Мы вернулись.
3 недели отпуска пролетели незаметно, но если сейчас начать вспоминать его начало, то кажется, что это было когда-то очень-очень давно, почти в прошлой жизни. Пожалуй, эта поездка была самой насыщенной и самой длинной из всех моих путешествий. Попробую подвести краткие итоги.
Главное - то что мы полностью проехали намеченный маршрут. Кое-куда, конечно, не попали, но это предвиделось. За 22 дня мы проехали 7685.7 км. То есть в среднем мы проезжали 349 км в день. Это не считая трёх паромов, туннеля под Ла-Маншем и двух дней в Париже и Лондоне, когда мы пользовались только общественным транспортом. За это время мы проехали по территории 11 стран, не считая России, и гуляли в 9 городах, а также проезжали через множество мелких городков и бесчисленное количество просто красивых и интересных мест.
Ночёвки у нас были самые разнообразные. Начиная от паромов и гостиниц и кончая просто палаткой в лесу. Чаще всего, конечно, ночевали в кемпингах. Запаса еды, взятого в России, нам хватило на все 3 недели, и ещё много осталось :) Правда, иногда мы кое-что покупали, а один раз поели вдвоём аж на целых 16 евро :) И несколько раз нас кормили друзья.
Самая большая статья расходов, как обычно, бензин. Сколько точно мы на него потратили подсчитывать сейчас лень, но грубо прикинуть можно: в Европе литр бензина стоит в среднем 1.3 евро, расход бензина был литров 7 на 100 км, то есть потратили мы где-то 532 литра или 691 евро. Довольно дорогими также были паромы и гостиницы в Англии. Некоторое количество денег потратили на платные парковки и дороги. Но, учитывая то, сколько мы проехали и посмотрели, стоимость пребывания в каждом конкретном городе и стране получается довольно маленькой.
Из всех увиденных нами стран явным лидером в нашем рейтинге остаётся Франция. Это очень красивая страна, с богатой историей и традициями, и достопримечательности в ней встречаются просто на каждом шагу. И мы видели только ничтожно малую часть. Но всё равно: удивительный, сказочный лес Броселианда. Мыс Ра, где мы вскарабкались к самой западной точке, и сидели на скале, на самом "острие" Бретани, а у нас за спиной была вся Франция... Берег Розового Гранита, с фантастически-марсианским пейзажем, где среди розовых скал мы купались в океане. Сан-Мало, ни на что не похожий город-крепость, и море с немыслимо высокими приливами. Удивительная Этрета. А эти маленькие городки в Бретани и Нормандии!... В общем, Францию мы покидали буквально со слезами на глазах, с чувством глубокого сожаления о том, что у нас так мало времени и что непонятно, когда мы в следующий раз попадём сюда снова.
Неожиданно нам понравилась Польша. Она чуть менее цивилизована, чем страны западной Европы, но там попадаются потрясающе красивые пейзажи. Вот только с дорогами там облом, особенно после германских автострад: узкие, извилистые, с бесконечными населёнными пунктами и ограничениями скорости в 50 км/ч, многочисленными ремонтами. В остальном же чудесная страна.
Англия нас, пожалуй, немного разочаровала. Может быть, мы слишком много от неё ждали. Мы думали, что раз англичане с таким трудом дают визу, раз она так дорого стоит, раз они так боятся, что мы у них останемся, значит, это должна была быть "крутая" страна, в которой все хотят жить. То, что это не так, мы поняли уже на пароме: там ехали практически на 100% англичане (несмотря на то, что паром принадлежал французской компании)! Выходит, англичане охотно ездят во Францию, а вот французам эта Англия особенно не сдалась :) И действительно, я не могу сказать ни что в Англии красиво, ни что там много достопримечательностей. Во всяком случае, Франции она по-любому проигрывает. Понравился нам самый центр Лондона, но вот другие районы - как-то не очень. Да и по дороге мы особых красот не видели. Плюс к этому - непомерно высокие цены на всё, от гостиниц до общественного транспорта. А для автомобилистов Лондон непривлекателен настолько, что я удивляюсь, как там вообще люди ездят на машинах: сплошные пробки, платный въезд в центр, дорогущие парковки... Плюс к этому - левостороннее движение. Англичане-то к нему привыкли, а вот для нас это был челенж :)
Не очень приветливо встретила нас Германия. В первом же кемпинге у нас ночью перерезали электрический шнур и унесли с собой вилку. Правда, персонал кемпинга бесплатно приделал нам другую, которая была несколько нестандартной, что создало нам некоторые проблемы на следующих стоянках. На обратном пути в кемпинг нас просто не пустили... Кемпинги в Германии закрываются очень рано, а у некоторых ресепшен работает вообще пару часов в середине дня. Поэтому обычно мы просто брали вещи из машины и ставили палатку, а утром расплачивались. Но в этот раз к нам вышли дяденька с тётенькой, и на немецком (а в Германии очень часто никаких других языков не знают, даже в явно туристических местах) просто нас выгнали. Хотя у них были свободные места и кемпинг работал :( Пришлось нам в ночи искать другой кемпинг, где тоже никого не было, но тут уж мы постарались проскочить мимо входа незаметно, а потом я всю ночь не спал, мне всё казалось, что кто-то идёт к нашей палатке, и сейчас нас выставят и отсюда.
Ещё одной проблемой были розетки. Во время нашей прошлогодней поездки в Норвегию во всех кемпингах были обычные евророзетки. Оказывается, за пределами Скандинавии принято делать розетки для кемперов (с тремя штырями), и далеко не везде к ним были переходники. Я не знаю, можно ли купить такой переходник у нас в России.
А в Брюсселе, около Атомиума, к нам пытались залезть в машину. Мы на минуточку отошли, чтобы посмотреть, можно ли подняться наверх, как вдруг у меня запиликал брелок. Бросились к машине. Оказалось, что замок правой двери сломан, но дверь открыть сразу им не удалось, заорала сигнализация, и им пришлось убежать. Всё могло закончится намного хуже: далеко не всё ценное мы взяли с собой, как минимум там был кошелёк с 450 евро.
Очень понравилась миниатюрная железная дорога в Гамбурге. Пожалуй, рядом с ней меркнет даже парк "Франция в миниатюре". Правда, пришлось простоять часа полтора в очереди. Но мы не пожалели. Там созданы в миниатюре целые города, во всех подробностях и многообразии. Дорога занимает несколько больших залов. Там есть и своё время суток. Особенно фантастически выглядит всё это ночью, когда домики подсвечиваются, машинки светят фарами и мигают поворотниками, горят уличные фонари и огни реклам. Чего там только нет: и разные виадуки, и моря, и парки аттракционов (и всё это движется), и горы с туннелями, и сцена какого-то рок концерта, где собралась толпа с фонариками и мигают вспышки фотоаппаратов.
Из городов запомнился Амстердам с его каналами и кварталом красных фонарей, где в больших окнах даже днём можно наблюдать девушек. Да и вообще, город красивый и необычный. Брюгге, который все советовали, тоже не разочаровал. Бремен - не очень большой, но древний центр с необычными старинными зданиями.
Большим впечатлением со знаком минус была граница между Латвией и Россией на обратном пути. Мы провели там 7 часов, и из-за этого приехали домой только под утро. Причём видно, что на этой границе бывают очереди и гораздо больше. Там дело даже не в длине очереди, она была не больше 700-800 метров, а в том, что она очень медленно движется. На 95% очередь состояла из латвийцев. Тормозила даже не наша таможня, а шлагбаум на самой границе. Там один-единственный пограничник немыслимо долго (часто минут по десять) проверял документы у каждой латвийской машины. Наших пропускали без очереди, но для этого всё равно нужно было остоять общую очередь на латвийскую таможню.
В общем, как и следовало ожидать, путь через Скандинавию намного проще и быстрее. Хотя и дороже, поскольку там нужно ехать на двух паромах и по платному мосту. Но зато там везде замечательные дороги, и не нужно пересекать эту ужасную границу с Латвией.
Ну что ж. Отпуск остался позади. Когда-нибудь (видимо, когда я выйду на пенсию) можно будет попутешествовать спокойно :) Вот подкоплю денежек... Главное, здоровье бы не угробить к тому времени на этой работе :)
Оглавление всей поездки