Третий Человек / The Third Man, 1949
Режиссёр: Кэрол Рид
Автор сценария: Грэм Грин
В ролях: Джозеф Коттен, Алида Валли, Орсон Уэллс, Тревор Ховард, Эрнст Дойч и другие
Композитор: Антон Карас
Американский писатель дешевых детективных романов Холли Мартинс (Джозеф Коттен) приезжает по приглашению своего старого друга Гарри Лайма в послевоенную Вену. По приезде Мартинс узнаёт, что буквально накануне Гарри Лайм погиб дорожно-транспортном происшествии при весьма странных обстоятельствах. Вопреки советам представителя британской администрации майора Кэллоуэя (Тревор Ховард) Мартинс начинает опрашивать свидетелей произошедшего и понимает, что свидетельства очевидцев расходятся. В процессе собственного расследования обстоятельств смерти Лайма, Мартинс узнаёт о нём весьма нелицеприятные вещи - дескать Гарри был чуть ли не главным рэкетиром-контрабандистом Вены. Будучи уверенным, что такой ярлык на Лайма вешает полиция, не собирающаяся потому расследовать обстоятельства смерти якобы бандита, Мартинс желает обелить имя своего друга. В этом ему помогает влюбленная в Гарри актриса Анна Шмидт (Алида Валли) - вместе с ней Мартинс ищет загадочного третьего человека, присутствовавшего при смерти Лайма, который сможет внести ясность в сбивчивые показания других свидетелей.
Если вкратце, то очень круто. Фильм 60 летней давности запросто кроет добрые 90 процентов современных триллеров не только и не столько сюжетом, сколько особенной атмосферностью происходящего. Безусловно, выбранная локация также оказала огромное влияние на восприятие фильма: послевоенная столица Австрии, разделенная на зоны влияния британской и советской военных администраций, показанная как правило ночью, частично в развалинах и всё равно чарующая. С учетом того, что фильм я посмотрел после посещения Вены, то было неожиданно приятно увидеть в фильме те места, по которым ты и сам ходил, например вот:
Прекрасно понимая, что восклицания из разряда "раньше трава была зеленее" уже давно стали обязательной программой Special Olympics, не могу не констатировать, что на всём протяжении фильма я задавался вопросом "ну почему сейчас так не снимают, а?". Что там за магия такая, при которой получается идеальное сочетание интересной истории, искренней актёрской игры, отличной операторской работы и тревожно-ироничного музыкального сопровождения? Магия кино как она есть, однозначный маст си!