Этот вальс входит в аттестацию АИТ, однако, насколько я понял, до сих пор нет единого мнения, как же именно он танцуется. Мне показалось интересным собрать мнения разных авторов и сравнить их.
Немного теории: все авторы сходятся в том, что этот вальс исполняется шагами галопа, но без прыжков, и с "мягкими" коленями. Танцоры скользят по залу, а не прыгают. Музыка - 3/4, такая же как у вальса в три па, но с более выделенным акцентом. Партнеры стоят боком к линии танца, т.е. кавалер спиной в центр, дама лицом. Движения делаются в основном в бок, в отличии от вальса в три па, где танцоры идут в основном вперед.
Наиболее ранний учебник, из которого можно понять описание танца - Remorm your waltzing, London, 1843. Автор дает раскладку по счетам и пишет следующее:
Движение раскладывается так:
Раз - глиссад левой ногой влево.
Два - "шаг двумя ногами", т.е. шассе, правая нога подбивает левую, левая выносится влево.
Три - пируэт на левой ноге, занося правую ногу назад.
Повторить с правой ноги.
Больше всего энтропии внес Генри Целлариус. Ниже я приведу выдержку из русского издания, но на оригинальном французском изложено не менее путано:
В первом абзаце он пишет, что на каждую меру (счет) делается одно па, т.е. на три счета вальса - три шага галопа.
А в третьем, что на три счета все-таки делается два шага галопа... и при этом автор нигде не пишет, как именно делается поворот.
Поясню про поворот: Кавалер стоя в исходной позиции может сделать шаг левой вперед-влево, в диагональ, а затем довернуться, приставив правую ногу. А может - сделать шаг правой ногой, разворачиваясь спиной на 180 гр, оказываясь лицом в центр, а затем приставить левую ногу. Если первый автор четко пишет, как именно делается поворот, то Целлариус на это внимание не обращает вообще, что очень жаль, потому что его книгу использует подавляющее большинство авторов 19 века, которые описывают вальс в два па так же невнятно.
Следующий вменяемый учебник - Полный практический самоучитель новейших бальных танцев для обоего пола. А.К. Отто, 1902 год, Москва.
Во-первых, здесь есть "разгоночный шаг".
Во-вторых, собственно вальс начинается со второй позиции.
Раскладка по тактам:
Раз - поворот на левой ноге, правая заносится назад, кавалер разворачивается и встает лицом в круг во вторую позицию.
Два - левая нога приставляется к правой, и одновременно правая выносится вправо во вторую позицию.
Три - какое три? у автора нету три.
Я предполагаю, что два и три у автора сливается в одно "па", и шаг на самом деле выглядит как:
Раз - поворот на левой ноге, правая заносится назад.
Два - левая нога приставляется к правой.
Три - правая выносится вправо во вторую позицию.
Обратите внимание, что этот вариант отличается от первого.
Следующий вариант - Гавликовского, из "Руководства для изучения танцев", 1901 год.
Понять это описание можно лишь на уровне предположений, однако, если обратиться к книге учителя Гавликовского, Стуколкина (я не буду здесь приводить страницу рассуждений по поводу темпа исполнения), то можно сделать предположение о том, что на один такт музыки приходится одно шассе:
Раз: глиссад левой ногой (движение растянуто на 1/2 ноты)
Два, три: правая приставляется к левой, делается поворот.
Чистяков, 1893г. подтверждает такой вариант:
т.е.:
Раз: кавалер левой ногой делает глиссад диагонально, влево-вперед.
Два-три: оборот на левой ноге, правая нога идет за левую.
четыре: кавалер делает короткий глиссад правой ногой.
пять, шесть: оборот на правой ноге, кавалер возвращается в исходное положение.
Итого, имеется по меньшей мере три устойчивых варианта:
1. глиссад, шассе, пируэт
2. пируэт, шассе
3. глиссад, пируэт.
Важным здесь является то, что все эти варианты не совместимы друг с другом, и, как следствие, учеников следует обучать всем трем вариантам.
Уверенности в том, что это все возможные версии - нет, поэтому я предлагаю открыть дискуссию и попытаться собрать в одном месте все варианты, разложить их по счетам и понять, что со всем этим богатством делать, в частности - на аттестации.