Как фабрикуется ложь

May 17, 2015 20:50

Из недр ФБ. Это к методам формирования "веры в современную медицину", если что. И в прививки, в прививки, конечно же.

Интересно, разглашаю ли я сейчас государственную тайну? Я ведь хорошо помню этот учебник с синим смазанным штампом спецчасти и тетради для конспектов с пронумерованными страницами, для верности прошитые насквозь толстой вощеной нитью.

Совершенно секретно.

Я учился на журфаке МГУ, у нас была военная кафедра. В обстановке секретности нас учили боевой спецпропаганде - искусству сеять раздор в рядах противника с помощью дезинформации и манипуляции сознанием.

Страшное, доложу вам, дело. Без шуток.

Боевая, или «черная», пропаганда допускает любое искажение реальных фактов ради решения пропагандистских задач. Это эффективное оружие, используемое с единственной целью вышибания мозгов противнику.

Метод «гнилой селедки». Метод «перевернутой пирамиды». Метод «большой лжи». Принцип «40 на 60». Метод «абсолютной очевидности».

Все эти методы и техники вы тоже знаете. Просто не осознаете этого. Как вам и полагается.

Нас учили использовать техники боевой спецпропаганды против солдат армии противника. Сегодня они используются против мирного населения нашей собственной страны. Уже два года, читая российские газеты или просматривая телевизионные шоу, я с интересом отмечаю, что люди, координирующие в России вброс и интерпретацию новостей, явно учились по тому же учебнику, у того же бодрого полковника или его коллег.

Вот например метод «гнилой селедки». Работает так. Подбирается ложное обвинение. Важно, чтобы оно было максимально грязным и скандальным. Хорошо работает, например, мелкое воровство, или, скажем, растление детей, или убийство, желательно из жадности.

Цель «гнилой селедки» вовсе не в том, чтобы обвинение доказать. А в том, чтобы вызвать широкое, публичное обсуждение его… НЕсправедливости и НЕоправданности.

Человеческая психика устроена так, что, как только обвинение становится предметом публичного обсуждения, неизбежно возникают его «сторонники» и «противники», «знатоки» и «эксперты», оголтелые «обвинители» и ярые «защитники» обвиняемого.

Но вне зависимости от своих взглядов все участники дискуссии снова и снова произносят имя обвиняемого в связке с грязным и скандальным обвинением, втирая таким образом все больше «гнилой селедки» в его «одежду», пока наконец этот «запах» не начинает следовать за ним везде. А вопрос «убил-украл-совратил или все-таки нет» становится главным при упоминании его имени.

Или, например, метод «40 на 60», придуманный еще Геббельсом. Он заключается в создании СМИ, которые 60 процентов своей информации дают в интересах противника. Зато, заработав таким образом его доверие, оставшиеся 40 процентов используют для чрезвычайно эффективной, благодаря этому доверию, дезинформации. Во время Второй мировой войны существовала радиостанция, которую слушал антифашистский мир. Считалось, что она британская. И только после войны выяснилось, что на самом деле это была радиостанция Геббельса, работавшая по разработанному им принципу «40 на 60».

Очень эффективен метод «большой лжи», который немного похож на «гнилую селедку», но на самом деле работает иначе. Его суть заключается в том, чтобы с максимальной степенью уверенности предложить аудитории настолько глобальную и ужасную ложь, что практически невозможно поверить, что можно врать о таком.

Трюк здесь в том, что правильно скомпонованная и хорошо придуманная «большая ложь» вызывает у слушателя или зрителя глубокую эмоциональную травму, которая затем надолго определяет его взгляды вопреки любым доводам логики и рассудка.

Особенно хорошо работают в этом смысле ложные описания жестоких издевательств над детьми или женщинами.

Допустим, сообщение о распятом ребенке за счет глубокой эмоциональной травмы, которую оно вызывает, надолго определит взгляды получившего эту информацию человека, сколько бы его потом ни пытались переубедить, используя обычные логические доводы.

Но особенно почитал наш бодрый полковник метод «абсолютной очевидности», дающий хоть и не быстрый, но зато надежный результат.

Вместо того чтобы что-то доказывать, вы подаете то, в чем хотите убедить аудиторию, как нечто очевидное, само собой разумеющееся и потому безусловно поддерживаемое преобладающим большинством населения.

Несмотря на свою внешнюю простоту, этот метод невероятно эффективен, поскольку человеческая психика автоматически реагирует на мнение большинства, стремясь присоединиться к нему.

Важно только помнить, что большинство обязательно должно быть преобладающем, а его поддержка абсолютной и безусловной - в ином случае эффекта присоединения не возникает.

Однако если эти условия соблюдаются, то число сторонников «позиции большинства» начинает постепенно, но верно расти, а с течением времени увеличивается уже в геометрической прогрессии - в основном за счет представителей низких социальных слоев, которые наиболее подвержены «эффекту присоединения». Одним из классических способов поддержки метода «абсолютной очевидности» является, например, публикация результатов разного рода социологических опросов, демонстрирующих абсолютное общественное единство по тому или иному вопросу. Методики «черной» пропаганды, естественно, не требуют, чтобы эти отчеты имели хоть какое-то отношение к реальности.

Я могу продолжать. Учили нас вообще-то целый год, и список методов довольно велик. Важно, однако, не это. А вот что. Методы «черной» пропаганды воздействуют на аудиторию на уровне глубоких психологических механизмов таким образом, что последствия этого воздействия невозможно снять обычными логическими доводами. «Большая ложь» достигает этого эффекта с помощью эмоциональной травмы. Метод очевидности - через «эффект присоединения». «Гнилая селедка» - за счет внедрения в сознание аудитории прямой ассоциации между объектом атаки и грязным, скандальным обвинением.

Проще говоря, боевая спецпропаганда превращает человека в зомби, который не только активно поддерживает внедренные в его сознание установки, но и агрессивно противостоит тем, кто придерживается иных взглядов или пытается его переубедить, пользуясь логическими доводами. Иначе, собственно, и быть не может. Все методы боевой спецпропаганды объединяет единая цель. Она заключается в том, чтобы ослабить армию противника за счет внесения в ее ряды внутренней розни, взаимной ненависти и недоверия друг другу.

И сегодня эти методы применяются против нас самих. И результат, к которому они приводят, ровно тот, для достижения которого они и были созданы. Только взаимная ненависть и внутренняя рознь возникают не в армии противника, а в наших домах и семьях.

Просто выйдите на улицу и посмотрите, как изменилась страна за последние три года. Мне кажется, против собственного населения боевая спецпропаганда работает даже эффективнее, чем против солдат противника.

Наверное, потому, что в отличие от солдат противника мирное население не может себя защитить.

UPD 19/05/2021: Метод «Отвлечение на негодный объект»

Аудитории предлагается главная страшилка, идея фикс для всего ресурса, с которой и будет вестись бурная борьба. И конечно эта идея фикс будет крайне далека от сути настоящих проблем. Эта идея займет все мысли участников, в первую очередь они будут думать о ней, будут ее отстаивать и бороться за нее, обсуждать ее у себя и с другими людьми.

Идея фикс и «негодный объект» служит еще одной задаче. Постоянному подогреву недовольства аудитории, скатыванию в депрессию, навязчивым мыслям, страху, безнадеге.

«Сталкивание лбами» и «От противного»

Перехват.

UPD 11/10/2021: Метод разделения

…Этот приём, кстати, даже немцы в Аушвице использовали. И много кто много где ещё. Безобидная по смыслу, вежливая просьба поделиться на две группы. Бессмысленных группы, вернее, твоему разумению не доступного смысла. Поскольку просьба вроде бы исходит от кого-то руководящего, вежлива и не опасна - люди беспокойно начинают делиться, размежовываться, непонятно на каком основании, и при этом никто точно не знает, выиграли они от того, что оказались в ЭТОЙ группе, или проиграли, и - что именно выиграли или проиграли? - это тут же режет связи и разобщает людей хлеще, чем струя водомёта или слезоточивого слезоточивого газа. Однажды уже во взрослой жизни ко мне пришла делегация трудящихся, требовать увеличения каких-то там ништяков (кипит их разум возмущённый). Настроена эта делегация была весьма истерично, и я попросил их поделиться на две группы. Прямо по мне, как по водоразделу.

…Забыли, зачем пришли. Каждая группа считала, что я решил именно ей дать ништяки. И с превосходством смотрела на другую. Подбоченясь и свысока. А я затем попросил каждую группу выдвинуть своего представителя, которому бы они доверяли. После недолгого замешательства эти доверчивые люди исторгли из своих рядов двух правдорубов. С ними я и уединился в кабинете директора.

Полчаса они бранились меж собой, кому чего дадут и по какому признаку их разделили (хотя делились они сами, по моей просьбе, а не по какому-то признаку). Через полчаса делегация начала нерешительно таять. Через час - не осталось никого, кроме жены одного из вошедших в кабинет. И она ждала не ништяков, а «хотя бы живого» мужа уже, хе-хе.

Эти хоть поняли, что их развели, как детей.

…Толстая женщина с красным, обветренным лицом не скрывала, в общем-то, ничего. Её речь про то, как прекрасно быть каменщиком, можно тезисно изложить в известных стихотворных строчках:
Лопата - друг солдата! Солдатом быть пиздато! - всё. Примерно также лаконична была и эта женщина.

https://baxus.livejournal.com/431516.html
Ужас мемориального комплекса Аушвиц (Аушвиц-Биркенау) кроется в слове «рациональность». Здесь всё максимально рационально, у самого изощрённого или жестокого издевательства был свой резон, рациональный либо производственный смысл и от этой хозяйственной основательности бегут мурашки по коже более, чем от банального тупого садизма.

И ещё - ложь. Ложь начиналась с вывески: «Труд освобождает» («труд делает свободным»). Это ложь, которая сейчас очевидна: сама концепция лагеря не предусматривала освобождение, те немногие, кто всё-таки его получал, составляли отдельную крайне малочисленную группу в общей численности побывавших здесь и погибших здесь же.

Ложь тоже использовалась в рациональном ключе: легче остричь волосы (так нужные в промышленности рейха) с живого человека, чем с мёртвого. Легче попросить раздеться живого человека, чем ворочать труп.

Поэтому под предлогом необходимой и обязательной дезинфекции приветливые (они были приветливы, дружелюбны с отправляемыми в газовые камеры - чтобы не «тревожить», не вызвать подозрения, не спровоцировать бунт отчаявшихся людей, осознавших, что их сейчас убьют - существовали внутренние инструкции и правила, предписывающие это поведение) надсмотрщики (как из числа заключённых, так и эсэсовцев лагерного гарнизона) просили людей раздеться, тщательно переписывали их вещи, объясняя это очень обнадёживающим «когда пойдёте на свободу - получите всё обратно».

Культура

Previous post Next post
Up