Leave a comment

rassvet45 February 10 2014, 20:45:22 UTC
ἧς γὰρ οὐχ ὑπέστη ῥεύσεως, τὴν τεκοῦσαν κατέσχεν ἀπήμαντον. По-моему, все тут очень даже понятно.
Он (Логос, Христос) сохранил Рождьшую (Его Матерь) не поврежденной (от) истления, которого (егоже, еже) Он (и сам) не пострадал. ἧς относится к ῥεύσεως.

Reply

hd_paul February 11 2014, 18:26:21 UTC
Да, похоже на то, не посмотрел, какого рода reusis. Никоновские справщики правы, выходит.

Reply

rassvet45 February 11 2014, 21:18:49 UTC
Бывают они и правы, отчего ж нет. Но по моим наблюдениям, в "московском" славянском языке 16-17 вв. "еже"/ "иже" подчас ставятся и в косвенных падежах - в родительном, в дательном... .

Reply

hd_paul February 12 2014, 06:28:24 UTC
Ясно.

Reply

hd_paul February 12 2014, 06:30:45 UTC
Все-таки конструкция мне не знакомая (или я просто не помню ее) ἧς γὰρ οὐχ ὑπέστη ῥεύσεως. Как здесь относительное местоимение связано с ῥεύσεως - непонятно (и зачем оно). А вот если оно относится к Рождшей, или к плоти - становится более-менее понятно. В общем, нужны другие примеры такого употребления относительных местоимений.

Reply

rassvet45 February 12 2014, 07:08:31 UTC
Я грецист не ахти, но в переводных богослужебных текстах видел этот оборот не раз.
Потом, это поэтическая речь. Фонетические и ритмические резоны могут быть. Козма все-таки поэт по преимуществу. И настоящий.

Reply

hd_paul February 12 2014, 07:35:17 UTC
Попробую поискать, может попадется. Но мне такая конструкция кажется странноватой. Был бы просто артикль - другое дело, но тут местоимение, а это странно. И так понятно, что "истление", зачем тут еще уточнение? Может, и правда, поэтика. Надо искать примеры. К сожалению, в Эортодромионе у прп Никодима это место не растолковано подробно.

Reply

rassvet45 February 12 2014, 07:59:20 UTC
Конструкция может быть и из Септуагинты, например. А еще часты аллюзии на какие-то тексты, служившие "маяками" для песнописца. Это, например, слова Григория Богослова и Ареопагитики. Меня в свое время увлек тропарь из Канона Успению ПБ: "Сосуд подобаше избранный..." (Вы помните его). Комментарии - у Скабаллановича, напр. - ничего не дали. А он оказался перифразом из Ареопагита.

Reply


Leave a comment

Up