Оправданная Жестокость / A History of Violence, 2005
Режиссёр: Дэвид Кроненберг
Авторы сценария: Джош Олсон по графическому роману Джона Вагнера и Винса Лока
В ролях: Вигго Мортенсен, Мария Белло, Эд Харрис, Уильям Хёрт, Эштон Холмс, Питер МакНилл, Стивен МакХэтти и другие
Оператор: Питер Сушицкий
Композитор: Говард Шор
Среднестатистический житель тихого американского городка Том Столл (Вигго Мортенсен) внезапно проявляет чудеса героизма при попытке ограбления принадлежащего ему кафе двумя гастролирующими рецидивистами. После того, как весть о герое разносится по новостям в городок пожаловали некие подозрительные личности на черном-пречерном Крайслере, один из которых, Карл Фогарти (Эд Харрис) вбил себе в голову, что Том Столл - это Джоуи Кьюсак, младший брат его босса Ричи, мафиозного главаря из Филадельфии.
Первая и главная мысль, когда я его посмотрел в кинотеатре - ох чёрт возьми, неужели и это тоже по комиксам? Вот уже пять лет прошло и я, руководствуясь внезапным порывом посмотреть какой-нибудь фильм с
суровым молчаливым родезийцем Виггой Мортенсеном, которого давно не видел, внезапно вспомнил о существовании этого фильма и решил освежить впечатления. Результат очевиден - впечатлен еще больше, чем в первый раз. Во-первых, потому что смотрел без чудес отечественного дубляжа, во-вторых, потому что большинство главных действующих лиц картины вошли с тех пор в число любимых актёров, а потому и относился к ним заметно теплее, внимательней следил за мимикой, интонациями и т.п.
С одной стороны, история проста как пять копеек, с точки зрения прямолинейности развития сюжета, с другой стороны - абсолютно магнетическое воздействие оказывает на меня процесс перехода Вигго Мортенсена от состояния "Том Столл" до "Джоуи Кьюсак" и обратно. Знакомство с творчеством Дэвида Кроненберга ограничивается всего тремя фильмами (плюс поставил на закачку "Паука", решил в обратном порядке смотреть), но пересмотрев два из них (Eastern Promises посмотрел после History of Violence), могу сказать - а ведь очень крутой режиссёр, причем даже испытываю некое недовольство тем фактом, что режиссёр не продолжает делать криминальные драмы, а снимает байопик о противостоянии Фрейда и Юнга.
Откровенность на передней грани рейтинга "R", перебитые глотки, за которые гримёрам следовало бы дать "Оскар" и замечательнейшие роли Эда Харриса (который, надо отметить, похож на кровного родственника Вигго Мортенсена) и Уильяма Хёрта, который за 10 минут экранного времени умудрился наработать себе номинацию на "Оскар". Полтора часа пролетают незаметно, а фильм такой, что пересмотреть его еще раз будет совершенно не скучно, а очень даже интересно. Это ли не показатель качества?