Новый фильм
Павла Лунгина "Царь" это вовсе не фильм, если оперировать дефинициями из классических словарей русско-русского языка. Это скорее картина, художественное произведение, произведение искусства, гораздо более близкое к статичным полотнам художников, нежели на сто процентов принадлежащая миру кино.
Как и в любой картине [море с кораблями у Айвазовского, геометрия и тьма у Малевича, мишки в сосновом бору и шоколадные конфеты у Шишкина], в "Царе" есть ярко обозначенный конфликт, который и приковывает к работе внимание. Противоборство главных персонажей - сумасшедшего и деспотичного Ивана Грозного с по-христиански прощающим, но просто человеком митрополитом Филиппом - стержень новой работы Павла Лунгина. Вернее, даже не стержень, а остов, суть, смысл всего происходящего на экране.
"Царь", несмотря на обычный двухчасовой кинематографический хронометраж,- стандартная статичная картина. И после просмотра всего фильма мало кто сможет сказать о том, как в нем развивались события. Ибо, как я уже отметил, это скорее полотно, стоп-кадр, приковывающий внимание главным образом самим фактом противостояния главных его героев, но никак не сюжетными ходами и не, прости господи, финальной развязкой.
В центре картины - персонажи Мамонова [царь] и Янковского [пусть земля ему будет пухом] [митрополит]. В фильме Лунгина каждый из них наделен репликами, каким-то словами. Но на самом деле они - фразы - совсем не нужны. Достаточно взглянуть в глаза актерам. В глаза Иоанна-Мамонова, жестокие, заискивающие, хитрые, деспотичные, сумасшедшие. В глаза Филиппа-Янковского, добрые, прощающие, понимающие, мудрые, светлые. Впрочем, и остальные характеры прорисованы режиссером и сыграны актерами на отлично: Малюта-Кузнецов, Басманов-Домогаров, Колычев-Макаров и прочие, из которых состоит так необходимый для любой картины бекстейдж.
В заключение хотелось бы сказать, что "Царь" Павла Лунгина - это не картина "Мона Лиза", над которой можно бесконечно ломать голову в поисках ответа на бессмысленный вопрос о значении улыбки рисованной женщины. "Царь" - картина с четко расставленными акцентами, в которой ее создателем ясно и недвусмысленно рассказаны непреложные истины:
- власть развращает. деспотическая власть развращает вдвойне.
- нравственность и любовь к ближнему превыше всего. это и есть вещи, ради которых стоит жить и в защиту которых не так уж и страшно умереть.
Но даже несмотря на очевидность эмоционального посыла и, кстати, отсутствие каких бы то ни было параллелей и аллегорий с современными российскими реалиями, фильм-картину "Царь" должен увидеть каждый ценитель кино и.. изобразительного искусства в целом.
ps: я, кажется, поставил собственный рекорд молчания в жж. целых 18 дней! такого больше не повторится, обещаю.