Майкл Керн. Мудрость тела. Глава 4. Разумное тело

Dec 11, 2006 02:15


Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/185464.html
Назад: http://healthy-back.livejournal.com/184330.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/182539.html#cont

Глава 4
Разумное тело

«Чем является тело? Это та тень тени вашей любви,
которая, так или иначе, содержит целую Вселенную». [1]

Джелалудин Руми

Ключевые принципы

«Всё должно иметь и не может действовать
без самого известного приказа силы,
который подчиняется произвольным и непроизвольным
командам жизни и разума и который управляет и движет мирами». [2]

Доктор Э.Т. Стилл

Один из принципов, лежащих в основе краниосакральной практики, состоит в том, что природа в высшей степени разумна и не делает ошибок. Природа всегда, независимо от обстоятельств, стремится к равновесию. Эта мысль рождена не из некоего испытания веры, но отражает то, что можно наблюдать в мироздании. Примерами этого являются вращение Земли, обновление леса или заживление раны. Кроме того, создаётся впечатление, что ничто не происходит случайно - наше здоровье и счастье, так же как наши болезни и страдание, возникают из-за определённого набора причин и условий. Если мы внимательно рассмотрим это, то сможем осознать, как этот разум проявляется в нашей собственной жизни.

Наука и искусство

Краниосакральный подход - это способ улучшения здоровья, который был разработан вследствие наблюдения за работой законов природы [3]. Он является и наукой, и искусством. Как наука он включает в себя «систематическое наблюдение за явлениями природы с целью обнаружения законов, управляющих этими явлениями», согласно «Медицинскому Словарю» Дорланда [4]. Как искусство он подразумевает умелое применение этих законов. Здесь мы выделим некоторые из ключевых принципов, на которых базируется эта работа.

Многие из принципов краниосакральной работы первоначально были сформулированы в XIX веке доктором Эндрю Тэйлором Стиллом, американским военным врачом. Доктор Стилл разработал практику остеопатии после разочарования в неэффективной медицине того времени, основанной на применении лекарств.

Доктор Стилл подчёркивал, что вместо того, чтобы обращаться только к материалистическим явлениям, этот подход работает с законами природы «материи, движения и ума» [5].

Материей называется тело, замечательный инструмент, в котором выражается жизнь.

Жизнь выражается в движении.

Ум - это универсальный разум, живущий в нас [6]. Несмотря на то, что они охватывают тонкие и часто неосязаемые области функционирования, эти явления управляются естественными законами, которые так же точны, как любой закон механики [7].

Основы практики

Доктор Стилл, возможно, был первым, кто признал важную связь между движением и здоровьем. В детстве он часто страдал от головных болей. Однажды он отдыхал в саду, откинув голову на верёвку, на которой был подвешен гамак. При этом качающаяся верёвка взяла на себя вес головы, произведя мягкое вытягивание шеи. Стилл обнаружил, что вскоре его головная боль и сопровождавшая её тошнота прошли. В своей автобиографии он написал об этом так: «После этого открытия я поддерживал шею верёвкой всякий раз, когда чувствовал приближение приступа боли. Я использовал это лечение в течение двадцати лет до того, как в мой мозг пришло понимание, что тогда я приостанавливал раздражение больших затылочных нервов и придавал гармонию потоку артериальной крови и венам, результатом чего было облегчение» [8].

Доктор Стилл признавал важность поощрения свободной циркуляции жидкостей в теле. Он понимал, что это является необходимым условием снабжения клеток питательными веществами для здоровья и выведения токсинов. Доктор Стилл также понимал, что движение жидкости обеспечивает свободный ток потоков жизни по всему телу. Он сделал вывод о том, что «болезнь - это эффект, вызванный прекращением некоторого снабжения жидкостью или качеством жизни» [9].

Он выделил три основных принципа, которые легли в основу новой науки - остеопатии.
1. Структура и функция взаимосвязаны.
2. Тело функционирует как единое целое в здоровье и болезни.
3. Тело - это самоисцеляющий механизм.

Взаимосвязь между структурой и функцией

«Любая живая материя подчинена ЗАКОНУ ИЗМЕНЕНИЯ...
Отношения между структурой и функцией никогда не бывают постоянными.
Структура и функция развиваются согласованно и зависят друг от друга,
и эта взаимозависимость сохраняется в каждом проявлении жизни» [10].

Доктор остеопатии Картер Даунинг

Доктор Стилл обнаружил тесную связь между структурной организацией тела (т.е. анатомией) и способом нашего функционирования (т.е. физиологией). Он заметил, что ограничения движения в структурном строении тела затрагивают его способность получать основные жизненные силы и питательные вещества, переносимые жидкостями.

Структура тела обеспечивает контейнер, который определяет то, что может по нему протекать так же, как течение реки определяется направлением её берегов и любыми преградами.

Взаимосвязь

Кроме того, доктор Стилл понимал, что отношения между структурой и функцией взаимны, т. е. они могут влиять друг на друга: подобно тому, как структура тела управляет его функцией, функция управляет структурой. Например, если мы регулярно совершаем какой-либо специфический вид деятельности - носим сумку на одном плече, кладём ногу на ногу или неправильно сидим на рабочем месте - ткани тела начинают организовываться вокруг этих действий. Точно так же, если мы постоянно находимся под влиянием определённых чувств и отношений (таких, как страх, гнев или высокомерие), тело становится организованным соответственно: одни определённые мышцы могут использоваться, а другие - нет; создаётся специфический структурный паттерн, который затем будет влиять на наше функционирование. Таким образом, структура и функция взаимно закрепляются, создавая паттерны, которые становятся привычными. Как сказал остеопат Чарльз Боулз: «Функция - это структура в действии, структура - это функция после действия» [11].

Первичная дыхательная функция

Огромный вклад доктора Сатерленда в эту область состоял в том, что он признал, что самая глубокая связь между структурой и функцией находится в первичной дыхательной системе. На основном уровне функционирование Дыхания Жизни определяет, как наши ткани становятся организованными, подобно тому, как контуры реки определяются силами текущей воды. И здесь снова имеется взаимосвязь, поскольку тот способ, посредством которого Дыхание Жизни может проявить себя, также зависит от наших структурных паттернов

Специфические формы и паттерны в теле создаются событиями, которые происходят в нашей жизни. Например, при стрессе или травме ткани имеют тенденцию сокращаться, что является частью естественной защитной реакции. Если эти сокращения остаются неустранёнными, это приводит к длительным состояниям фиксации, которые ограничивают оживляющие свойства Дыхания Жизни. Это препятствует проявлению нашего основного руководящего принципа в тканях.

Последствия фиксации

Фиксированные ткани влияют на многие аспекты физиологического функционирования. В качестве примера предположим, что произошло сокращение мышиы, которая продолжает оставаться в напряженном СОСТОЯНИИ. ЭТО может вызвать жёсткость в суставе, а также создать напряжение в окружающих соединительных тканях. Это ограничение может затрагивать кровеносные сосуды, уменьшая циркуляцию артериальной крови, переносящей кислород и питательные вещества в этот отдел. Это может также воспрепятствовать выведению ненужных веществ и токсинов через венозные и лимфатические системы и вызвать нарушение в потоке нервных импульсов. Этот тип состояния организма считается главным предшественником развития болезни.

Из-за образования фиксированных паттернов нарушается функционирование основных целебных систем тела. Если этот застой будет устранён и восстановится естественное движение, то внутреннее злоровье сможет возвратиться. Например, один мой пациент, который во время игры в крикет получил удар в голову шаром, в течение нескольких месяцев находился в состоянии депрессии. Когда фиксация, находившаяся в его теменной кости, была устранена, он почувствовал, как будто чёрная туча, нависающая над ним, исчезла. В другом случае у пятилетнего мальчика прекратилось недержание мочи после того, как его немного напряженный крестец начал выражать первичное дыхательное движение. У двадцативосьмилетнего музыканта исчезли проблемы с пищеварением после лечения ограничения в его диафрагме. Это лишь несколько примеров того принципа, действие которого можно наблюдать каждый день в лечебных кабинетах краниосакральных операторов.

Единство тела

«На самом деле вся жизнь взаимосвязана.
Все люди пойманы в неизбежную сеть взаимности,
обёрнутую покровом судьбы.
Всё, что затрагивает прямо одну часть,
обязательно затрагивает косвенно целое.
Я никогда не смогу стать тем, кем я должен быть,
до тех пор пока вы не станете тем, кем вы должны быть,
и вы никогда не станете тем, кем вы должны стать,
до тех пор пока я не стану тем, кем я должен стать.
Это - взаимосвязанная структура действительности» [12].

Доктор Мартин Лютер Кинг мл.

Всё взаимосвязано

Важный принцип и остеопатической, и краниосакральной практики состоит в том, что тело функционирует как единое целое в здоровье и в болезни. Различные части тела часто разделяются для исследования или изучения, но в действительности они являются частью взаимозависимой системы. Однако, когда что-то рассматривается под микроскопом, легко упустить из виду целую картину, поэтому в современной западной медицине стало довольно распространённой практикой разделение разных аспектов человеческого организма на отдельные области. Считается, что все части тела требуют особого внимания специалиста, занимающегося данным специфическим органом или системой (кардиолог, гастроэнтеролог, уролог и т.д.), а любыми психологическими проблемами должен заниматься другой специалист. Некоторые пациенты посещают трёх или чётырех специалистов, каждый из которых лечит разные заболевания.

Организация

Фактически каждая часть прямо связана с целым и функционирует во взаимосвязи со всеми другими частям. Таким образом, тело работает, подобно большой организации (например, гостиницы) [13]. В гостинице каждый служащий очень важен для правильной и эффективной работы организации в целом. Швейцары, менеджеры, уборщики, повара и регистраторы - все они необходимы для хорошей работы гостиницы. Если какая-либо работа не выполняется, это вскоре затронет функционирование всей организации. То же самое происходит и в теле: если какая-нибудь его часть будет повреждена, это может затронуть функционирование всего организма. Как заметил физиолог доктор Ирвин Kopp: «Не существует больного органа, есть только больной человек. Лечение только одной части не является лечением человека, тогда как лечение человека должно также лечить его часть» [13].

Случай Софи

Софи обратилась за краниосакральным лечением из-за боли в шее, которая значительно усилилась за предыдущий месяц, несмотря на прохождение физиотерапевтического лечения. Софи была активной и стройной танцовщицей лет тридцати, которая выступала по ночам в мюзиклах, однако боль в шее начала препятствовать выполнению любых физических упражнений. Из-за ограничений, которые она ощущала, Софии испытывала раздражение и расстройство. Она сообщила, что приблизительно за шесть недель до этого, во время репетиции, она вывихнула лодыжку. Поскольку это не было чем-то необычным, Софи не уделила этому слишком большого внимания, однако она всё ещё чувствовала некоторое ограничение в стопе, даже несмотря на то. что изначальная опухоль лодыжки прошла.

При осмотре я пришел к выводу, что повреждение лодыжки, вероятно, продолжает нарушать равновесие движения во всём её теле. Её таз был немного искривлён, а в поясничном отделе позвоночника появилась некоторая ротация и жёсткость. Это, казалось, создаваю компенсаторный паттерн в её шее.

Во время лечения мы начали работать с фиксацией, оставшейся в её стопе. Оттуда было возможно проследить проблемы, проявляющиеся выше в её теле, и поощрить выражение первичного дыхания на каждом участке ограничения. После двух сеансов лечения наблюдалось значительное улучшение всех симптомов.

Случай Софи иллюстрирует простую истину: если мы не будем рассматривать общую картину, то, вероятно, упустим из виду условия, которые вызывают и поддерживают наши симптомы. Лозунг Партии зелёных подводит итог этого принципа: «Думайте глобально, действуйте локально».

Человек в целом

Этот закон единства также охватывает человека в целом, а не только наши мышцы и кости. Тело является частью континуума (ум, тело и душа) и разумно отражает целое. Конечно, мы являемся сложными существами со всеми индивидуальными чертами и уникальными событиями жизни, однако, наше тело регистрирует все эти события - как мысли и чувства, так и физические события. Реакции создаются соответственно в структуре и функционировании тела. Например, в зависимости от наших эмоций может изменяться скорость сердцебиения и дыхания, могут сокращаться или расслабляться мышцы, или же могут произойти изменения в температуре тела. Образование паттернов тела становится отличительным выражением единства человека, сохраняя особенности и события нашей жизни (см. «Континуум ума и тела», глава 8).

Обращая внимание на ощущения в собственном теле, каждый из нас может больше узнать об этом процессе: как тело отражает ваши текущие обстоятельства жизни? Что оно вам говорит?

Обнаружение цельности

Первичная дыхательная система отражает целостность человека на самом фундаментальном уровне физиологического функционирования. Ясное и уравновешенное выражение первичного дыхания означает проявление здоровья и интеграции, касающейся всего человека. Там, где имеется некоторая фрагментация нашего опыта, это отражается в виде фокусной точки фиксации. В таких местах Дыхание Жизни не способно обретать выражение в тканях. Основная цель краниосакрального лечения состоит в том, чтобы помочь восстановить первичное дыхательное движение в тех областях тела, где связи с целым стали фрагментированными.

Когда первичное дыхание восстановлено и наши фрагментированные части возвращаются в поток жизни, мы снова становимся целыми. Это является действительно исцелением, поскольку в английском языке слово "health” (здоровье) происходит от того же латинского корня, что и слово “whole” (целый).

Уравновешенное выравнивание

Краниосакральное лечение занимается поиском наилучших условий для выражения первичного дыхания. Это достигается благодаря поддержанию большего равновесия в структуре и функции всего человека. Когда это оптимальное выравнивание достигнуто, оно позволяет фрагментированным областям воссоединиться со своим источником здоровья - нашим эмбриологическим проектом, который никогда не утрачивается. Таким образом, несогласующиеся части нашего тела возвращаются к своему центру. Когда я думаю об этом, то иногда вспоминаю о старых кинофильмах, в которых диалог никогда точно не совпадает с движением губ актера, так как звук может быть не синхронизирован с изображением. Если они все же иногда совпадают, зритель испытывает чувство большого удовлетворения! [15]

Внутренний источник исцеления

Первичной ролью врача,
будь то африканский колдун или современный доктор,
является развлечение пациента, с тайным ожиданием при этом,
что природа излечит болезнь».

Альберт Швейиер

Внутренний врач

Следующий принцип практики состоит в том, что тело является самоисцеляющей и саморегулирующей системой. В основном все способности и ресурсы, в которых мы нуждаемся для сохранения здоровья и равновесия, могут быть обнаружены в пределах самого тела. Несмотря на то, что лекарства могут поддерживать здоровье, не они создают это: здоровьем нельзя управлять извне.

Тенденция тела восстанавливаться и обретать равновесие является естественной и врождённой: это даже не подвергается сомнению. Эта великая мудрость проявляется во всех действиях тела. Например, если мы порежем палец, в этой области будет скапливаться жидкость, вызывая воспаление. Это способствует изолированию области и предотвращает распространение любой инфекции. Белые клетки крови, которые содержатся в воспалительной жидкости, автоматически начинают удалять любые входящие токсины. Факторы свёртывания крови способствуют образованию корки, и затем происходит восстановление ткани. Без этого необычайного мастерства тело не могло бы залечить даже самую простую царапину. Доктор Стилл назвал этот разум «внутренним врачом», который всегда находится рядом, чтобы обеспечивать человеку оптимальное здоровье [16].

Гомеостаз

Клетки тела обладают замечательной способностью поддерживать равновесие. Различные механизмы, обеспечивающие это равновесие, являются другим примером мастерства саморегуляции тела. Эта способность называется гомеостазом. Для того, чтобы клетки продолжали жить, состав жидкости, которая окружает их, должен постоянно поддерживаться в состоянии равновесия. Химическое равновесие, температура и давление являются факторами, которые должны тщательно регулироваться; в противном случае клетки пострадают. Это равновесие поддерживается, несмотря на значительные изменения в окружающей среде (типа изменений температуры, токсичности или изменения нашей внутренней среды). Нервная и гормональная системы постоянно контролируют физиологию тела и затем совершают соответствующие исправления. Они делают это, посылая компенсационные вещества, такие, как нейротрансмиттеры, эндорфины и гормоны. В каких бы обстоятельствах мы ни оказались, эти механизмы пытаются поддерживать физиологическое равновесие.

Аптекарь

До тех пор, пока мы способны получать доступ к врождённым ресурсам тела, мы будем здоровы. Эти ресурсы являются инструментами нашего «внутреннего врача». Доктор Стилл утверждал, что все вещества, необходимые для поддержания здоровья, могут стать доступными, если освободить пути их циркуляции: «Все лекарства, необходимые для здоровья, существуют в человеческом теле. Ими можно управлять, регулируя тело так, чтобы эти средства могли естественным образом собраться вместе, услышать плач и вылечить больного. Мне всегда удавалось найти все лекарства в простом виде на передних полках в аптеке Бога - в человеческом теле» [17].

Доктор Сатерленд утверждал, что, облегчая первичное дыхание, врач становится аптекарем для внутреннего врача пациента [18].

Равновесие при состоянии болезни

На фундаментальном уровне все наши самоисцеляющие и саморегулирующие способности управляются доступной потенцией Дыхания Жизни, однако возможности этой биодинамической потенции могут быть нарушены стрессом или травмой, и именно тогда наступает болезнь.

Однако, даже в случае болезни системы нашего тела продолжают разумно искать равновесие. Наша внутренняя биодинамическая потенция продолжает свою работу, но при этом она должна приспосабливаться. Тело сохраняет свою организацию до тех пор, пока это возможно при таких условиях, так что любая болезнь вызывает минимальные повреждения. Так, если исцеление невозможно, в нашем организме развиваются компенсационные образцы, и, следовательно, устанавливается равновесие внутри нестабильных состояний.

Критерии и весы

Проявление симптомов болезни является частью этой разумной реакции тела. Если в нашем образе жизни появляется некое нарушение равновесия (например, слишком сильный стресс или плохое питание), тело сообщает нам об этом определёнными симптомами. Они подобны красному свету, загорающемуся на приборной панели автомобиля, указывая, что происходит нечто, требующее нашего внимания. Если после этого нам удастся устранить причину возникновения проблемы, то за этим последует улучшение здоровья. В противном случае, если мы будем продолжать двигаться, ресурсы тела будут в дальнейшем истощены. Таким образом, симптомы могут являться критериями и весами для измерения наших избытков и дефицитов, указывая путь к более гармоничному образу жизни. По многим причинам симптомы являются нашими друзьями; устраняя создающие их причины, мы имеем возможность обнаружить более глубокие уровни интеграции.

Разумные реакции

Если мы заболеваем, наше тело старается либо рассеять болезнь, либо (если это невозможно) сдерживать её по мере своих возможностей. Развитие высокой температуры для устранения накопления токсинов, защитное сокращение ткани как реакция на травму или сдерживание злокачественной опухоли в одном специфическом месте - всё это является выражением внутреннего здоровья. Это - примеры работы балансирующей силы природы. По словам доктора-натуропата Генри Линдлара, «наука естественной жизни и неимения явно показывает, что то, что мы называем болезнью, является прежде всего усилием природы для ...восстановления нормальных функций тела» [19]. Болезнь можно рассматривать как наилучшее возможное решение в сложившейся ситуации и, следовательно, элементарное выражение нашего хорошего здоровья.

Работа с мудростью

Стремление современной медицины бороться с болезнью и устранять её симптомы, не рассматривая её основное происхождение, свидетельствует о недоверии к глубокому разуму тела. Вместо того чтобы бороться с болезнью, в краниосакральном подходе акцент ставится на поддержание здоровья. Наш фундаментальный ресурс здоровья - это потенция Дыхания Жизни, которая несёт нашу основную руководящую силу или оригинальную матрицу. Именно эта потенция разумно сосредоточивает нарушение в специфическом месте и сдерживает любое повреждение (см. главу 5). Если мы сможем получить доступ к этому внутреннему ресурсу и поддержать его, то могут проявиться ещё более эффективные выражения хорошего здоровья.

Краниосакральное лечение работает совместно с физиологией тела, а не против неё. Оно признаёт мудрость симптомов так же, как мудрость попыток тела бороться с ними. Однако, для того чтобы это оценить, прежде всего мы должны быть готовы услышать то, что говорит тело. Вместо того, чтобы бороться с мудростью тела, нам, возможно, придётся сесть за стол и повести переговоры о заключении перемирия. Кроме того, этот мягкий и почтительный подход устраняет риск нежелательных побочных эффектов. Отрицательные реакции на лечение маловероятны, если это лечение просто поддерживает мудрость тела.

Создание условий

Движение к интеграции и здоровью является естественной тенденцией, вездесущей и мягкой силой. Не нужно говорить о том, как лечить порезанный палец, нужно просто обеспечить ему чистоту и защиту. Это, по крайней мере, является задачей пациента.

В каком-то смысле всё, что мы делаем, все так называемые «положительные» или «отрицательные» действия, связаны со стремлением к хорошему самочувствию. Единственной общей целью для всех людей является погоня за счастьем. Доктор Беккер однажды заметил: «Мы боремся - мы живём - чтобы быть здоровыми» [20]. Однако, к сожалению, некоторые из наших попыток на самом деле не поддерживают возрождение здоровья. Фактически они часто приводят к ухудшению. Астматический курильщик, неотложная потребность которого может быть удовлетворена только ещё одной сигаретой, необязательно будет чувствовать себя лучше, но это может быть лучшим, что он может сделать в этот момент. Тем не менее, путь к более глубокому здоровью требует развития правильных условий для проявления наших внутренних целебных ресурсов.

Здоровье никогда не прекращается

Жизнь возникает везде, где это возможно: между трещинами булыжников, в сожжённых огнём лесах или в искалеченных телах и больных умах. Здоровье - это непреодолимая сила. Наши исцеляющие механизмы постоянно работают, поскольку они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Даже при наиболее хронических или тяжёлых случаях болезни Дыхание Жизни и наше изначальное здоровье всегда присутствуют в теле. Например, бревно, застрявшее между камнями в реке, может создать в воде бурление, но при этом река будет продолжать своё течение. Аналогично Дыхание Жизни будет поддерживать врождённое здоровье в больном теле. Поиск здоровья является врождённым, разумным и никогда не прекращается. По словам доктора Беккера, «поиск здоровья изнутри является непрерывным вручённым, тканевым и приливным усилием от зачатия до заключительных моментов физиологической жизни. В сущности каждой травмы и/или состояния болезни присутствует усилие со стороны физиологии тела доставлять механизмы здоровья к локальной области напряжения для полноценного функционирования свойств здоровья» [21].

Идти дальше?

Хронические состояния болезни являются результатом истощения ресурсов, которые помогают нам рассеивать силы напряжения или приспосабливаться к ним [22]. Если мы не можем обеспечить эффективную реакцию адаптации, то появится тенденция к вырождению и смерти. Однако, это также является частью естественной мудрости жизни: текущие циклы рождения, роста, распада и смерти можно наблюдать в природе повсюду. Рано или поздно для всех нас настанет время идти дальше, и река жизни изменит своё направление. Возможно, это будет окончательной адаптацией.

Исцеление состоит не только в избавлении от симптомов, но и в поддержании и объединении индивидуальной цельности [23]. Наша цельность всегда доступна, независимо от обстоятельств. Больные раком или СПИДом могут по-прежнему быть здоровыми. Также возможно умереть с пользой для здоровья. Как утверждает доктор Джеймс Джилоус, «здоровье... - это ядро нашего существа, и оно не может быть увеличено или уменьшено в большей или меныаей степени. Другими словами, здоровье в нашем теле не может стать больным... здоровье в теле фактически побеждает смерть. Здоровье в нашем теле на 100% существует двадцать четыре часа в сутки от зачатия до смерти, когда оно испаряется. Оно не кончается» [24].

История Маргарет

Маргарет была моей соседкой 82-х лет, которую я лечил от рецидивной боли в спине в течение многих лет. Она была больна раком в течение некоторого времени и становилась всё более и более слабой. Она позвонила мне, потому что очень беспокоилась о том, что с ней происходит, и хотела с кем-нибудь поговорить Когда я пришёл к ней домой следующим вечером, Маргарет немедленно начала говорить о своем страхе смерти и о том, что может с ней произойти после этого. Будет ли ей больно? Что находится по другую сторону? Каждый раз, когда она пробовала говорить со своими родственниками об этих вещах, они старались переменить тему разговора. Я же обнаружил у неё искреннюю потребность в получении ответов на эти вопросы.

В конце нашей беседы я положил руки на голову Маргарет, чтобы провести краниосакральный сеанс. Вскоре её тело начало расслабляться, и она смогла избавиться от своего беспокойства. Прекрасное ощущение долгого прилива проникло сквозь её тело, и чувство глубокого спокойствия наполнило комнату. Два дня спустя мне позвонила дочь Маргарет, чтобы сказать, что её мать умерла во сне в ту же ночь. Когда я оглядываюсь назад, я вижу, что краниосакральная терапия является одним из самых глубоких видов лечения, которые я когда-либо испытывал.

Решение задачи

В любом состоянии заболевания имеется потенциал для преобразования. Этот потенциал в действительности голографически содержится в самой болезни. По словам иглотерапевта Дианы Коннелли, «наша борьба и наша сила появляются из одного и того же источника, и [если бы] ... мы должны были следовать за любой из них до конца бытия, мы бы оказались дома» [25]. Тот же самый мудрый процесс, который сосредоточивает болезнь, может также использоваться в её лечении. Всё, что требуется, - это перестройка сил, которые лежат в основе заболевания.

Этот же принцип обнаруживается в некоторых буддистских практиках, связанных с медитацией. При этом целью является не избавление от отрицательных тенденций, а работа совместно с ними в постепенном процессе осмысления и преобразования. Получив доступ к истинной природе наших проблем, можно преобразовать их фундаментальные, основные качества. Например, ненависть считается неосведомлённой формой любви. Постигнув основную любовь, содержащуюся в ненависти, её можно преобразовать. Хью Милн считает, что «главной особенностью мифологических чудовищ является то, что как только они сталкиваются с противником, то теряют присутствие духа или даже становятся союзниками (грозный волк становится защищающим сторожевым псом)» [26]. Таким образом, аллегорические лягушки могут быть преобразованы в принцесс. Спящая красавица - в бодрствующую, а Кларк Кент - в Супермена!

Личная ответственность

Какой бы терапевтический подход мы ни использовали, здоровье не может быть навязано извне. В конечном счёте, не существует других чудесных лекарств или удивительного лечения, кроме внутренних сил природы. Таким образом, выздоровление является прерогативой каждого человека. Сами по себе различные виды лечения не могут исцелить, но они могут вызвать и поддержать процесс внутреннего изменения. Я твёрдо убежден в том, что за всю мою жизнь я никогда никого не вылечил (возможно, кроме себя самого). Моя работа как врача должна состоять в том, чтобы просто помочь создать условия для наилучшей работы врождённой потенции пациента; остальное зависит от природы.

Каждый из нас должен взять на себя ответственность за собственное здоровье, однако с ранних лет нас учат тому, что наши тела похожи на специализированные детали механизма, с которыми мы сами не можем справиться [27]. В результате мы становимся беспомощными и перекладываем всю ответственность за улучшение нашего здоровья на врача. Следовательно, мы утрачиваем способность слушать своё тело и следовать его внутренней мудрости. Процесс взятия на себя ответственности может потребовать некоторого переобучения (в буквальном смысле этого слова) как для пациентов, так и для врачей. В конце концов, слово «образование» (education) происходит от латинского «educare» что означает «выводить» или «поощрять» то, что уже существует.

В качестве иллюстрации этой необходимости личной ответственности, приведём слова героини одной мудрой притчи древних тибетских буддистов, которая спросила своего духовного наставника: «Если эти великие старые проповедники Будды настолько совершенно просвещены, всезнающи, могущественны, сильны и сострадательны, как мы думаем, то почему они просто не пробудят нас от сна заблуждения?» «А кто спит?» - ответил ей учитель [28].

Работа с причинами

Хотя облегчение симптомов, естественно, является полезной целью лечения, это ни в коем случае не должно быть его единственной задачей. Любой вид лечения, который не признаёт причин здоровья и болезни, несёт в себе опасность подавления симптомов или просто замены одной проблемы на другую. Это подобно передвижению мебели в комнате. Кажется, что-то изменяется, но при этом не меняется место вашего обитания - вы по-прежнему живёте в той же самой комнате. «Перестановка мебели» будет оказывать небольшое воздействие на фундаментальные проблемы, которые лежат в основе плохого здоровья, однако согласно старой пословице, «вы платите ваши деньги и делаете ваш выбор!»

Лечение изнутри

Доктор Сатерленд осознал, что внутреннюю потенцию собственного тела пациента можно использовать для лечения, вместо того чтобы применять любые внешние силы [29]. Фактически внешние силы часто ощущаются лишь как другая форма напряжения, с которой тело также должно бороться. По существу, краниосакральный оператор помогает телу пациента производить собственное урегулирование, поощряя реорганизацию его внутренних целебных сил. По словам Фрэнклина Силлза, «это искусство разумного и интуитивного выслушивания» [30]. Оператор прислушивается к тонким физиологическим движениям тела и его естественным приоритетам для реорганизации. Используя руки для того, чтобы мягко направлять и поддерживать здоровье, оператор может облегчить самозаживление тела. Успех лечения заключается в более полном возрождении Дыхания Жизни в областях нарушений. В главе 7 мы рассмотрим некоторые специфические навыки, используемые для достижения этого.

Живой процесс

Каждый из нас обладает индивидуальным паттерном здоровья, и поэтому прислушивание к мудрости тела требует особого внимания. Также это должен быть открытый, текучий и динамический процесс, потому что он связан с тем путём, при помощи которого Дыхание Жизни разворачивается в живое выражение. Это - не техника, а навык, который вовлекает постоянную оценку первичного дыхания у каждого пациента в любой момент, чтобы проследить, как оно хочет работать. Как только вы подумаете, что понимаете мудрость тела, она сможет научить вас большему. Всё всегда изменяется, ничто не остается прежним - это особенность ритмичной и динамической природы жизни.

Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/185464.html
Назад: http://healthy-back.livejournal.com/184330.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/182539.html#cont
Previous post Next post
Up