Некоторое время назад я обещал Дмитрию Филимонову написать свои мысли по поводу Краковянки Петровского. Есть несколько пунктов, по которым я не согласен с вариантом реконструкции, изложенном здесь:
http://hda.livejournal.com/125456.html. Сразу оговорюсь, что я, как и Дмитрий, разбирал краковянку с фигурами собственными, и мои выводы относятся именно к ней.
Основной постулат, с которым я приступил к этому танцу состоял в том, что он должен быть удобным и логичным для танцоров. Вряд ли неестественные и нелогичные вещи закрепились бы в танцевальном сообществе. Соответственно, каждое утверждение я соотносил с этим постулатом.
Нюанс первый: Припев.
Такты 1-16 не вызвали сомнений, поэтому я просто приведу описание Дмитрия:
Танцующие в главных парах разворачиваются к парнерам и берутся внутренними руками (кавалер левой рукой берет правую руку дамы) и держат их закругленными на уровне груди; внешние руки подняты так, чтобы ладонь была обращена к танцующему и находилась на уровне головы.
Такты 1-4. В этой позиции главные пары за 4 голубца делают traversé, расходясь кавалерами и встают на место визави в неправильной позиции (кавалер справа от дамы).
Такты 5-8. Повторение тактов 1-4 боковыми парами.
Такты 9-12. Главные пары повторяют такты 1-4 симметрично (за внутреннюю руку, расход кавалерами) до своих мест.
Такты 13-16. Повторение тактов 9-12 боковыми парами.
Далее идет фигура Croise, потребовавшая уточнения. Конкретно, меня насторожил третий по счету шаг кавалера: Дмитрий про него пишет «еще один [голубец], разворачиваясь лицом к даме и pas Zephir на правую ногу с пристукиванием.» Однако, у Петровского про него написано следующее: «балансом на месте поворачиваемым боковым шагом с окончанием одного pas de Zephir». «Поворачиваемый боковой шаг» описан на странице 89, это «Pas en cote en tournant» и выполняется как голубец, но в третьем счете нога не приставляется в 1 позицию, а «забрасывается назад в 5-ю позицию, танцующие поднимаются на носках и оборачиваются».
Мне кажется, смысл здесь идет не в том, что кавалер делает шаг, разворачиваясь к даме (тогда ему достаточно сделать голубец в сторону), а о полноценном пируэте на третий счет, и тогда pas zephyr выглядит логичным окончанием связки для восстановления баланса.
Про «пристукивание», указанное у Дмитрия, Петровский ничего не говорит.
Таким образом для кавалера эти такты выглядят так:
Такты 17-24. Главные пары исполняют Chassé croisé:
1-й вариант: два голубца вправо, голубец с пируэтом на 360 градусов, пируэт, заканчивая лицом к даме и pas Zephir на правую ногу. Обратно на тех же шагах симметрично.
Любопытно, что как пример дурного тона, Петровский описывает еще один вариант chasse croise, на стр.110:
«в другом колене две, напротив себя стоящие пары, обращаясь только к самим себе, делают Chasse croise». В этом случае танцоры оказываются спиной к боковым парам, что и порицается автором.
Нюанс второй: Traversez les dames и traversez les cavaliers
Вариант Дмитрия:
Такты 1-2 Кавалеры исполняют на месте echappé (прыжок во II и обратно в I) и проводят под рукой дам к кавалеру слева. Дамы за два голубца влево проходят под рукой к следующему кавалеру.
Такты 3-4 Tour sur place с новым кавалером влево на голубцах.
Петровский пишет про echappe следующее: «Известное расширение ног во 2-й позиции». При этом он не говорит ничего о том, что это расширение делается прыжком, а так же, не указывает, зачем оно нужно. Я предполагаю, что это просто шаг во 2 позицию, с переносом веса тела на обе ноги.
Дмитрий дальше пишет, что такты 5-16 повторяют 1-4, но у Петровского это не так.
Кавалеры делают 1 раз echappe, пропускают даму, а дальше: «в двух шагах прискочив и в стольких же поворотившись с ними в том же порядке пропускают, дабы остановились на своих местах». т.е. echappe используется, чтобы уйти с траектории дамы, и только. При этом у меня есть сомнения в том, что echappe применяется где-то еще, кроме прощания со своей дамой.
Исходя из этого, более правильный, на мой взгляд, вариант выглядит следующим образом:
Затакт: Кавалер делает шаг во 2 позицию, разворачиваясь лицом к даме, поднимая правую руку, и пропуская под ней даму. В результате кавалер стоит спиной в центр, слева от него правая пара.
1-2 Кавалер делает два голубца к правой даме (которая пройдя под рукой своего партнера, за те же два голубца идет к нему).
3-4 за 2 голубца делает оборот с дамой, возвращаясь на свое место.
В случае traversez les cavaliers есть два варианта исполнения:
- Дама делает echappe с левой ноги, вставая лицом в круг. Кавалер оказывается спиной, как и в первом случае, и идет направо.
- Дама делает echappe с правой ноги, вставая спиной в круг. Кавалер оказывается лицом, и тоже идет направо, но с «неправильной» ноги.
В первом случае фигура для кавалера и для дамы выглядит абсолютно одинаково, как об этом и пишет Петровский.
update 09/05/2014: На ФСТ, по результатам обсуждения с Дмитрием Филимоновым пришли к согласию по поводу припева. Исправлено в тексте.