Срок годности знаний: принцип, который учит учиться

Dec 05, 2024 00:39

Многое из того, во что мы верим сегодня, через несколько десятков лет будет считаться смехотворным

Оригинал: https://betterhumans.pub/understand-this-rarely-mentioned-concept-and-you-will-never-stop-learning-1f40bd61ffcc

Перевод: https://ideanomics.ru/articles/24904

В 1930-1950-е годы врачи рекомендовали курить. Люди, которые считали, что сигареты полезны, не были глупы. Они просто следовали веяниям времени.

Многое из того, во что мы верим сегодня, будет считаться ошибочным через 50 лет. Изложенная ниже концепция поможет вам сохранять непредвзятость, чтобы вы могли учиться на протяжении всей жизни.

Период полураспада знаний

Период полураспада - это время, необходимое для того, чтобы определенное количество чего-либо снизилось вдвое. Лауреат Нобелевской премии Эрнест Резерфорд открыл эту концепцию в своей работе по радиоактивности, но она также применима к повседневной жизни.

Биологический период полураспада кофеина около 6 часов. Таким образом, если выпить чашку кофе с 200 мг кофеина в 6 часов утра, в организме все равно останется 100 мг кофеина к обеду. Еще шесть часов спустя в крови будет 50 мг (вот почему ученые рекомендуют не пить кофе после обеда).

Период полураспада знаний работает аналогичным образом: он отмеряет количество времени, в течение которого половина знаний в одной области устареет или окажется неверной.

Знания не постоянны. Большая часть того, что мы считаем истиной сегодня, исчезнет в течение десяти лет.

«Мы смеемся над людьми, которые до сих пор используют Windows 95, но все еще цепляемся за мнения, сформировавшиеся в 1995 году». - Адам Грант

Большинство людей игнорируют этот факт

Философ Бертран Рассел почти столетие назад писал: «Проблема этого мира заключается в том, что глупцы слишком уверены в себе, а умные люди полны сомнений».

Умение менять свое мнение, получив доказательства противного - один из самых ценных навыков XXI века.

Психолог и исследователь Адам Грант посвятил переосмыслению целую книгу. После прочтения мне очень запомнилась одна строчка: «Цель обучения не в подтверждении своих убеждений, а в их развитии».

Если бы обладательница Пулитцеровской премии Кэтрин Шульц прочитала это заявление, она бы согласилась.

В книге «Being Wrong» она пишет: «Это ключевой момент научной революции: развитие знаний зависит от того, что существующие теории рушатся перед лицом новых идей и открытий. В этой модели прогресса ошибки не уводят нас от истины. Наоборот, они постепенно подталкивают нас к ней».

У всех ваших знаний есть срок годности. Но этих изменений не надо бояться - так вы учитесь и прогрессируете.

«Факты меняются обычным и математически понятным образом». - Сэмюэл Арбесман

Как можно извлечь выгоду из этой концепции

В 470 г. до н. э. философ Анаксагор сказал: «Гром вызывает столкновение облаков, а молнию - трение облаков друг об друга».

Можно смеяться над теориями древних философов, пытавшихся разобраться в окружающем мире, но кто знает, какие из наших нынешних убеждений покажутся безумными через 50 лет?

Понимание того, что у фактов есть период полураспада, поможет вам на многих уровнях:

- Вы не цепляетесь за устаревшие убеждения. Вы сохраняете непредвзятость и лучше понимаете мир.
- Вы понимаете истину как асимптоту. Мы никогда не сможем достичь абсолютной истины. Но постоянные вопросы и любопытство приближают нас к ней.
- Вы спрашиваете себя: какие из моих убеждений могут оказаться ошибочными в ближайшее время? Поиск свидетельств, противоречащих вашему мировоззрению, поможет вам учиться всю жизнь.

Выводы

Нельзя сказать, что какой-то факт, даже подтвержденный исследованием, навсегда останется верным. Многие научные исследования цитируются еще долгое время после доказательства их ошибочности.

Возьмем «теорию множественного интеллекта» Говарда Гарднера. Согласно ей, у каждого студента есть свой стиль обучения: лингвистический, музыкальный, кинестетический и пространственный. Теория была опубликована в 80-х, признана ошибочной в 90-х, но, как пишет Алекс Берд, «закреплена в программах подготовки учителей в 2010-х».

Задумывайтесь, что вы читаете. Изменения - единственная константа в знании.

Все знать невозможно. Даже если вы только и делаете, что читаете кучу статей по своей теме, то едва успеваете осваивать новые знания.

Вот что нужно иметь в виду:

- обновляйте свои убеждения, получая доказательства и новые аргументы
- осознайте, что вы чего-то не знаете
- никогда не переставайте учиться

Потому что обучение - самый ценный навык нашего времени.

«Если знание - сила, то осознание того, чего мы не знаем, - мудрость». - Адам Грант

https://www.facebook.com/sara.barabu.moo/posts/pfbid07sytwps4WsouTsfxH8DfJsn884x8kqy36cvmMbwgNqBQnzxs4Z9tFxkuSoTB5jk4l
Даже если вы не читали Джонатана Хайдта (книгу The Righteous Mind/Праведный Разум я рекламировала тут многажды; её любят и ценят как левые, так и правые, она в этом практически уникальна), то возможно слышали метафору про слона и наездника - она давно ушла в народ, в поп-психологию. Слон - это наша эмоциональная сторона, а аналитическая и рациональная сторона - наездник. Слон, очевидно, намного больше и тяжелее; маленькому наезднику всегда трудно с ним справиться, и если уж слон взял какое-то направление... удачи наезднику.

Это не просто милая метафора. За этой концепцией стоит множество исследований; Хайдт просто визуализировал достаточно очевидное. Я помню, как больше двадцати лет назад, ещё во времена Джорджа Буша-младшего, читала об исследовании, где приверженцам обеих политических партий были представлены факты, которые противоречили их убеждениям. Испытуемые потели, у них повышалось кровяное давление, они чувствовали сильный стресс, но продолжали отстаивать свою точку зрения, вертясь как уж на сковородке, ставя логику в разные ненатуральные позы и подменяя факты. Но точку зрения не меняли.

Культура

Previous post Next post
Up