Вперёд:
http://healthy-back.livejournal.com/276950.htmlНазад:
http://healthy-back.livejournal.com/276367.htmlСодержание:
http://healthy-back.livejournal.com/275857.html#cont Глава 2
Базовые техники
2.1. Неопределённые слова
Базовые техники - это техники наведения и поддержания гипнотического транса.
В сеансе гипноза может использоваться как сопровождение - оказание клиенту помощи в погружении в его собственный, уже прожитый им опыт, так и ведение - создание нового опыта (естественно, на базе имеющегося) на основе предложенного терапевтом сюжета.
При сопровождении перед терапевтом стоит задача помочь человеку как можно полнее погрузиться в его воспоминания - то есть
- увидеть образы,
- может быть, услышать звуки,
- испытать телесные ощущения,
- прожить эмоции и т. д.
Для этого терапевт «сопровождает» - описывает клиенту его (то есть клиента) субъективный опыт. Как показывает практика, когда человек вспоминает о чём-то в трансе с помощью сопровождения, такое воспоминание, как правило, ярче, полнее и детальнее, чем если бы он вспоминал об этом сам по себе. Перед терапевтом при этом стоит нелёгкая задача - максимально достоверно описать другому человеку субъективный опыт этого человека, о котором он практически ничего не знает, кроме того немногого, что ему, может быть, предварительно сообщили.
Описание должно совпадать с субъективным опытом клиента, то есть быть конгруэнтным. Конгруэнтность описания помогает клиенту оставаться в трансе. Инконгруэнтность, то есть несовпадение описания с субъективным опытом человека, выводит его из транса.
Инконгруэнтность обычно возникает в конкретных деталях; очень трудно оставаться конгруэнтным в деталях, если они тебе не известны достоверно. Например, терапевт говорит клиенту, находящемуся в трансе: «Ты лежишь на пляже, слышишь шорох волн, ощущаешь запах водорослей, чувствуешь приятное прикосновение кожи к нагретому солнцем песку...» и вдруг клиент выходит из транса и с недоумением смотрит на терапевта. Не было никакого песка - пляж был галечный. Описание не совпало с субъективным опытом клиента - оказалось инконгруэнтным.
Описывать субъективный опыт другого человека, оставаясь при этом конгруэнтным, позволяют неопределённые слова.
Грамматически неопределённые слова - это родовые наименования. Куртка, брюки, платье, юбка, плащ - «одежда». Ветер, солнце, град, ураган - «погода». Поезд, самолет, пароход, машина - «транспорт». Весна, лето, осень, зима - «время года». Утро, день, вечер, ночь - «время суток». Речь становится максимально неопределённой.
С помощью неопределённых слов терапевт как бы создаёт «пустую рамку», которую заполняет сам клиент. При этом ему кажется, что терапевт детально описывает его переживания. Нередко можно услышать: «А откуда вы это знали?».
Когда вы начинаете осваивать эту технику, вам сначала может показаться, что у вас маленький словарный запас - неопределённые слова быстро кончаются. Но очень скоро словарный запас сравняется со словарным запасом русского языка, и этот навык станет автоматическим.
Пример
Один из нас читал лекцию по психологии семейных отношений. Речь шла о супружеских конфликтах. И вдруг одна женщина заявляет:
- Я поняла! У одного супруга образуется внутри энергетическая пустота, другой заполняет её своей энергией, и так разрешаются супружеские конфликты.
Ничего подобного не говорилось. И лектор оказался в сложной ситуации.
Сказать ей: «Нет, это не так»? Но ведь она что-то поняла, пусть и в своих терминах, - это было бы непедагогично.
Просто не обратить внимания? Это невежливо - она ждёт какой-то реакции.
Начать обсуждать проблемы энергетики? Это очень увлекательно, но совершенно не интересует остальную группу.
Ответ был таким: «Да, пустота должна быть заполнена».
Это - неопределённые слова. Минут через пять - просто из интереса - лектор спросил:
- Вы помните мой ответ на вашу реплику?
- Конечно, помню. Вы сказали, что когда у одного из супругов внутри образуется энергетическая пустота, другой заполняет её своей энергией, и так разрешаются супружеские конфликты.
- Вы слышали, как я это сказал?
- Конечно, слышала. Я же не глухая.
Она уверена, что она это слышала. Разубедить невозможно.
Техники эриксоновского гипноза - это коммуникативные техники. Поэтому они работают не только в трансе, но и вне транса. Это в полной мере относится к технике «Неопределённые слова». Эта техника позволяет поддерживать общение на любую тему.
2.2. Сопровождение в приятном воспоминании
Кто умеет делать сопровождение - тот умеет делать всё.
Жоп Годен
В эриксоновском гипнозе много техник. Но есть одна техника, которая стоит особняком. Это техника, которая называется «Сопровождение в приятном воспоминании». Это,
- с одной стороны, учебное упражнение, на нём обычно начинают учиться эриксоновскому гипнозу,
- с другой стороны, - техника наведения транса и,
- с третьей стороны, - терапевтическая техника
Сопровождение в приятном воспоминании с использованием неопределённых слов
Терапевт:
- Через несколько мгновении я попрошу вас мысленно отправиться на поиски приятного воспоминания, то есть такого момента в вашей жизни, когда вы чувствовали себя хорошо, легко, уверенно. И когда это хорошее воспоминание придёт, вы можете дать мне об этом знать, просто кивнув головой. И у вас для этого есть всё необходимое время.
(Кивок головой).
Хорошо. Пожалуйста, некоторое время сохраняйте контакт с этим приятным воспоминанием... потому что я не знаю, где это было... и я не знаю, когда это было... и я не знаю, какое это время года... и какое время суток... и какая стоит погода... и я даже не знаю, один ли вы в этот приятный момент вашей жизни или кто-то есть рядом с вами.
И своим внутренним взором вы можете видеть то, что вас окружает в этот приятный момент вашей жизни.
Вы можете видеть, как падает свет... как ложатся тени... как соотносятся формы и объёмы. Вы можете видеть то, что близко, то, что на переднем плане, и то, что далеко, то, что на дальнем. Вы можете видеть то, что слева, и то, что справа. Вы можете видеть то, что наверху, и то, что внизу. И постепенно могут всплывать детали... полузабытые или совсем позабытые... и среди всего того, что вас окружает в этот приятный момент вашей жизни, вы можете выбрать цвет, который вам нравится... это может быть природный цвет или цвет какого-то предмета... и когда вы выберете этот цвет, вы позволите своей голове кивнуть, чтобы дать мне об этом знать.
Хорошо. И продолжая видеть то, что вы видите, вы, может быть, уже начинаете слышать... слышать звуки этого времени и этого места... это могут быть звуки природы, или города, или человеческой речи, или какие-то другие... и любые звуки, которые до вас доносятся, вы можете вплетать в своё приятное воспоминание... и трансформировать их, изменять... так, как вам хочет... и вы можете слышать то, что вы хотите слышать...
И в этот приятный момент тело занимает определённое положение в пространстве... оно или движется, или находится в покое... и постепенно к телу могут приходить соответствующие ощущения...
Некоторые люди могут в своём воспоминании почувствовать запах... запахи обладают почти волшебной властью воскрешать воспоминания... иногда достаточно случайно налетевшего запаха, и воспоминание встаёт во всей полноте, во всей конкретности...
А может быть, есть какой-нибудь вкус на губах... я не знаю...
И по мере того, как проходит время, может прийти эмоция... чувство... то приятное чувство, которое вы испытываете в этот приятный момент своей жизни... оно может быть той же интенсивности или другой... неважно... и когда это хорошее чувство придёт, голова кивнёт, чтобы дать об этом знать. И есть всё необходимое время, чтобы позволить прийти этому чувству...
(Кивок головой).
Хорошо. Пожалуйста, некоторое время сохраняйте контакт с этим приятным чувством. Потому что эта эмоция, это чувство - это ресурс... ресурс, который поможет разрешать проблемы, преодолевать препятствия, приближаться к цели...
И сейчас совершенно неважно, чем занимается ваш сознательный разум. Он может оставаться в этом приятном воспоминании... или скользить от одного приятного воспоминания к другому, от одного приятного образа к другому... или просто позволить приходить приятным образам, грёзам, фантазиям, воспоминаниям... неважно... потому что сейчас ваше бессознательное может найти оптимальные пути использования этого ресурса... и использовать его... применительно к нынешним и будущим ситуациям вашей жизни...
И эта очень важная и очень нужная работа может продолжаться... и в обычном бодрствующем состоянии... и во сне... часы, дни, недели, может быть, больше... столько, сколько необходимо... чтобы вы могли воспользоваться... результатами... этой работы.
И есть какая-то часть этой работы, которая должна быть выполнена именно здесь и сейчас... и когда эта часть работы будет выполнена, бессознательное позволит вам сделать глубокий вдох, слегка потянуться, открыть глаза и вернуться в обычное состояние... и когда вы вернётесь в обычное состояние, я надеюсь, что вы будете чувствовать себя хорошо, бодрым, отдохнувшим.... и мы сможем поговорить.
(Интересно, будет ли где-то сказано, что со временем от частого использования такие воспоминания "замыливаются и тускнеют" от частого использовоания, и их нужно менять? - H.B.)
Комментарий
Теперь разберём подробно технические моменты сопровождения.
Терапевт просит клиента мысленно отправиться на поиски приятного воспоминания и уточняет, что такое приятное воспоминание: это такие моменты его жизни, когда он чувствовал себя хорошо, легко и уверенно. Запрашивается подтверждающий сигнал - кивок головой. Очень важно дать человеку всё необходимое время; у кого-то воспоминание приходит быстро, у кого-то - медленно; важно, чтобы клиент не чувствовал себя обязанным обязательно что-то выдать сию же минуту. Иначе он может начать просто выдумывать.
Сигнал получен - воспоминание пришло. Терапевт просит клиента некоторое время сохранять контакт с этим воспоминанием, потому что сейчас оно будет прорабатываться - становиться всё более конкретным.
Дальше воспоминание локализуется во времени и в пространстве с помощью техники «Неопределённые слова». «Пожалуйста, некоторое время сохраняйте контакт с этим приятным воспоминанием... потому что я не знаю, где это было». «Потому что» не указывает ни на какую причинную связь. Это просто связка для гладкости речи.
«Я не знаю, где это было...» - это пустая рамка, которую заполняет клиент. Терапевт не знает, где это было, но клиент знает - и вспоминает. Воспоминание локализовано во времени.
«И я не знаю, когда это было...» Но он знает - и вспоминает. Воспоминание локализовано в пространстве.
«И я не знаю, какое это время года... и какое время суток... и какая стоит погода... и я даже не знаю, один ли вы в этот приятный момент вашей жизни или кто-то есть рядом с вами...» - и в воспоминании клиента воскресают и время года, и время суток, и погода, и спутники, если они есть...
Формулировка «Я не знаю» - очень удобный способ создать неопределённую рамку, которую заполняет сам клиент. «Я не знаю» подразумевает «Но ты знаешь».
Только не надо думать, что это единственно возможный способ. Эриксоновский гипноз необыкновенно гибок, способов сделать одно и то же - очень много. Так, можно было бы просто сказать: «Пожалуйста, локализуйте ваше воспоминание во времени и в пространстве». Или: «Вспомните, где и когда это было».
Дальше терапевт начинает прорабатывать воспоминание, делая его всё более и более реальным, делая эту субъективную реальность на некоторое время единственно реальной. Для этого систематически прорабатываются все модальности (то есть терапевт систематически проходит по органам чувств).
Сначала прорабатывается зрительная модальность. В принципе начинать можно с какой угодно; если вы умеете определять ведущую модальность клиента, то начинать лучше с неё. Но со зрительной тоже хорошо начинать, потому что наша культура во многом визуальна, и эта модальность для всех нас привычна. Итак, терапевт начинает со зрительной модальности, активно используя неопределённые слова.
«И своим внутренним взором вы можете видеть то, что вас окружает в этот приятный момент вашей жизни.
Вы можете видеть, как падает свет... как ложатся тени... как соотносятся формы и объёмы».
Всё это - неопределённые слова. В любой ситуации, в которой хоть что-то можно увидеть, можно видеть, как падает свет, как ложатся тени, как соотносятся формы и объемы. Это - пустая рамка, в которую можно вставить что угодно.
«Вы можете видеть то, что близко, то, что на переднем плане, и то, что далеко, то, что на дальнем».
Терапевт помогает клиенту создать субъективную глубину пространства. При этом варьируется направление и громкость голоса.
«Вы можете видеть то, что справа, и то, что слева. Вы можете видеть то, что наверху; и то, что внизу».
То же самое - создание глубины пространства за счет изменения направления голоса.
«И постепенно могут всплывать детали... полузабытые или совсем позабытые...»
Это действительно так. Когда воспоминание осуществляется с помощью другого человека, оно оказывается ярче, живее и в нём намного больше деталей.
«И среди всего того, что вас окружает в этот приятный момент вашей жизни, вы можете выбрать цвет, который вам нравится... это может быть природный цвет или цвет какого-то предмета... и когда вы выберете этот цвет, вы позволите своей голове кивнуть, чтобы дать мне об этом знать».
В дальнейшем сопровождении этот цвет никак не использовался. Это - заготовка на будущее, закладка; о том, как её можно использовать, будет сказано чуть позже.
Зрительная модальность проработана - переходим к слуховой.
«И продолжая видеть то, что вы видите, вы, может быть, уже начинаете слышать... слышать звуки этого времени и этого места... это могут быть звуки природы, или города, или человеческой речи, или какие-то другие...»
То же самое - неопределённые слова. Создаётся неопределённая рамка, в которую можно вставить любые звуки.
А дальше делается очень важная вещь. Создаётся установка - словно бы ставится психологическая «стрелка», наподобие железнодорожной:
«И любые звуки, которые до вас доносятся, вы можете вплетать в своё приятное воспоминание... и трансформировать их, изменять... так, как вам хочется... и вы можете слышать то, что вы хотите слышать...»
Начиная с этого момента можно не беспокоиться об окружающих звуках. Клиент сам будет вплетать их в своё воспоминание.
Дальше осуществляется переход к кинестетической модальности:
«И в этот приятный момент тело занимает определённое положение в пространстве... оно или движется, или находится в покое... и постепенно к телу могут приходить соответствующие ощущения...»
То же самое - неопределённые слова. Есть слова, которые позволяют быть «неопределённо-конкретным»:
- «эта конкретная ситуация»,
- «эти особые воспоминания»,
- «этот специфический запах»,
- «соответствующие ощущения».
Дальше - ольфакторные ощущения, запах:
«Некоторые люди могут в своём воспоминании почувствовать запах... запахи обладают почти волшебной властью воскрешать воспоминания... иногда достаточно случайно налетевшего запаха, и воспоминание встает во всей полноте, во всей конкретности...»
Ощущение запаха (если оно возникает) придаёт воспоминанию дополнительную достоверность. Всем знакомо это ощущение: идёшь по улице, и вдруг случайно налетевший запах мгновенно воскрешает воспоминание - во всей полноте, во всей конкретности...
Слово «волшебный» вообще хорошо в гипнотическом сеансе, в котором многое может происходить как по волшебству.
Точно так же на всякий случай мы задействуем вкус:
«А может быть, есть какой-нибудь вкус на губах... я не знаю...»
Воспоминание проработано по всем модальностям, по всем органам чувств. Далее делается самое простое, что можно сделать в терапевтическом плане, - поиск ресурса. Таким ресурсом в данном случае является позитивное эмоциональное состояние, возникающее в приятный момент жизни.
Если просто сказать человеку: «Воспроизведи хорошую эмоцию», вряд ли он это сделает. Это слишком трудно. Когда проработана, оживлена вся ситуация, эмоция приходит сама собой - нужно только подождать. Поэтому можно с уверенностью сказать:
«И по мере того, как проходит время, может прийти эмоция... чувство... то приятное чувство, которое вы испытываете в этот приятный момент своей жизни... оно может быть той же интенсивности или другой... неважно... и когда это хорошее чувство придёт, голова кивнёт, чтобы дать об этом знать. И есть всё необходимое время, чтобы позволить прийти этому чувству...»
Слова «той же интенсивности или другой» расширяют диапазон; человек может не дать сигнал, думая, что нужна эмоция именно той интенсивности, что была тогда. И опять запрашивается подтверждающий сигнал. И опять даётся всё необходимое время.
После того, как сигнал получен, терапевт просит некоторое время сохранять контакт с этой эмоцией, объясняя, что это - ресурс:
«Пожалуйста, некоторое время сохраняйте контакт с этим приятным чувством. Потому что эта эмоция, это чувство - это ресурс... ресурс, который поможет разрешать проблемы, преодолевать препятствия, приближаться к цели...»
Затем делается очень важная вещь - диссоциация, разделение сознания и бессознательного. Характерной особенностью эриксоновского гипноза является то, что в нём апеллируют к бессознательному; бессознательное рассматривается как позитивная инстанция, которая может
- действовать самостоятельно,
- находить,
- активизировать и
- использовать необходимые ресурсы.
При этом неважно, чем занимается сознание, - сознание может заниматься чем угодно:
«И сейчас совершенно неважно, чем занимается ваш сознательный разум. Он может оставаться в этом приятном воспоминании или скользить от одного приятного воспоминания к другому, от одного приятного образа к другому... или просто позволить приходить приятным образам, грёзам, фантазиям, воспоминаниям... неважно... потому что сейчас ваше бессознательное может найти оптимальные пути использования этого ресурса... и использовать его... применительно к нынешним и будущим ситуациям вашей жизни...»
Дальше даётся так называемое открытое внушение (виды внушений разбираются в соответствующей главе), внушение о том, что работа будет продолжаться и за пределами транса:
«И эта очень важная и очень нужная работа может продолжаться... и в обычном бодрствующем состоянии... и во те... часы, дни, недели, может быть, больше... столько, сколько необходимо... чтобы вы могли воспользоваться... результатами... этой работы».
Терапевт говорит «часы, дни, недели...»; не надо говорить «месяцы, годы», потому что тогда клиент «программируется» на слишком большой срок решения проблемы.
Сеанс завершается внушением, позволяющим экономно использовать время сеанса: в этом сеансе осуществляется лишь часть терапевтической работы, которая будет продолжаться за его пределами:
И есть какая-то часть этой работы, которая должна быть выполнена именно здесь и сейчас... и когда эта часть работы будет выполнена, бессознательное позволит вам сделать глубокий вдох, слегка потянуться, открыть глаза и вернуться в обычное состояние... и когда вы вернётесь в обычное состояние, я надеюсь, что вы будете чувствовать себя хорошо, бодрым, отдохнувшим... и мы сможем поговорить.
2.3. Ратификация минимальных признаков транса
Как узнать - человек в трансе или нет? Он входит в транс или не входит? Как отличить гипнотическое состояние от негипнотического? Терапевт не может почувствовать то, что чувствует клиент, он может опираться только на то, что видит, - на внешне наблюдаемые признаки. Существует целый ряд внешне наблюдаемых признаков гипнотического состояния - так называемые минимальные признаки транса.
Минимальные признаки транса
Неподвижность. В норме человек никогда не сидит совершенно неподвижно. Если вы общаетесь с человеком или с группой людей и видите, что они сидят неподвижно, - значит, они в трансе.
Закрывание глаз. Когда человек спонтанно, сам закрывает глаза, это значит, что он входит в транс.
Расслабление. Мышцы тела расслабляются.
Уплощение лицевых мышц. Лицевые мышцы расслабляются, лицо становится немножко «маскообразным».
Изменение диаметра зрачков. При открытых глазах зрачки сужаются или расширяются.
Замедление дыхания. Дыхание ставится более медленным и ровным.
Замедление сглатывания. В трансе замедляются рефлексы - в том числе рефлекс сглатывания. Появляется характерное трансовое сглатывание - замедленное; хорошо видно, как оно «прокатывается» по горлу.
Мышечные подёргивания. Палец, кисть, рука или нога могут дёрнуться вследствие мышечного сокращения - как это иногда бывает, когда засыпаешь.
Лёгкие покачивания головой. В отличие от простого кивка - медленные, постепенно «затухающие» покачивания головой.
Дрожание ресниц. Ресницы начинают мелко-мелко трепетать, как крылья бабочки.
(Из видео:
1) Расфокусированный взгляд
2) Цвет кожи изменяется
3) Зевание - H.B.)
Ратификация
Как только терапевт замечает один из этих минимальных признаков транса, он сразу же говорит: «Хорошо». Или: «Очень хорошо», или: «Очень-очень хорошо». Или: «Да». Или: «Угу».
Это называется «ратификация минимальных признаков транса», или просто «ратификация».
Слово «ратификация» означает «подтверждение», «утверждение». Терапевт подтверждает минимальные признаки транса.
Ратификация облегчает человеку вхождение в транс и позволяет поддерживать транс.
Фактически это - подкрепление. Клиент продемонстрировал минимальный признак транса - получил одобрение, продемонстрировал ещё один - снова получил одобрение. Это не осознаётся, но, как уже говорилось, облегчает человеку вхождение в транс и позволяет поддерживать транс. Если транс не поддерживать, он прекратится - человек спонтанно выйдет из транса. (Или уснёт - H.B.) Терапевт поддерживает транс, позволяет ему продлиться во времени, потому что oн собирается проделать в нём определённую работу. Так что ратификация осуществляется на протяжении всего сеанса. Особенно это важно в начале сеанса - это помогает входить в транс. Если по ходу сеанса будут пропущены один-два признака - это не так важно.
Транс клиента благодаря ратификации становится более комфортным.
2.4. Диссоциация
Термин «диссоциация» означает «отделение», «разделение».
Возможна диссоциация какой-то части тела. Когда человек не чувствует свою руку и даже не очень хорошо представляет себе, где она находится в пространстве, - рука диссоциирована.
Используя своё воображение, человек может осуществить так называемую диссоциацию от тела - «увидеть» своё тело со стороны. Эриксон предлагал своим пациентам посмотреть на своё собственное тело, сидящее на соседнем стуле. Диссоциация от тела может возникать спонтанно при травматических переживаниях.
В ходе сопровождения в приятном воспоминании клиент находится здесь и одновременно в другом месте, это - пространственная диссоциация. Он находится в настоящем времени и одновременно в прошлом - это временная диссоциация.
Известный французский невролог Пьер Жане отмечал, что диссоциация характерна для гипноза. Он говорил, что в гипнозе есть словно две психики: одна - связанная с сознанием и волей, а другая - не обладающая сознанием и волей, но способная осуществлять сложные акты. Это автоматические действия, диссоциированные от нормального сознания, неподконтрольные сознанию человека.
Концепцию П. Жане развил Э. Хильгард. Если П. Жане говорил о двух психиках, которые в гипнозе могут действовать раздельно, то Э. Хильгард говорит о том, что психическое функционирование человека можно представить как совокупность подсистем, и в гипнозе эти системы можно изолировать одну от другой. Это так называемая неодиссоциация по Хильгарду.
Диссоциация часто возникает в гипнозе, она характерна для гипноза, это - типичный гипнотический феномен. Поэтому, способствуя диссоциации, терапевт способствует гипнозу. Рассмотрим техники создания диссоциации.
Основная для эриксоновского гипноза диссоциация - это диссоциация сознания и бессознательного. Она начинается ещё до наведения транса, когда клиенту объясняют, что есть он, а есть его бессознательное, и бессознательное может работать самостоятельно. В ходе сеанса диссоциация сознания и бессознательного осуществляется следующим образом:
«Ваш сознательный разум блуждает в приятных воспоминаниях, образах, грёзах, в то время как ваше бессознательное отыскивает необходимые ресурсы и определяет пути их использования».
Можно использовать воображение клиента - предложить увидеть своё тело со стороны.
Диссоциация осуществляется также за счёт особого построения речи - с помощью так называемой диссоциирующей речи.
Обычно своей речью мы человека ассоциируем. Мы обращаемся к нему как к ассоциированному целому, как к нерасчлененному единству. Мы говорим «ты» (или «вы»), и это «ты» включает в себя и физическое тело, и чувства, и ощущения, и воспоминания, и мысли. Однако вместо того, чтобы ассоциировать, мы можем диссоциировать человека своей речью. В этом помогает идея неодиссоциации по Хильгарду: психическое функционирование человека можно представить себе как совокупность подсистем. И мы начинаем строить свою речь, как бы обращаясь к каждой из этих подсистем по отдельности.
Например, можно сказать «вспомни», а можно сказать «позволь прийти воспоминанию». «Позволь прийти воспоминанию» означает, что воспоминание существует само по себе, оно может прийти, а может и не прийти. «Вспомни» - это ассоциированно, «позволь прийти воспоминанию» - диссоциированно.
«Ты чувствуешь контакт со стулом» - ассоциированно, «твоё тело чувствует контакт со стулом» - диссоциированно. Тело как бы существует само по себе.
«Кивни головой» - ассоциированно, «голова кивает» - диссоциированно. Голова может кивнуть сама по себе.
«Закрой глаза» - ассоциированно, «глаза могут захотеть закрыться» - диссоциированно. Глаза как бы существуют сами по себе, они могут захотеть закрыться, а могут и не захотеть.
«Приходят образы» - образы существуют сами по себе.
«Приходят звуки» - звуки сами по себе. Запахи сами по себе, вкус сам по себе, дыхание само по себе, руки сами по себе, ноги сами по себе, мысли сами по себе, грёзы сами по себе...
Не нужно запоминать конкретные фразы.
Нужно удерживать руководящий принцип: ты обращаешься не к целому, а к конгломерату частей, и каждая часть может существовать отдельно, самостоятельно.
Диссоциирующая речь помогает человеку входить в транс и поддерживает транс. Как и ратификация, это делается на протяжении всего сеанса.
Сопровождение в приятном воспоминании с использованием диссоциации (подчёркнуто)
Терапевт: Вы можете позволить прийти приятному воспоминанию... воспоминанию о таком моменте вашей жизни, когда вы чувствовали себя хорошо... спокойно... уверенно... и когда это хорошее воспоминание придёт, вы дадите мне об этом знать, позволив своей голове кивнуть. И для этого есть всё необходимое время.
Очень хорошо. И могут прийти зрительные образы... образы того, что вас окружает... в этом месте и в этом времени... Очень хорошо... и могут прийти звуки... звуки этого времени и этого места... и к телу могут прийти соответствующие ощущения... и, может быть, даже приходит запах... или вкус...
И по мере того, как проходит время, может прийти эмоция... чувство... то приятное чувство, которое приходит в этот приятный момент ... оно может быть той же интенсивности или другой... неважно... и когда это хорошее чувство придёт, голова кивнёт, чтобы дать об этом знать. И есть всё необходимое время, чтобы пришло это чувство...
Это чувство - это ресурс... ресурс, который поможет разрешать проблемы, преодолевать препятствия, приближаться к цели...
И сейчас нет необходимости слушать то, что я говорю, потому что меня слышит ваше бессознательное, и из всего того, что я говорю, оно может выбрать и использовать именно то, что необходимо, и отбросить и забыть всё остальное. Так что мой голос может изменяться и превращаться в другие звуки, в звуки вашей грёзы. И можно оставаться в этом воспоминании, а можно перейти к другому или просто скользить от одного приятного воспоминания к другому, от одного приятного образа к другому, от одной приятной грёзы к другой...
И сейчас совершенно неважно, чем занимается сознательный разум. Он может заниматься чем угодно... в то время как бессознательное... может найти оптимальные пути использования этого ресурса... и использовать его... применительно к нынешним и будущим ситуациям вашей жизни...
И эта очень важная и очень нужная работа может продолжаться... и в обычном бодрствующем состоянии... и во сне... часы, дни, недели, может быть больше... столько, сколько необходимо... чтобы можно было воспользоваться... результатами... этой работы.
И есть какая-то часть этой работы, которая должна быть выполнена именно здесь и сейчас... и когда эта часть работы будет выполнена, бессознательное позволит вам сделать глубокий вдох, слегка потянуться, и открыть глаза, и вернуться в обычное состояние... и когда вы вернётесь в обычное состояние, я надеюсь, что вы будете чувствовать себя хорошо, бодрым, отдохнувшим... и мы сможем поговорить.
2.5. Релятивизация
«Вспомни» - ассоциированная формулировка. «Приходит воспоминание» - диссоциированная. Так лучше. Но именно в этот момент оно может не прийти; терапевт говорит: «Приходит воспоминание», а его нет. Его слова расходятся с субъективным опытом клиента, возникла инконгруэнтность. Это произошло из-за того, что высказывание было абсолютным. Его следует сделать относительным - ввести для клиента определённую степень свободы: «Может прийти воспоминание». Теперь что бы ни произошло - терапевт конгруэнтен. Пришло воспоминание - хорошо, об этом сказано. Не пришло - тоже хорошо, такая возможность тоже предусмотрена.
Техника заключается в том, чтобы абсолютные высказывания превращать в относительные. Это «релятивизация» (от «релятивность» - относительность).
Релятивизация осуществляется с помощью слов «можете», «возможно», «может быть», «я не знаю».
Превращение прямых высказываний в косвенные, ассоциирующих и абсолютных - в диссоциирующие и относительные требует определённого навыка, определённой тренировки.
Тренироваться можно следующим образом. Подумать: «Чего я от него хочу? Я хочу, чтобы он закрыл глаза».
«Закрой глаза».
Это неудачно. Это ассоциированно, это не даёт выбора, это авторитарно. Это приказ. Скорее всего, такая формулировка вызовет сопротивление.
Вводится диссоциация: «Глаза закрываются».
Уже лучше. Это диссоциированно, но по-прежнему авторитарно, нет возможности выбора, нет диапазона свободы.
Вводится релятивизация: «Если глаза захотят закрыться, можно позволить им закрыться».
Это уже косвенное внушение. Цель - всё та же: чтобы человек закрыл глаза, но принимается оно намного легче. Ассоциирующее и абсолютное предложение превратили в диссоциирующее и относительное.
Вперёд:
http://healthy-back.livejournal.com/276950.htmlНазад:
http://healthy-back.livejournal.com/276367.htmlСодержание:
http://healthy-back.livejournal.com/275857.html#cont