Оригинал взят у
dina_simonyan в
АРМЯНСКИЙ ТЕАТР. Ч.1 Древний армянский театр.
Армянский трагедийный театр дзайнарку-гусанов и вохбергаков возник в эпоху рабовладельческого общества (1-е тысячелетие до н. э.) из культа предков, связанного с воспеванием подвигов героев, с погребальными церемониями, обрядами, посвящёнными умирающему и воскресающему богу Гисанэ-Ара Прекрасному. Древнеармянский комедийный театр, актёрами которого были катакергаки и катака-гусаны, также связан с культом Гисанэ-Ара, с празднованием возвращения весны, вакханалиями в честь богини плодородия Анаит. В армянских эллинистич. монархиях из языческой мистериальной трагедии и народной комедии возник профессиональный театр. В 69 до н. э. царь Тигран II построил в южной столице Армении Тигранакерте здание по типу амфитеатров эллинистической Сирии, в котором давались представления.
Сын Тиграна царь Артавазд, автор трагедий, создал в северной столице Армении Арташате эллинистический театр, где выступала труппа во главе с трагиком Язоном. В 53 до н. э. здесь была разыграна трагедия Еврипида "Вакханки". Начиная с этого времени многочисленные факты подтверждают непрерывность существования многообразного по жанрам и видам армянского профессионального театра. В древнеармянском театре получила развитие пантомима; известна актриса-пантомимистка (вардзак) Назеник (2 в.). Актёры трагедии (дзайнарку-гусаны и вох-бергу-гусаны) исполняли во 2 - 3 вв. греч. и армянские пьесы. В 4 в. представления давались при дворе Аршака П.
Театр в Арташате. 53 г. до н. э.
Армянский средневековый театр.
В период укрепления феодального строя, несмотря на противодействие церкви (проповеди католикоса Иоанна Мандакуни, 5 в., и др.), давались представления античной драматургии (Менандр, Еврипид), произведений армянских комедиографов, трагиков, мимографов. Существовали специальные театральные здания (по типу античных амфитеатров) с отдельными верхними местами для женщин. Представления давались систематически, театры привлекали большое количество зрителей. Популярность театральных представлений побудила духовенство вводить театрализованные элементы в церковные обряды. Из литургической драмы возник христианский мистериальный театр - характерное порождение культуры эпохи феодализма. В 6 - 7 вв. в трудах армянских учёных-философов имеются свидетельства, что театр занимал видное место в общественной жизни Армении. В эпоху позднего средневековья (10 - 15 вв.) представления получили распространение в Васпураканском княжестве, в Анийском царстве, в Киликийском королевстве. В Ахтамаре выступали труппы актёров-гусанов и актрис-вардзак. На высеченных из камня горельефах на стенах Ахтамарского храма (10 в.) изображены маски армянского театра того времени в двух его разновидностях - бытовой комедии, сходной с драматургией Менандра, и сатирическом площадном театре гусанов-мимов цахрацу. В 12 в. возникает театр в королевстве Киликии, куда перемещается центр культурной жизни армянского народа. К этому же времени относятся первые дошедшие до наших дней произведения армянской средневековой драматургии (драматическая поэма О. Плуза, мистериальная драма "Адамова книга" А. Сюнеци).
В конце 14 в. Армения потеряла свою самостоятельность. Изменение условий жизни народа отразилось и на искусстве. В 15 - 18 вв. происходил процесс постепенного отмирания древнего армянского театра. В 17 - 18 вв. возникает новый армянский театр в среде армян-эмигрантов. С 1668 до середины 19 в. в городах, где жили армяне (Львов, Венеция, Вена, Константинополь, Мадрас, Калькутта, Тбилиси, Москва, Ростов-на-Дону), существовал армянский школьный театр (церковный и светский). Классицистический по направленности, театр этот выражал идеи, порождённые национально-освободительным движением.
Артавазд II. 1 в. до н. э
http://istoriya-teatra.ru Продолжение следует...