Бензина выложить вторую половину книги Грофа (
https://healthy-back.livejournal.com/346741.html) у меня не хватает. Но вот коротенько то же самое:
https://chukcha-v-chume.livejournal.com/4488.html Итак, как мы уже поняли сказки, мифы и всякие эпосы в большинстве случаев, если не во всех, плоды реальности. Человеческое сознание лишь компилятор, складывающий кусочки опыта в забавный каледоскоп фантастических историй.
Сегодня речь пойдет о довольно интересной теме мифов, которая присутствовала в любой культуре любого времени. О заробной жизни. И процессе перехода туда сюда обратно.
Вы удивитесь, но те легенды, которые человечество складывало на протяжении тысячелетий независимо друг от друга о путешествиях по ту сторону сущестования, иногда обретают так много общих черт, что порой нет-нет да и задумаешься, не имеют ли под собой рассказы о посмертном опыте один общий источник этого опыта - существования этого самого загробного зазеркалья.
Я возьму самые известные мифологические источники знания о смерти в мировом литературном наследии:
1. Книга мёртвых
Практически каждый народ слагал эпосы, повествующие о путешествиях в загробный мир и иногда обратно.
Самым древним "путеводителем" по потустороннему миру без сомнения является "Книга мёртвых". Хотя сама по себе она появилась в Среднем Царстве, и была чем то вроде попытки популяризировать среди топ-мидл-класс египетского общества тайных жерческих практик древности. Ее основой служили куда как более древние тексты саркофагов, и тексты пирамид. А для них, согласно многим исследователям, существовала еще более древняя устная, тайная, и возможно даже доисторическая традиция. Поэтому мы можем сказать что корни этого мифа уходят дальше и гораздо дальше, чем мы даже можем себе представить.
В Египетской Книге Мёртвых вы первый раз встречаем определенные временные интервалы связанные со стадиями проникновениями души в загробный мир 3 дня, 7 дней, 9 дней и 40 дней. Они, как вы видите, сохранились и по сей день в христианской (особенно православной) обрядовости. Что не удивительно, так как христианство широко рацвелов именно в Египте, подальше от столицы империи - Рима, где христианам приходилось туго. И многие обрядовые и культовые практики позаимствованы из древнеегипетской культовой традиции.
40 дней занимает путь души до своего пристанища в загробном мире.
Египтяне верили, что человек после смерти разделяется на 9 составляющих, каждая из которых несет свою функцию. И лишь только одна из них, что у нас ближе всего к понятию "душа" - у египтян она называлась Ба - продолжает посмертный путь по реке, отделяющей мир живых от мира мёртвых. Там она проходит ряд испытаний, чтобы предстать перед судом владыки загробного мира. Посмертный суд, который как мы знаем есть и у христиан - тоже древнеегипетская традиция. Надо о ней сказать поподробнее. Согласно древнеегипетскому канону первое убийство на земле и смерть произошло, когда Сет бог хаоса, убил из зависти своего брата Озириса (привет Каину и Авелю) И Озирис, первый переступивший порог смерти, и прошедший суд богов, признавший его чистым сердцем, получил право судить всех остальных последующих.
То что увидит душа по пути в новый мир - будет то каково её состояние внутри. Если она зла - она увидит по пути море огня и злых духов. Если добра - то сады и деревья и озёра.
Забвение - важная часть загробной жизни. Душа, чтобы отправится в путь, должна подкрепить силы пищей, которую приносит ей мать богов. И когда она съест её, то забывает всю свою жизнь, и уходит дальше в своё путешествие. Если душа не хочет забывать свою жизнь и очень к ней привязана, то она не ест предложенную пищу, и не отправляется в путь, оставаясь среди живых. Что конечно не желательно.
Ада нет в древнеегипетском загробном мире. Грешники после суда, отправляются в небытиё, то есть умирают окончательно, бесповоротно и навсегда. Точнее, даже не умирают, а продолжают существовать в состоянии "ничто", без возможности видеть, слышать, говорить и воспринимать, вне всего и вся. Праведники же попадают в иной мир, где продолжают вести уже новую жизнь. Это не похоже на наш рай, так как загробное существование у египтян вполне материально. Там будут дом, слуги и предметы быта.
2. Песнь о Гилгамеше
В песнне о Гильгамеше древнем шумерском эпосе, друг Гильгамеша - Энкиду, спускается в загробный мир, чтобы добыть нужный артефакт, но нарушает запреты загробного мира и не успевает вернуться до 9 дней (да! 9 дней есть и там). После чего навсегда остается в мире мёртвых, то есть умирает. Его друг чуть позже пытается поговорить с ним и узнать как там в другом мире. Энкиду рассказывает ему. О мире где все наоборот. В нашем мире твоё положение зависит от того, кто твои родители. А в загробном мире - твоё положение зависит от того, как живут твои дети. Лучше всего тем, у кого много достойных потомков - они живут как богачи. А бездетные мужчины и женщины - живут на обочинах загробного мира, как нищие сироты. Полное загробное блаженство достаётся только тем, кто умер, не осознав себя - детям и младенцам. Остальным живут, неся на себе отпечаток своей жизни, не всегда приятный.
3. Библия или Ветхий завет
Ветхий завет, как ни странно, почти не касается загробной темы. Трактовки рая-сада-Эдема на небе появились гораздо позже - в христианскую эру. Загробная жизнь в Старом Завете неосязаема и неконкретна. Есть Бог Яхве, который транслирует свою волю и требует безоговорочного поклонения. Есть 10 заповедей за невыполнение которых грешники огребают еще прямо при жизни, а вовсе не в загробном мире, либо от Яхве, либо от своих же более праведных соплеменников. А что там после смерти - никому не ясно. Екклезиаст вообще советует есть, пить и веселиться ( нарушая 10 заповедей конечно) , потому что потом прийдет смертный день и все, не сможешь ты этого уже делать. Поэтому делай пока можно, наслаждайся жизнью. А что за ней - никто не знает. Хотя вроде как она есть, но видимо ждать от нее каких то изысканных удовольствий не приходится.
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него? (Екл 3. 12)
Все, что готова рука твоя делать, - в меру сил твоих делай,
Ибо нет ни дела, ни замысла, ни мудрости, ни знанья
В преисподней, куда ты уходишь. (Екл 9. 10)
В Ветхом Завете описывается так же случай вызывания духов. Царь Саул приглашает волшебницу, чтобы она вызвала дух умершего пророка Самуила (Цар 28). Ничего хорошего из этого не вышло. Дух предрёк ему гибель. Обиталищем мёртвых признается земля, а не небо. Саул-пророк выходит из-под земли к Самуилу, и негодует на то, что тот его потревожил.
4. Тибетская книга мёртвых. Бардо-Тодол
Тибетская книга мёртвых (Бардо Тодол) появилась в 8 веке нашей эры, предположительно, как сборник существовавших до нее высказываний о загробном существовании. Она описывает состояние Бардо - интервал между смертью и перерождениями, и содержит инструкции, как его преодолеть так чтобы не родится заново в каком нибудь ужасном мире. Эта книга относится к буддистской религиозной литературе. А в буддизме нет ни смерти, ни ада, ни рая. Существование души - бесконечная цепь перерождений, в зависимости от кармы (долгов предыдущей жизни). Да можно родится в каком нибудь адском мире, и это будет равносильно попадению в ад. Но он не будет вечен. Конечно наиболее желанная цель - Нирвана - покой вне перерождения, но она доступна далеко не всем.
Важная часть концепции Бардо, как и в египетской Книге мёртвых, в том что все что вы увидите после смерти есть проекция вашего собственного ума. Злой человек увидит чудовищ и огонь, хороший - мирных богов и сады. Однако данные видения лишь временны. После них колесо перерождения, ваши страхи, страсти и мысли (если вы конечно не достигли состояния бодхи) увлекут вас в новое рождение, где вы согласно вашей карме познаете либо счастье, либо страдания, встретите людей с которыми не завершили что-то, и опять через болезни, боль и смерть попадёте в Бардо. И так будет всегда. Можно родится человеком, можно мышью, можно голодным духом в мире полном страдания. Можно родится и богом. Но боги хоть и живут долго - тоже смертны. Они умирают, и тоже попадают в Бардо, наравне с остальными живыми существами. Лишь состояние Нирваны дает покой и свободу от перерождений. Единственная эмоция которую способна испытывать душа, прибывающая в Нирване - сострадание к тем, кто ее не достиг. Иногда это сострадание и заставляет высших существ снова рождаться, чтобы помочь войти в Нирвану остальным.
И так тут мы встречаем опять 3 дня. Это время, пока умерший ещё не полностью отделился от своего тела и не осознал, что умер. Согласно Бардо Тодол после своей смерти душа или сознание долго не может понять что произошло, и ей требуется какое-то время чтобы полностью принять произошедшее. Душа видит новый мир, который был ей не доступен. Увиденное её пугает, она хочет вернуться к жизни. Ей требуется 3 дня, чтобы окончательно расстаться с телом. Другие периоды длятся 15, 21 и 49 дней.
Забвение настигает душу только перед новым рождением. Именно тогда она забывает кем была, и несёт с собой из прежней жизни только свою карму. Однако забвение не необратимо. При достижении состояния Будды, душа вспоминает каждое своё перерождение и всё, что с ней происходило в них. Так же в буддистской мифологии люди и животные иногда вспоминают некоторые фрагменты прежнего существования.
5. Эллинистический период
Жители эллинистического мира, греки и римляне размещали загробный мир под землёй в царстве Аида. Ему молились, обращая руки вниз. Это мрачное место полное блуждающих душ, забывших свою земную жизнь.
Забвение - характерная черта эллинистического ада/рая. Душа переправляясь через Стикс, реку отделяющую мир мёртвых от мира живых - выпивает воды из неё и забывает себя.
За отдельные прегрешения в преисподней полагаются специальные наказания в виде бесполезного труда. Данаиды наполняли ненаполняемый колодец, Сизиф толкал камень в гору, который всё равно с неё скатится.
Рая как такового у эллинов не было. Обычно некоторым героям разрешали присоединиться к богам как бы "по блату". В рай попали Елена Троянская, из-за которой разгорелась троянская война и её муж, которому она изменила, лишь потому что Елена приходилась дочерью Зевсу. В рай попал так же и Геракл, который, помимо того что был героем, убил свою жену и детей. Попал он туда тоже по той причине что приходился сыном Зевсу. А вот Ахиллу повезло меньше, хотя его мать обладала бессмертием, её связей не хватило чтобы устроить сыну посмертно приличную жизнь, и он отправился в Тартар.
В Тартаре нет никаких особых мук и удовольствий, там скучно и серо, что конечно не могло понравится такому яркому герою как Ахилл. Ахиллу очень не нравится на том свете и в разговоре с Одиссеем, который его вызвал, он жалуется, что лучше быть рабом у последнего бедняка, чем царствовать над тенями усопших. Этот концепт загробного мира очень роднит эллинистический миф со скандинавскими и германскими представлениями о посмертном существовании.
Некоторые особые герои отправляются в мир мёртвых и общаются с умершими. Это удалось Одиссею, который смог поговорить с мудрецом Тиресием. Память вернулась к нему, и тот открыл Одиссею, как найти путь домой. Орфей смог спустится в преисподнюю и вернуть оттуда Эвридику, однако не смог довести её до царства живых, нарушив уговор не оборачиваться. Геракл вернул Адмету жену из царства мёртвых. Правда, пребывание в царстве мёртвых не проходит бесследно, и вернувшийся может вернуться несколько иным. Так, жена Адмета утратила дар речи по возвращении из Аида. Её Геракл вернул не задолго до исполнения трёх дней с момента её смерти, так что это всё-таки не "ходячие мертвецы" эллинистического периода. Однако тема воскрешения на третий день ясно проглядывает.
6. Христианство
В христианством всё обстоит сложно. Если древнеегипетская концепция формировалась тысячелетия, прежде чем оформилась в сложную философию, то христианство с наскока подчинило себе умы простой и понятной доктриной "секретное знание как обрести вечную жизнь, он смог и у вас получится". Если мы говорим о христианстве, то надо понимать, что раннее христианство отличалось от сформированного (скажем, средневекового) и разница между ними колоссальна.
Первые христианские проповедники были довольно мрачными ребятами, они говорили о том, что грядет конец света, мир отсчитывает последние минуты, но у вас ещё есть время..... Да, есть возможность обрести вечную жизнь, если совершить обряд крещения. Причём, с первых веков христиане верили в вечную жизнь не как в какое-то существование в потустороннем мире в виде духа, а как жизнь в своём теле, которое будет восстановлено из земли и оживлено. Поэтому первые христиане охотно шли на смерть, они-то предполагали, что вот буквально на следующей неделе случится Страшный Суд и миру трындец. Так чего мелочится и беречь тушку, если её же воскресят на Страшном Суде?
Когда христианская церковь полностью подчинила себе Европу, возникла необходимость обновить доктрину. Именно тогда Конец Света, которого ожидали с минуты на минуту был тактично заменён на загробный суд. Ну, то есть миру может быть всё равно трындец и Страшный суд рано или поздно настанет. Но явно, что не так скоро. Ведь первые христиане верили, что "не перейдёт род сей...", как случится светопреставление. Да и, было дело, многие теологи ломали копья о том, попадают ли души в рай или ад сразу после смерти или ждут страшного суда в чистилище. Вроде как сейчас больше склоняются к первому варианту. То есть, христианство полностью скопировало древнеегипетский концепт посмертного существования. Врата - судья определяет добрый ты или злой - и если найдет тебя достойным, пропускает в своё царство. Там тишь, гладь и блаженство.
Тут же появляется самостоятельный концепт ада, как места вечных мук и пыток. В Новом завете говорится о Геене огненной. На самом деле это название свалки за Иерусалимом, куда горожане свозили всякий хлам, который уничтожали самым простым и эффективным способом - сжигали. То есть, имелось в виду, что грешник будет уничтожен, как некий не нужный элемент, выброшен на помойку, где ему самое место, что роднит это идею с египетским концептом участи недостойной души.
Однако, средневековые теологи развили мысль о том что ад - это место вечных пыток, горение не есть уничтожение, а есть поджаривание на сковороде, и часто любили изображать чертей со всемозможными орудиями причинения боли для устрашения паствы. Ад - вечные муки. Рай - вечное наслаждение. Только чёрное и белое, только хардкор.
Поскольку далеко не всякий обычный человек считает себя достойным рая, куда обычно попадают только святые, то жизнь в страхе адовых пыток превращала людей в неврастеников. Тут и образовалась благодатная почва и для охоты на ведьм, и для борьбы с еретическими учениями, и вообще для всяких агрессивных настроев и незавершённых гештальтов. Поэтому неудивительно, что Древний Египет существовал стабильно 5 тысяч лет, страдая только от нашествий извне и некоторых фараонов-реформаторов. А христианская Европа не покладая оружия истребляла внутри себя всякого, кто попадался под горячую руку, невзирая на то, что истребимый и истребитель принадлежали к одной вере и культуре. И часто, замечу, со знаменем веры это истребление и шло.
Однако в позднехристианской литературе есть интересный объект для изучения, удивительно точно описывающий процесс умирания, что подтвердят даже врачи-реаниматологи. А так же весьма подробно рассказывающий о приключениях души в отрезок времени (40 дней), которое она проводит в пути до своего пристанища. Это описание мытарств в житии Василия Нового. Мытарство в обиходе обозначало УФНС тогдашнего образца, иначе говоря налоговую службу.
Блаженная Феодора приходит во сне к ученику св. Василия и рассказывает что произошло с ней после смерти. Её рассказ об умирании - практически полное описание с того, как ощущает человек, мозг которого страдает от гипоксии или находится под усиливающимся действие общего наркоза, или да.... умирает.
Сначала галлюцинации зрительные и звуковые:
Итак, когда настал час разлучения души моей от тела, я увидела вокруг моей постели множество эфиопов, чёрных как сажа или смола, с горящими как уголья глазами. Они подняли шум и крик: одни ревели как скоты и звери, другие лаяли как собаки, иные выли как волки, а иные хрюкали как свиньи. Все они, смотря на меня неистовствовали, грозились, скрежетали зубами.
Она рассказывает о том, что приходит смерть и отрубает сначала ноги (отнимаются ноги) потом руки, потом чувствительность остается только у головы. Потом уходят зрение и слух. Потом следует горький напиток, что вызывает состояние похожее на рвоту (агония).
Повинуясь этому приказанию, смерть подошла ко мне, взяла малый оскорд и прежде всего отсекла мне ноги, потом руки, затем постепенно другими орудиями отсекла прочие члены мои, отделяя сустав от сустава, и всё тело мое омертвело. Затем, взявши теслу, она отсекла мне голову, и она сделалась для меня как бы чужая, ибо я не могла ею повернуть. После этого смерть сделала в чаше какое-то питье и, поднеся к моим устам, насильно напоила меня. Питье это было так горько, что душа моя не могла этого вынести - она содрогнулась и выскочила из тела, как бы насильно вырванная из него.
Далее следует практически цитаты из Бардо Тодол о том как душа впервые осознаёт себя вне тела, и теряет понимание происходящего.
Я обернулась назад и увидела своё тело лежащим бездушным, нечувственным и недвижным, подобно тому, как если кто снимет с себя одежду и, бросивши, смотрит на неё - так и я глядела на своё тело, от которого освободилась, и весьма удивлялась этому.
После чего Феодора совершает путешествие по мытарствам, где её опрашивают о каждом грехе. Конечно, не всё проходит гладко, но на помощь приходит св. Василий. И душа Феодоры благополучно добирается до своей обители на 40-й день.
Заключение:
На протяжении всей своей истории человечество с искренним любопытством пытается заглянуть за грань существования и всё так же верит в то, что смерть - не окончание, а продолжение земной жизни. Однако, даже не связанные между собой религии и культуры в некоторых моментах повествования дублируют друг друга. О чём это может свидетельствовать? О том что когда то в древности у костра все легенды родились из одного корня? Или о том, что основой этих легенд служит одно и то же - посмертный опыт, каким-либо образом переданный живым? Ответ на этот вопрос каждый узнает в своё время сам.