Государство, государственное здравоохранение, социализм и т.п.

Dec 14, 2021 18:44

https://bbb.livejournal.com/3770575.html (https://www.facebook.com/avorobey/posts/10158802133304624?comment_id=10158802160489624)

Аргумент насчет "медицинских ресурсов" - он очень показателен. Это своего рода двухходовка, разнесенная на годы или даже десятилетия.

Первым ходом, под лозунгом чистого альтруизма, оказание неких услуг национализируется. Они переводятся на бюджетное финансирование, и распределяются не по параметру спроса, а в административном порядке (по решению начальства, по очереди и т.д.). Тем самым в глазах наивной публики создается иллюзия "бесплатности".

Но через какое-то время делается второй ход. Получатели "бесплатной" услуги вдруг превращаются в должников начальства. Получение услуги - это их вина, ведь они же пользуются "народными ресурсами". Тем самым легитимизируется насильственное принуждение всех без исключения как потенциальных получателей данной услуги. Незаметным движением ловких рук этот (псевдо)-альтруизм оказывается оборотной стороной диктатуры - диктатуры административных диктаторов и диктатуры тех, кто ощущает удовлетворение от интеллектуальной самоидентификации с административными диктаторами.

Аналогией стала бы, допустим, национализация обувного дела. Чтобы никто не ходил в лаптях, надо передать производство ботинок в руки государства и раздавать их бесплатно, по две пары в год на взрослого человека плюс дополнительную обувь для тех, у кого протерлись подошвы. После чего - через какое-то время можно будет вводить полицейский контроль за правильной походкой и наказывать рублем всех шаркающих, всех любителей гулять по лужам, а также тайно играющих в футбол. Ведь они своим безответственным поведением увеличивают дополнительную нагрузку на обувную промышленность!

******************************************

Эсхатологичность - это очень типичный элемент религиозного сознания (хотя, наверно, не обязательный). Исполнение требований веры нужно как для достижения великого счастья, так и для спасения от великого несчастья. То есть выбор стоит не между великим счастьем и чем-то обыденным, худо-бедно нормальным, не между райской жизнью и нашей обычной жизнью, а между раем и адом. Такое драматическое противопоставление как раз и оправдывает парадоксальную этическую слепоту. Точнее, эта слепота парадоксальна только для того, кто стоит перед выбором между счастьем и нормальностью, а в ситуации выбора между всеобщим счастьем и всеобщей гибелью такая слепота, наоборот, превращается в императив. В этом смысле для верующего ужасы ада могут быть гораздо более реальными и значимыми, чем радости рая.

******************************************

Та польза для окружающих, о которой говорят те, кого следовало бы называть словом "ваксеры", если бы такое слово было - это не обычная косвенная польза. Это не та польза, которую мы получаем, когда окружающие нас люди одеты в нормальную одежду, а не в вонючие обноски, с которых стекает гной и навозная жижа.

Нет, "ваксеры" говорят о пользе в совсем другом смысле. В их логике чей-то отказ от вакцинации - это угроза их собственной жизни.

Их риторика примерно такая - нам плевать, что ты, идиот, отказываясь от вакцинации, помрешь; но ведь ты, идиот, заодно погубишь и нас. Ты не вакцинируешься - тем самым лишаешь нас жизни. Ради спасения нашей жизни, для нашего спасения мы обяжем тебя etc. Мы запрем тебя, мы лишим тебя всего, мы запретим тебе все.

То есть в их глазах это польза прямая и экзистенциальная. Это такая польза, которая решает все и оправдывает все.

Причем нельзя же сказать, что такой подход иррационален всегда и во всем. Вовсе нет.

Возможны ситуации, когда чья-то безалаберность на самом деле влечет смертельную угрозу не только для безответственного негодяя, но и для всех нас.

Тут и какой-нибудь Чернобыль, и хранение спор сибирской язвы, и склады боеприпасов, и бог весть что еще. Если какой-то чудак захочет у себя в подвале соорудить атомную бомбу, то мы все согласимся с тем, что ему надо шаловливые ручки связать прочной веревочкой.

И я не могу упрекать тех, кто в какой-то момент именно так относился к ковиду. Условно говоря - с января по март, апрель, самое позднее май 2020 года. Кто готов был запереться сам и запереть других.

Тогда - это была реакция на неизвестность.

Сегодня - чистой воды квази-религиозный "комплекс диктатора".

Культура

Previous post Next post
Up