Что мы знаем. Зрение и восприятие

Dec 11, 2006 04:07

Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/191792.html
Назад: http://healthy-back.livejournal.com/191457.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/190681.html#cont

Это мир -
Всего лишь росинка,
И всё же...

Кобаяси Исса

Зрение и восприятие

Глаз видит на основании общей схемы,
которую даёт нам разум (определённый комплекс знаний и допущений).
Именно разум создаёт ту вселенную, которую затем видит глаз.
Иными словами, разум встроен в наши глаза.

Генрик Сколимовский

Если всё, что я воспринимаю, основано на том, что я уже знаю, как я могу воспринять что-то новое? А если я никогда не воспринимаю ничего нового, как я могу изменяться? Как могу расти? (Неверно первое допущение «всё, что я воспринимаю, основано на том, что я уже знаю» - это ниоткуда не следует - H.B.)

Совершив вылазку в самую туманную и непознанную сферу - реальность, - приятно вернуться к какой-то более определённой науке. К науке проверенной, подтверждённой, признанной. И противоречащей представлениям большинства людей о том, как они воспринимают мир

Кто что видит ?

Работа мозга на пяти последовательных уровнях. Именно её вы только что совершили, чтобы «увидеть» эта буквы. Дело не ограничилось тем, что глаза просто послали «вам» изображение каждой буквы. Мозгу пришлось работать над зрительными данными, которые он получил от глаз, чтобы сконструировать эти буквы.

При этом мозг вначале разбивает входящие импульсы на основные формы, цвета и образы. Затем он сравнивает образы с хранящимися в памяти воспоминаниями о подобных предметах, ассоциирует их с эмоциями и приписанными им в прошлом значениями, связывает всё это в некую интегрированную «картинку» и посылает её в лобный отдел коры мозга (по сорок импульсов в секунду) Да, именно так. Мы даже не видим непрерывно. Это больше похоже на мигающую картинку на киноэкране.

Иными словами, это ваш мозг рисует всё, что вы видите. Допустим, вы смотрите на лес. Мои фактически рисует каждый листик на каждом из увиденных вами деревьев. Он рисует их, сопоставляя со своими воспоминаниями (хранящимися в нейросетях) о листьях, об их форме и цвете, - и каким-то образом сводит все эти образы воедино. (Не надо приплетать сюда воспоминания - H.B.)

Всё это выглядит крайне неправдоподобно и в корне противоречит нашему повседневному опыту. Каким же образом нейрофизиологи пришли к этой схеме?

Пловцов, ныряльщиков, прыгунов, спринтеров, штангистов и других спортсменов высочайшего класса учат заранее представлять себе свои спортивные достижения во всех подробностях, используя все пять чувств, чтобы стимулировать себя к действию, которое они хотят совершить. На первых порах многие считали это дело бесполезным - особенно честолюбивые спортсмены с высоким уровнем тестостерона (они никак не могли взять в толк, зачем им нужно сидеть с закрытыми глазами), - однако, теперь совершенно точно доказано, что этот метод работает, и его используют повсеместно. (Предлагаю для чистоты эксперимента продемонстрировать движение силой мысли хотя бы спички или стула - H.B.)

Что это у тебя на лице - нос?

Учёные узнали, каким образом мозг строит зрительные образы, изучая больных-инсультников. После инсульта у человека нередко перестаёт работать какая-нибудь часть мозга, и тогда учёные исследуют, каким образом это влияет на зрение пациента.

Например, у одного человека в результате инсульта была повреждена маленькая часть мозга, отвечавшая (очевидно) за носы. Этот пациент не видел носов. Он видел всего собеседника, но если к нему подводили человека с красным клоунским шариком на носу и спрашивали, что не так в его облике, больной на нос не обращал внимания! Даже если ему давали подсказку: «Эй, посмотри-ка на его нос!» - он ничего необычного не замечал. Всё остальное он воспринимал отлично - очевидно, глаза исправно посылали ему все сигналы. Но для носа не находилось места. Вместо того, чтобы действительно увидеть нос (клоунский или нормальный), пациент видел то, что, согласно ею мнению, «должно» быть на соответствующем месте.

Есть и менее впечатляющее свидетельство того, что реальность воспринимается именно мозгом, а не глазами: в том месте глазного яблока, где к нему прикрепляется зрительный нерв, идущий затем к затылочной части мозга, нет зрительных рецепторов. Поэтому следовало бы ожидать, что, если человек закроет один глаз, он увидит в центре чёрное пятно. Но этого не происходит. Всё дело в том, что именно мозг, а не глаз, создаёт картинку.

Ещё данные...

При измерении электрической активности человеческого мозга (например, при КАТ- и ПЭТ-сканировании) учёные обнаружили: когда человек смотрит на объект и когда он воображает этот же объект, активизируются одни и те же зоны мозга. Когда человек закрывает глаза и визуализирует объект, в мозге идут те же процессы, как и когда человек смотрит на объект.

Мозг не делает различий не только между тем, что он видит, и тем, что воображает, но и между действием совершённым и визуализированным. (Если бы это было так, то лечение психических травм не представляло бы труда - H.B.) Это открытие сделал в 1930 году доктор медицины Эдмунд Якобсон (создатель техники прогрессивной релаксации для снижения уровня стресса). Доктор Якобсон просил испытуемых визуализировать различные физические действия и заметил, что мышцы при этом совершают едва заметные движения, полностью соответствующие визуализируемому действию. Эту информацию взяли на заметку и использовали спортсмены всего мира.

Правда о восприятии

Восприятие - это сложный многогранный процесс, начинающийся в тот момент, когда нейроны наших органов чувств получают информацию из окружающего мира и пересылают её в виде электрических импульсов в мозг. Как и у всех живых существ, возможности наших органов чувств ограничены. Мы не видим инфракрасный свет и не ощущаем электромагнитные поля (а птицы ощущают и используют их для ориентации в пространстве). Тем не менее, количество информации, поступающей к нам через пять органов чувств, воистину потрясающе: 400 миллиардов бит в секунду.

Очевидно, сознание не перерабатывает таких объёмов - учёные говорят, что до сознания доходит лишь около двух тысяч бит в секунду. «Поэтому, когда мозг берётся за работу, пытаясь рассказать нам о мире, - говорит доктор Эндрю Ньюберг, - он вынужден отсеивать много лишних данных».

Например, когда вы читаете эту книгу, ваши органы чувств регистрируют температуру воздуха в комнате, давление тела на стул, прикосновение одежды к коже, гудение холодильника, запах вашего шампуня - однако, вы не осознаёте всего этого, поскольку сосредоточены на тексте книги. Доктор Ньюберг продолжает:
Мозг отсеивает колоссальное количество информации, которая нам действительно не нужна. Кое-что он просто подавляет. Он, например, не позволяет некоторым реакциям и фрагментам нервной информации дойти до сознания - именно поэтому мы не ощущаем стул, некотором сидим. Иными словами, мы отсекаем известное. А также и неизвестное.

Когда мы видим то, что мозгу сложно идентифицировать, он хватается за что-нибудь подобное: «Похоже на белку, но не белка». Если не находится ничего похожего или предмет похож на нечто, как нам известно, не существующее в реальности, тогда мы просто отмахиваемся от увиденного: «Должно быть, мне просто почудилось».

Так что на самом деле мы не воспринимаем реальность; мы видим лишь образ реальности, созданный мозгом на основании данных, поступающих от органов чувств, а также многочисленных ассоциации, извлечённых из нейронной сети нашего мозга. «Всё зависит от нашего прошлого опыта, - говорит доктор Ньюберг, - и от того, как вы перерабатываете информацию, из которой слагается ваш видимый мир... Именно мозг в конечном счёте воспринимает реальность и создаёт нашу трактовку мира».

На нас обрушивается колоссальное количество информации, она поступает в наше тело, и мы вынуждены её перерабатывать. Она приходит через все органы чувств и постоянно накапливается, и нужно постоянно отсеивать большую часть. В конце концов в сознании остаётся лишь то, что наиболее полезно для индивидуума.

- Кэндаси Перт, доктор философии

Что я хотела бы видеть, но не могу? Как эмоции воздействуют на моё восприятие реальности и как они формируют его? Как я могу воспринять что-то новое, если я увязла в старой парадигме? Что я готова изменить, чтобы воспринимать реальность по-новому? Как изменение восприятия изменит мою реальность? Улучшится ли она? Изменится ли? Улучшится и изменится одновременно?

- Бетси

Не существует никакого «внешнего мира», независимого от того, что происходит во «внутреннем мире».

- Фред Алан Вольф

Ваш мозг не видит разницы между тем, что происходит во внешнем мире, и тем, что происходит в мире внутреннем.

- Джо Диспенза

Эмоции и восприятие

Согласно результатам исследовании доктора Перт из Национального института здоровья (США), то, как мы воспринимаем какое-то явление и воспринимаем ли его вообще, определяется не только нашими представлениями о том, что реально, а что нет, но и нашим отношением к данным, поступающим от органов чувств. Доктор Перт говорит: «Именно наши эмоции решают, что достойно внимания... Что станет мыслью и поднимется к сознанию, а что так и останется необработанной заготовкой мысли, похороненной на более глубоких уровнях тела, - это решение принимается при самом непосредственном участии рецепторов».

А вот что говорит Джо Диспенза: «Эмоции предназначены для химического усиления долгосрочной памяти. Именно поэтому они у нас и есть». Эмоции включены в самое начало цепи переработки зрительной информации. И это оправдано с точки зрения эволюции. Если ты идёшь по тропинке и видишь, что из чащи выскакивает тигр, ты проанализируешь этот образ и начнёшь действовать прежде, чем поймешь, что происходит.

Четыреста миллиардов бит в секунду. Даже после того, как мы отбросим то, что считаем «нереальным» (марсиане) или «несущественным» (запах шампуня), остаётся еще достаточно много бит. Эмоции определяют относительный вес, или значение, этой информации. Они обеспечивают короткий доступ к восприятию. И ещё они дают нам уникальную способность не видеть то, чего мы просто не хотим видеть.

Учёные провели такой эксперимент: поместили новорожденных котят в среду, где не было вертикальных линий. Когда несколько недель спустя этих котят переместили в «нормальную» среду, животные просто не видели вертикальных (например, ножек стула) и постоянно натыкались на них.

Наши глаза постоянно движутся. Они всё время блуждают по всему энергетическому полю - так почему же они фокусируются на одних областях и воспринимают от них сигналы и не воспринимают сигналы из других областей? Всё довольно просто: мы видим то, во что хотим верить. И мы отворачиваемся от вещей, которые незнакомы или неприятны. (Как быть с уже существующим опытом? - H.B.)

- Кэндаси Перт, доктор философии

Парадигма и восприятие

Если мы строим реальность из имеющегося в наличии запаса воспоминаний, эмоций и ассоциаций, как нам удаётся воспринять что-то новое? (Как я писал выше, утверждение «мы строим реальность из имеющегося в наличии запаса воспоминаний, эмоций и ассоциаций» высосано из пальца - H.B.)

Ключом тут служит новое знание. Расширяя свою парадигму, свою модель реального и возможного, мы добавляем новые пункты к списку, с которым сверяется наш мозг. Помните: этот список представляет собой лишь рабочее описание нашего опыта; он не тождественен реальности. Новые знания способны помочь нам раскрыть разум для новых типов и уровней восприятия и опыта.

Новая информация очень важна, но полное знание включает в себя как понимание, так и опыт. Человек никогда не узнает вкус персика, пока сам его не попробует. Поэтому для расширения своей парадигмы и более полного восприятия жизни нам необходим новый опыт.

Например, когда вы в последний раз «проветривали свои мозги»? Когда в последний раз вы поступали настолько «не в своём стиле», что потом сами стояли с раскрытым ртом и думали; «Неужели это Я?»

И книге «Путешествие в Икстлан»Карл ос Кастанеда рассказывает о том, как дон Хуан учил его выслеживать себя. (Тоже мне, нашли авторитета. Ещё бы всех алкоголиков опросили на предмет поиска настоящей реальности - H.B.) Иными словами, нужно изучать свои привычки, как хищник выслеживает жертву, чтобы в какой-то момент поймать себя на действии, обусловленном привычкой, и сделать вместо этого что-то совершенно новое.

Тут мы возвращаемся к тем же вопросам: если ты воспринимаешь лишь то, что знаешь, как ты можешь воспринять что-то новое? Если ты сам создаёшь себя, как можешь ты создать нового себя?

Когда осознаёшь, что можешь воспринимать мир лишь в границах уже известного тебе, становится очевидно: если хочешь жить более полной и богатой жизнью, если хочешь получить новые возможности для роста, свершений и радости, нужно дать себе хорошую встряску - задать Великие Вопросы, пережить новые эмоции и запечатлеть в своих нейронных сетях новые данные.

Недавно я слышал историю о том, как некая страховая компания в канадской провинции Саскачеван пыталась проанализировать одну проблему малой авиации. Дело в том, что пилоты маленьких самолётов при возникновении перебоев в работе двигателя стараются приземлиться на ближайшую автостраду с не очень оживлённым движением. Как правило, им удаётся успешно приземлиться и замедлить скорость, но мало кому хватает соображения съехать с автострады на обочину (вероятно, пилоты слишком счастливы тем, что им вообще удалось остаться в живых). Водители автомобилей очень часто врезаются в такие самолётики, а потом, отвечая на вопросы полиции, говорят, что просто ничего не видели на дороге. Вот он едет по пустой трассе - и вдруг врезается во что-то. Работники страховой компании пришли к выводу, что водитель не видит самолёта исключительно потому, что просто не ожидает встретить его на шоссе.

- Марк (Знаки аварийной остановки вообще-то надо выставлять. И скорость наверняка превышена, и дорога может быть не совсем гладкой, как стол - H.B.)

Мы создаём свой мир

Итак, данные современной науки подталкивают нас к следующему выводу: мы сами создаём мир, который воспринимаем. Когда я открываю глаза и оглядываюсь вокруг, то вижу не мир, как он есть, а тот мир, который способны воспринять мои органы чувств; мир, который позволяет увидеть моя система верований; мир, отредактированный моими эмоциями. (Это утверждение правдо только до некоторой степени. Сажание на горячую сковородку очень способствует усилению восприятия объективной реальности - H.B.)

Хотя мы сопротивляемся этой идее и хотим верить в существование некоего «реальною мира», который мы все можем воспринимать согласованно, на самом деле часто - а может быть, и всегда - люди воспринимают одни и те же вещи совсем по-разному. Когда несколько свидетелей рассказывают об одном и том же преступлении, их отчёты о том, «что на самом деле произошло», очень различаются (как в классическом японском фильме «Росёмон»). Причём, это касается не только мелких деталей и обстоятельств преступления, но даже внешнего вида (цвет волос, рост, одежда) как жертвы, так и преступника. Каждый свидетель уверен, что именно он описывает событие правильно, - но на самом деле они рассказывают всего лишь о своём восприятии случившегося.

Мы постоянно создаём свой мир при помощи множества средств. Зрение и восприятие - самые очевидные и доступные научному исследованию инструменты созидания мира. Вопрос в следующем: заканчивается ли дело на этом? Ограничивается ли этим наша способность влиять на мир, который мы видим?

И это ещё не всё

Карл Прибрам совершил революцию в наших представлениях о головном мозге, заявив, что »тот орган, по существу, голографичен. Прибрам говорит, что обработка информации в каждом случае распределена по всему мозгу и, как в голограмме, каждая часть содержит целое. Это показалось ему достаточно странным, но затем он сопоставил эту идею с нашим механизмом восприятия. Согласно Прибраму, сама наша Вселенная голографична. и единственная причина, почему мы ощущаем, что находимся «внутри» реальности, вместо того чтобы просто «воспринимать» реальность, состоит в том, что мозг голографически связан с «внешним миром» (и в этом случае пространство и время не играют роли). Таким образом, наше восприятие не осуществляется только в мозгу, но выходит за его пределы и взаимодействует с «внешним миром».

Поэтому, как бы ни были хороши приборы, создающие виртуальную реальность, они никогда до конца не убедят вас, что вы находитесь «внутри» этой реальности.

Но если реальность голографична, возможно ли ощутить это непосредственно? Наши органы чувств ограничены, они словно формочки для печенья, вдавливающиеся в тесто реальности. Между тем, исследователи сознания говорят о возможности воспринимать мир целостно и непосредственно - всю Вселенную и каждую отдельную песчинку одновременно. И с этой точки зрения всё - всё, что мы воспринимаем органами чувств, - это майя, иллюзия. Итак, это все лишь вопрос точки зрения. (Сковородка просто плачет по кому-то - H.B.)

В мозгу проигрывается только то кино, которое мы способны увидеть

- Рамта

Что мы вообще знаем: «версия кроличьей норы»

К нам приходит много электродных писем от зрителей, спрашивающих, зачем мы постоянно переделываем свой фильм. Людям кажется, что полюбившиеся им сцены были удалены, а новые добавлены. Некоторых это очень огорчает. Но мы ни разу ничего не переделывали! Однако, когда мы об этом говорим, нам не верят. Очевидно, по мере того, как зрители приобретают новые знания, их сознание получает доступ к новым частям фильма. Тогда мы решили действительно всё переделать: наложили старые интервью на новый видеоряд, добавили целый час новых интервью и анимации, перемонтировали игровую часть. Любопытно будет посмотреть, не заблудятся ли наши зрители в этой кроличьей норе!

- Уилл

Подумайте об этом...

- Как ваша парадигма, или умственный настрой, влияет на то, что вы видите?
- В каком эмоциональном состоянии вы пребываете чаще всего? Как это состояние влияет на ваше восприятие?
- Можете ли вы увидеть что-либо, находящееся за пределами этого эмоционального состояния?
- Если вы воспринимаете лишь то, что знаете, как вы можете воспринимать что-либо новое?
- Что вы готовы сделать, чтобы воспринять что-то новое?
- Почему вы не видите ауры?
- Откуда происходит это новое восприятие?

Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/191792.html
Назад: http://healthy-back.livejournal.com/191457.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/190681.html#cont
Previous post Next post
Up