Первые компьютеры разрабатывались для военных целей. Развитие компьютерной индустрии началось с изобретения компьютера и начала его применения для вычислений в научных лабораториях. Позже стало понятно, что компьютер можно применять во многих других сферах: бизнесе, производстве. Огромным толчком к распространению и популяризации компьютеров стало сокращение их размеров и появление графического интерфейса. Появились программы для печатных издательств, что навсегда изменило эту индустрию. Компьютер начал применяться в школе для обучения.
К концу 80-х компьютер стал активно приходить в дома
обычных людей. В основном среди независимых дизайнеров и писателей. В это же время появляются игры. Компьютерные игры существовали до этого, но именно в восьмидесятые они стали появляться с завидной регулярностью и выступили в роли катализатора развития компьютерной индустрии.
Можно сказать, что драйвером развития и распространения компьютеров стали новые приложения. Благодаря приложениям люди стали понимать, зачем им может быть нужен компьютер. Компьютер начал обрастать огромным количеством приложений: играми, приложениями для редактирования документов, создания таблиц и презентаций, графические редакторы и многое другое. Люди начали покупать компьютер из-за тех приложений, которые можно было на нём запускать.
Наступил конец 1990-ых и в жизнь людей пришёл интернет. По иронии судьбы, он тоже начинался как военная разработка. Многие уже поняли секрет успеха компьютера и начали строить бизнесы вокруг интернета. Вокруг интернета начали появляться свои продукты: цифровые камеры, mp3 плееры, dvd плееры и др. Печатные СМИ, радио и телевидение начинают терять аудиторию и искать новые пути развития уже в интернете.
Некоторые опытные стратеги поняли секрет успеха и путь создания глобальной компании.
Apple - первая компания, чьей стратегией стала цифровая платформ. Интеграция всех цифровых устройств на базе одной технологии mac и операционной системы MacOS. Они изготавливают ряд приложений: приложения для создания видеороликов и лёгкой возможностью поделиться им с друзьями. Приложение звукозаписи, в котором можно записать свою песню и поделиться ею. ITunes, с помощью которого можно купить песню в один клик. Они начали производить плееры. Они делают новую версию Itunes, которая объединяет плееры и стационарные компьютеры. Они делают Iphone, Ipad и софт продукты (Ibooks, garageband и др), которые усиливают компанию в статусе центра и интегратора цифровых технологий. А, благодаря Icloud, они начали хранить файлы пользователя. Сейчас они сделали свои карты, на которых человек может отмечать места где он побывал и искать кафешки, кинотеатры и др.
Они увеличивают количество точек входа в свой яблочный мир. И он становится особенно прекрасным из-за того, что для продуктов apple пишут много программ "независимые разработчики", которых контролирует apple.
Вторая компания, воспользовавшаяся ситуацией - google. Они предложили удобный, логичный, точный и быстрый поиск любой информации в интернете. Фактически, сейчас можно сказать что весь интернет находится на серверах google. И они предлагают сервисы, которые позволяют им собирать информацию о пользователях и выдавать им точную рекламу (реклама - 90% доходов гугл). Карты google позволяют отмечать места где вы бываете, находить кафешки и др. Почта гугл помогает вам общаться. Они прочно заняли лидерство в мобильных ОС со своим Андроид. Заводя телефон на Андроид - человек регистрирует учётную запись в гугл. Youtube можно назвать главным интернет-телевидением. Они сделали гугл+. И анонсировали цифровые очки, которые будут соединяться с серверами гугл. Вся стратегия компании закличена на усилении и увеличении количества информации, собираемой с пользователей.
Количество точек входа в экосистему гугл потрясает воображение, а качество и бесплатность (кажущаяся) их приложений - залог успешности.
Третья компания - фэйсбук. Вместо них должен был быть майспэйс (или даже френдстер), но они оказались неповоротливыми и неспособными меняться. Давайте будем честными, я регистрировался и там и там - это ужасно неудобные, по сравнению с фэйсбуком, сервисы. Если бы они развивали свой продукт или выработали свою уникальную идеалогию - всё могло быть по другому. Фэйсбук предлагает людям общение, а также удобный поиск одноклассников, друзей по интересам. В фэйсбуке есть куча игр. Фэйсбук сделали свою почту. У них свой геолокационный сервис. Они так же стараются делать всё возможное, чтобы человек проводил много времени на их сайте и собирают огромное количество информации о человеке.
Фэйсбук и другие социальные сети увеличивают количество точек входа благодаря другим сайтам. Благодаря инструменту регистрации через соц сеть на других сайтах. Фэйсбук недавно анонсировали разработку по отслеживанию активности людей на сторонних сайтах, если они там регистрируются через фэйсбук. Всё это для более точного показа рекламы.
Амазон взлетел после того, как открыл партнёрскую программу. Согласно этой программе любой человек или организация могут разместить у себя в блоге, на сайте ссылку на товар с Амазона и, если кто-то перейдёт по ссылке и купит товар - то тот, кто разместил ссылку получит процент от суммы покупки. Таким образом, не затрачивая усилий, компания открыла миллионы своих "филиалов".
Все эти компании борются за внимание, время и кошельки пользователя (в том или ином виде, даже если деньги берутся с рекламодателей). Но главное - они борются за информацию о пользователе. Самый лучший путь для этого - увеличение возможных точек входа в свою экосистему. Войти в экосистему гугл можно через поисковую систему, карты, ютуб, gmail, гугл+, телефон на андроид, новые очки и тд. В экосистему эппл: через ipod, iphone, ipad, imac. Перед тем как принести свой магазин в страну Эппл подготавливает почву: открывает Itunes в этой стране, смотрят на продажи и после этого открывают магазин. Им не интересно просто торговать железом. Их железо - вход в экосистему компании, которую составляет весь спектр их продукции (железо), программы и главный актив - армия разработчиков приложений для их продуктов.
Можно сделать вывод, что при создании своей компании стоит подумать не только о самом продукте, но и о его распространении, увеличении количества точек входа.