Размышлизмы по поводу спутниковых снимков Самары (Куйбышева) - год 1975-й. Часть 10.

Sep 17, 2024 21:26





Панорама аэропорта Курумоч на спутниковом снимке от 10 июня 1975 года.



Сегодня как бы завершается цикл постов ЖЖ, посвящённых американской спутниковой съёмке нашего региона, состоявшейся 10 июня 1975 года. Вставка «как бы» присутствует по той причине, что в дальнейшем автор этих строк планирует вернуться к дате 10.06.1975 г. (и не только к ней) применительно к таким городам как Чапаевск, Нефтегорск и т.п.

Если помните, писалось о том, что для охвата окрестностей Самары в диапазоне от аэропорта Курумоч (на севере) до города Чапаевск (на юге) требуется наличие пяти параллельно отснятых полос спутниковых снимков. На данный момент времени таких полос в наличии у нас, пожалуй, три - на дату 11.09.1971 г. (оптика в 6 футов на пиксель, неведомо кем приобретённая) и высокооптические (оптика от 2 до 4 футов на пиксель) даты 22.07.1972 г. и 28.09.1984 г. По дате 10.06.1975 г. пока что выкуплены три полосы. Биографией одной (средней) полосы я занимался предыдущие шесть постов ЖЖ. Верхняя полоса была отснята в интересах аэропорта Курумоч и сегодняшний пост ЖЖ почти целиком будет посвящён именно этой полосе. Что касается нижней полосы, то она ещё ожидает своего часа. В ней собраны Сызрань, Безенчук, Чапаевск и Нефтегорск, но сегодня я ограничусь лишь одним её кадром - живописным Александровским мостом через Волгу.



Схема границ спутниковой съёмки города Куйбышева и его окрестностей от 10 июня 1975 года из числа уже выкупленных и доступных для скачивания.



Вид железнодорожного моста через реку Волгу в районе города Октябрьска на спутниковом снимке 1975 года.

Верхняя съёмочная полоса прошла севернее Тольятти поэтому здесь мало что удастся увидеть. Неплохо вышло разве что Обводное шоссе. Чёрная полоска в нижней части кадра - это южная граница данной спутниковой съёмки.



Панорама Обводного шоссе севернее Центрального района города Тольятти на спутниковом снимке 1975 года.

Следующий кадр относится к стройплощадке ТоАЗ. Этот крупный проект был начат в 1974 году, совместно с США, на волне Разрядки. Стоит приложить сюда ссылку на исторический раздел с сайта предприятия.



Панорама стройплощадки предприятия ТоАЗ на спутниковом снимке 1975 года.


История

www.toaz.ru

Примерно посередине между территориями ТоАЗ и аэропорта Курумоч находятся два испытательных полигона наших моторостроителей. Сейчас они объединены под именем «Кузнецов», а в те годы существовали отдельно - завод имени Фрунзе на Безымянке и СНТК в посёлке Управленческий. Красными точками отмечена автотрасса М-5, которая в 1975 году ещё строилась. Полигон к северу от трассы («Химзавод») выделен жёлтым цветом, а полигону к югу («Винтай») перепал зелёный.



Панорама испытательных полигонов предприятий имени Фрунзе и СНТК на спутниковом снимке 1975 года.

Изначально полигон «Винтай» относился к заводу имени Фрунзе. Южнее него находится заводской же посёлок Прибрежный, но в кадры обозреваемой съёмки посёлок не поместился. Красным цветом отмечено строительство двухуровневой развязки - трасса М-5 должна была пройти над путями сообщения, ведущими в сторону обоих полигонов.



Район полигона "Винтай" на спутниковом снимке 1975 года.

Второй полигон поместился в кадр целиком. Между прочим, летом 1966 года эти места активно фотографировались американцами в высокой оптике («Declass II»), которая не давала широкого охвата местности. Достаточно сказать, что в формате «Declass II» были полностью проигнорированы Тольятти и аэропорт. В будущем, возможно, удастся раскошелиться и на закупку пологонов-1966, а пока перебираемся ещё ближе к аэропорту.



Район полигона "Химзавод" на спутниковом снимке 1975 года.

Фиолетовым овалом отмечено место двухуровневой развязки трассы М-5 и железнодорожной ветки в аэропорт. Зелёный овал касается не менее двухуровневой развязки М-5 со старой автодорогой, ведущей в аэропорт со стороны Красной Глинки и Волжского. Строителям здесь ещё многое чего предстояло сделать ...



Панорама строительства двухуровневых развязок между автотрассой М-5 и путями сообщения к аэропорту "Курумоч" на спутниковом снимке 1975 года.

Наконец, мы добрались и до аэропорта, который будет представлен одной общей панорамой и четырьмя локальными фрагментами.



Панорама аэропорта "Курумоч" на спутниковом снимке 1975 года.

В западной части перрона обнаружены пассажирские самолёты Ту-154 (1), Ту-124 (3, 5), Ту-134 (6) и транспортные самолёты Ан-12 (2, 4).



Один из фрагментов аэропорта "Курумоч" на спутниковом снимке 1975 года.

В восточной части перрона превалируют турбовинтовые Ан-24 (7, 8, 9, 10, 11, 12), которые дополнены ещё одним Ан-12 (14), а также стареньким поршневым Ил-14 (13). В обеих частях перрона наблюдается немало автотехники, обслуживающей авиарейсы в части топливозаправки и техобслуживания.



Один из фрагментов аэропорта "Курумоч" на спутниковом снимке 1975 года.

Тогдашний аэропорт напоминал трапецию, по боковым сторонам которой самолёты выезжали на торцы ВПП. Вот и сейчас по правой стороне движется Ан-24 (15), которому предстоит скорый взлёт.



Один из фрагментов аэропорта "Курумоч" на спутниковом снимке 1975 года.

Перпендикулярно к существовавшей бетонной ВПП находилась грунтовая ВПП (зелёные линии). В обозреваемом 1975 году было начато строительство ещё одной бетонной ВПП (жёлтые линии), растянувшееся до конца 1979 года хотя изначально её должны были сдать в 1977 году.



Один из фрагментов аэропорта "Курумоч" на спутниковом снимке 1975 года.

Автор этих строк постарался скомпилировать расписание авиарейсов Курумоча на 10 июня 1975 года, опираясь на имеющееся газетное расписание. Летние и зимние расписания имели немало отличий. Кроме того, многие рейсы летали не ежедневно, а по определённым дням недели.



Расписание авиарейсов аэропорта Курумоч на 1975-1976 г.г., опубликованное в газете "Волжская Коммуна" за 30 мая 1975 года.

На конкретную дату 10.06.1975 г. отыскалось аж 120 рейсов. Самолёт Ту-154, который мы видели в западной части перрона, скорее всего готовился к рейсу в город на Неве.



Расписание рейсов аэропорта "Курумоч" на 10 июня 1975 года (часть 1-я).



Расписание рейсов аэропорта "Курумоч" на 10 июня 1975 года (часть 2-я).



Расписание рейсов аэропорта "Курумоч" на 10 июня 1975 года (часть 3-я).

Авиалайнер Ту-154 начал эксплуатироваться в Курумоче поздней осенью 1974 года. К лету 1975 года большие «Тушки» должны были летать в Ленинград, Сочи, Ташкент и на Дальний Восток по длинному маршруту Новосибирск - Иркутск - Хабаровск.

Пособираем газетные материалы 1975 года, относящиеся к Курумочу. Между прочим, после реконструкции аэропорта его ежегодный пассажирооборот должен был превысить отметку в один миллион человек.



Статья о реконструкции аэропорта Курумоч из газеты "Волжский Комсомолец" за 5 мая 1975 года.



Статья о реконструкции здания аэровокзала Курумоч из газеты "Волжская Заря" за 15 августа 1975 года.



Фоторепортаж из аэропорта Курумоч в честь Дня Воздушного Флота СССР из газеты "Волжская Коммуна" за 17 августа 1975 года.

Небольшой посёлок авиаторов Берёза находится к северу от территории аэропорта. По мере того, как у нас накапливаются виды аэропорта, копятся и виды посёлка.



Панорама посёлка Берёза на спутниковом снимке 1975 года.

Перед началом работы по Берёзе я проверил аналогичный спутниковый снимок 1974 года. Всё верно - на посёлке наблюдались три стройплощадки, что довольно много для этой локации. По адресу 3-й квартал, дом 9 возводилось общежитие-«кубик», а в соседнем 4-м квартале достраивался дом № 8. Наметился и фундамент для дома № 7 в 3-м квартале.



Панорама новостроек посёлка Берёза на спутниковом снимке 1975 года.

Завершение поста ЖЖ состоится в селе Красный Яр, где мы уделим внимание двум весьма заметным объектам.



Панорама села Красный Яр на спутниковом снимке 1975 года.

Долгое время в черте села Красный Яр находился ну очень смешной мост через реку Сок, щедро заливавшийся каждое половодье. К фотосъёмкам 1993 года в исполнении Н.Г. Абросимова он нисколечко не поменялся.



Район моста через реку Сок в западной части села Красный Яр на спутниковом снимке 1975 года.



Фото старого моста через реку Сок в западной части села Красный Яр, отснятое в конце 1993 года фотожурналистом Николаем Абросимовым.

На востоке села нашлась геометрически красивая крепость, построенная в начале правления Анны Иоанновны. Сейчас там спортгородок.



Район Красноярской крепости в восточной части села Красный Яр на спутниковом снимке 1975 года.


Красноярская крепость - Википедия


ru.wikipedia.org

Следующий пост должен начать жизнеописание города Куйбышева по состоянию на 5 сентября 1975 года.

Куйбышев, спутниковые снимки, Самара, Аэропорт Курумоч

Previous post Next post
Up