Когда-то давно мне кто-то сказал, что в начале 19 века танец страспей (Strathspey) исполнялся гораздо быстрее чем сейчас, и я принял это на веру. Однако, пришло время с этим разобраться
( Read more... )
1. Если бы эти статьи были доступны, я бы так и сделала. 2. Монимаск-то чем тебе не угодил? и не путаешь ли ты Россию и Францию с Шотландией, которая была зациклена на своем наследии, и где тот же самый Скотт Скиннер специально исследовал страспеи? 3. Вилсон мог запутаться, понимать по своему темпы (и его понимание могло не совпадать с нашим) и пр. В любом случае, современный страспей - это не скорость обычной ходьбы, а медленнее. Так что и противоречия, м.б., особого нет.
Если нужна литература, то тебе сюда: John Purser. Scotland’s Music, A History of the Traditional and Classical Music of Scotland from Early Times to the Present Day. Edinburgh : Mainstream Pub., 1992. ISBN 1-85158-426-9 Но этой книги у меня нет.
"Однако потом, когда стали разбираться (с Вилсоном, Пикоком и манускриптами) постепенно замедлили скорость, в соответствии с результатами поздних исследований." Где у Пикока темп? Его шаги можно при очень большом желании разделить на риловые и страспейные (да и то по тому, какие из них во что превратились), но он сам их комбинирует в единые связки - а в вариант 1 такт быстро - 1 медленно я не верю.
О каких манускриптах ты говоришь? Где там эта информация?
Если ты посмотришь того же Маккензи, то по всем страницам становится понятно, что рил быстрее страспея (на их разнице и строятся medley, одним из которых является Бампкин, известный в н.19 в.), но речь сейчас не об относительном быстрее-медленнее, а о том, сколько тактов в минуту там и там. Условно говоря, монимаск, как его играют в одном из сборников - не самый быстрый танец, но он заметно быстрее современного варианта (да, специально сейчас сравнила записи - рил на н.19 в. играется в полтора раза быстрее страспея). То есть то, что рилы в н.19 в. быстрее страспеев никак не противоречит тому, что современные страспеи медленнее тех, что тогда были.
И да, в 20-м веке в Шотландии никого не парило, насколько исторично исполняются танцы. Они танцевали (и танцуют) их так, как удобно современным танцорам - те фигуры, на которые в 18 веке отводилось 4 такта сейчас идут за 2, раскладка фигур по тактам не соблюдается и пр. Люди, которые сочиняют танцы и определяют правила по их исполнению историей танца не занимаются. Поэтому аргумент "тогда было как сейчас, потому что сейчас специально так замедлили", без источника, где руководители SOBHD или RSCDS говорят, что да это так, имхо, не совсем верен.
Узнал чуть больше: Страспея, как такового, действительно не существовало до конца 18 века. Просто потому, что на самом деле - это рил, сыгранный в особой манере, характерной для жителей местности Страспей, а если быть более точными - для равнинной части Шотландии вообще. Мне удалось найти книгу The Scottish Gaël; Or, Celtic Manners... 1831 года, авторы которой делают в частности обзор различий манер исполнения музыки, и танцев, при этом активно ссылаясь на Пикока.
В частности, они утверждают, что страспей играется медленнее рила: There are certain differences very perceptible to a musical ear in the style and character of the music of certain districts The Caithness and Sutherland people are noted for playing in quick time and the people of Strathspey or rather the part of Scotland in which that valley is situated are celebrated for their partiality to slow time and the perfection in which they have composed and play the airs which are known by the name of the place where they originated The Strathspey is in simple common time and it has been described as being to the common reel what a Spanish fandango is to a French cotillion.
Частично это подтверждают и авторы вот этой книги, говоря, что рил Страспея более цветист, и не быстр.
При этом, я допускаю, что мог перевести что-то не так.
В целом, мой вывод: Страспей, как манера исполнения рила, свойственная конкретной местности, в начале 19 века обрела четкие особенности, которые отметили ряд авторов. За 100 лет существования его скорость могла меняться несколько раз, и примеры из 1900-х годов не показательны, точно так же, как нельзя судить о скорости исполнения вальса Вилсона по сохранившимся записям вальса в три па начала 20 века.
2. Монимаск-то чем тебе не угодил? и не путаешь ли ты Россию и Францию с Шотландией, которая была зациклена на своем наследии, и где тот же самый Скотт Скиннер специально исследовал страспеи?
3. Вилсон мог запутаться, понимать по своему темпы (и его понимание могло не совпадать с нашим) и пр. В любом случае, современный страспей - это не скорость обычной ходьбы, а медленнее. Так что и противоречия, м.б., особого нет.
Если нужна литература, то тебе сюда:
John Purser. Scotland’s Music, A History of the Traditional and Classical Music of Scotland from Early Times to the Present Day. Edinburgh : Mainstream Pub., 1992. ISBN 1-85158-426-9
Но этой книги у меня нет.
"Однако потом, когда стали разбираться (с Вилсоном, Пикоком и манускриптами) постепенно замедлили скорость, в соответствии с результатами поздних исследований."
Где у Пикока темп? Его шаги можно при очень большом желании разделить на риловые и страспейные (да и то по тому, какие из них во что превратились), но он сам их комбинирует в единые связки - а в вариант 1 такт быстро - 1 медленно я не верю.
О каких манускриптах ты говоришь? Где там эта информация?
Если ты посмотришь того же Маккензи, то по всем страницам становится понятно, что рил быстрее страспея (на их разнице и строятся medley, одним из которых является Бампкин, известный в н.19 в.), но речь сейчас не об относительном быстрее-медленнее, а о том, сколько тактов в минуту там и там. Условно говоря, монимаск, как его играют в одном из сборников - не самый быстрый танец, но он заметно быстрее современного варианта (да, специально сейчас сравнила записи - рил на н.19 в. играется в полтора раза быстрее страспея).
То есть то, что рилы в н.19 в. быстрее страспеев никак не противоречит тому, что современные страспеи медленнее тех, что тогда были.
И да, в 20-м веке в Шотландии никого не парило, насколько исторично исполняются танцы. Они танцевали (и танцуют) их так, как удобно современным танцорам - те фигуры, на которые в 18 веке отводилось 4 такта сейчас идут за 2, раскладка фигур по тактам не соблюдается и пр. Люди, которые сочиняют танцы и определяют правила по их исполнению историей танца не занимаются. Поэтому аргумент "тогда было как сейчас, потому что сейчас специально так замедлили", без источника, где руководители SOBHD или RSCDS говорят, что да это так, имхо, не совсем верен.
Reply
Страспея, как такового, действительно не существовало до конца 18 века. Просто потому, что на самом деле - это рил, сыгранный в особой манере, характерной для жителей местности Страспей, а если быть более точными - для равнинной части Шотландии вообще. Мне удалось найти книгу The Scottish Gaël; Or, Celtic Manners... 1831 года, авторы которой делают в частности обзор различий манер исполнения музыки, и танцев, при этом активно ссылаясь на Пикока.
В частности, они утверждают, что страспей играется медленнее рила: There are certain differences very perceptible to a musical ear in the style and character of the music of certain districts The Caithness and Sutherland people are noted for playing in quick time and the people of Strathspey or rather the part of Scotland in which that valley is situated are celebrated for their partiality to slow time and the perfection in which they have composed and play the airs which are known by the name of the place where they originated The Strathspey is in simple common time and it has been described as being to the common reel what a Spanish fandango is to a French cotillion.
Частично это подтверждают и авторы вот этой книги, говоря, что рил Страспея более цветист, и не быстр.
При этом, я допускаю, что мог перевести что-то не так.
В целом, мой вывод: Страспей, как манера исполнения рила, свойственная конкретной местности, в начале 19 века обрела четкие особенности, которые отметили ряд авторов. За 100 лет существования его скорость могла меняться несколько раз, и примеры из 1900-х годов не показательны, точно так же, как нельзя судить о скорости исполнения вальса Вилсона по сохранившимся записям вальса в три па начала 20 века.
Reply
Leave a comment