ещё влажная.
Click to view
38. А я пошёл по дороге на запад, чтобы достичь самой западной точки моей жизни. Чтобы оказаться ещё западнее, придётся поехать в Америку, где я ещё не был.
39. Вид назад, на деревню.
40. В проливе виднелся большой айсберг. Было бы время - обязательно подобрался бы к нему поближе.
41. Солнышко светит, айсберги вокруг... Самое время присесть на камень и пообедать :)
42. Во время моей прогулки по деревне я видел много выброшенных детских девайсов. Вероятно, их выбросили зимой в снег, а сейчас вот они оттаяли :)
43. Ещё один.
44. Красноречивый плакат :)
45. После того как группа снова собралась вместе, нас отвели в церковь, где гид ответил на вопросы.
46. Внутри там вот так:
47. Витражи.
48. После этого гид предложил заплатить за прогулку на лодке. Оказывается, она не была включена в стоимость тура, а в качестве альтернативы нам предлагалось вернуться в аэропорт той же дорогой. Конечно, все без исключения выбрали лодки.
Но перед тем как мы сели в лодки, нам устроили ещё небольшой концерт. Местный житель исполнил пару песен. Мне они не очень понравились, но какой-то местный колорит в них всё же есть. В промежутке гид по-английски объяснил, о чём там поётся. Выкладываю полностью - вдруг кого-то заинтересует :)
Click to view
49. Нас распределили по лодкам, местные завели моторы, и мы понеслись к айсбергу. Видимо, для местных это неплохой заработок. А мы получили возможность взглянуть на айсберг вблизи. Он был гораздо меньше тех, что я видел в океане, но самый большой в этом проливе. И почти единственный :)
Во время этой поездки я попеременно хватался то за фотоаппарат, то за камеру. На видео можно оценить размеры айсберга, потому что там иногда в кадр входит другая лодка.
Click to view
А ещё нас провезли мимо острова, на котором в большом количестве бегали собаки и щенки и жалобно скулили...
50. Осталось пройти лишь несколько сотен метров до аэропорта. Я ещё немного пофотографировал местную флору и окрестности.
51.
52.
53.
54.
55.
56. На стене в аэропорту висел прогноз погоды. Он был хорошим :) Впрочем, и в Исландии погода в последующие дни была неплоха.
57. Напоследок всем вручили вот такие сертификаты. Я повесил его на стенку на работе, рядом с сертификатами о прохождении курсов английского языка, благодарностями и корпоративным кодексом :)
58. А я купил открытку, на которой сфотографировано это место зимой. Вернее, скорее всего, весной, но количество снега всё равно впечатляет.
59. Самолёт покатил по полосе, и Гренландия осталась лишь в окнах.
60.
61. "А где же самый большой в нашем полушарии ледник?" - спросите вы. Мне кажется, вот на этой фотографии он угадывается на горизонте в правой части кадра. Есть там что-то необычно белое и большое.
62. Вернувшись в Исландию, я почувствовал себя в южной стране :) Тут была высокая трава, большие деревья. И можно было снять куртку и шапку. И через секунду после этого кадра вдруг из-за куста выбежала подкараулившая меня Маша :) Моё путешествие закончилось, но наше совместное продолжалось. Впереди была ещё северная, самая интересная часть Исландии, где бывает гораздо меньше туристов. Для вас это всё ещё впереди :)
18-19 августа. От дома до Швеции. 20-22 августа. От Швеции до Исландии. 23 августа. Сейдисфьордур-Хёбн. 24 августа. Хёбн - Йокулсарлон - Скафтафедль - Вик. 25 августа. Dyrholaey - Skogafoss - Gullfoss - Geysir - Laugarvatn. 26 августа. Первая F. Термальный бассейн Laugarvatn. Тингведлир.