Интервью о краудфандинге

Mar 06, 2019 20:44

Расспросили меня об опыте краудфандинга.
Отвечаю на вопросы, что знаю. О чем не знаю, тоже отвечаю.





Как вы узнали о краудфандинге?

От друга, который собирался снимать фильм о Бурятии, на что объявил сбор средств на Бумстартере.
Проект получился достаточно абстрактным и наивным, что мой знакомый и сам впоследствии признавал - сказывалось отсутствие опыта и сплошной экспериментальный формат явления.
Внезапно, тем не менее, у проекта нашелся спонсор, пожертвовавший несколько сотен тысяч рублей.
Уже будучи опытными, мы пришли к выводу, что это во многом было везение, но, тем не менее, сама возможность подобного везения очень вдохновила.

Я собирался выпускать книгу о путешествиях, которая писалась достаточно долго и ее выпуск тормозился, собственно, незнанием тонкостей издательского дела.
Но, имея наглядный пример работы краудфандинга, я подумал, а не пойти ли на эксперимент - не связываться с издательствами вовсе, собрать деньги через краудфандинг и выпустить книгу самостоятельно.
Решение было принято - сделан проект, и ему суждено было стать успешным.

Почему выбрали именно краудфандинг, а не другой способ финансирования проекта?

А каких-то иных достойных предложений и не было, собственно.
Одно дело - предлагать что-то, что уже существует, что можно посмотреть и потрогать, и другое дело - предлагать, как в моем конкретном случае, книгу, существующую лишь в вордовском файле - с отсутствием каких-либо представлений, нужна ли она кому-то в принципе.

Как у вас появилась идея для проекта?

Было наоборот - идея появилась сперва, а проект потом. И скорее идея была оформлена под проект - когда решение реализовывать идею через краудфандинг было принято (а поскольку сотрудничество с издательствами - дело долгое и непредсказуемое - решение пришлось принимать достаточно быстро).

Каково было ваше изначальное видение проекта (концепция, целевая аудитория)?

Проект был по собственному образу и подобию - ориентированный на в меру молодых людей, любознательных, достаточно попутешествовавших - или собирающихся это сделать.
Людей урбанизированных, романтичных и не чуждых эстетству.
Так оно, собственно, и вышло.

Мне хотелось выпустить книгу, которая вдохновит, которая многим людям, застрявшим в сомнениях, даст окончательный импульс - и, судя по обратной связи, мне это удалось, и сама книга была воспринята очень воодушевленно.

Считаете ли вы, что некоторые категории проектов более популярны среди потенциальных российских спонсоров, чем другие? Если да, то какие?

Наиболее популярны те, где большой простор для создания чего-то ощутимого, а также - и в этом нет ничего дурного - для тщеславия. Это музыка, книги.
А также мотивация эстетическая - создать что-то красивое. Категория дизайна.
Самая же трудная категория - бизнес, потому что бизнес изначально ориентирован на узкое, свое дело, выгоды с которого получают только его непосредственные участники - и очень трудно представить проект так, чтобы и спонсору нашелся в нем свой интерес.

Как, на ваш взгляд, должна выглядеть идея проекта, чтобы стать успешной? Какими характеристиками обладать?

Она должна делать мир лучше. Она должна вдохновлять, чтобы потенциальный спонсор мог точно сказать - мир прекрасен и без этого, но с этим, пожалуй, будет еще чуть-чуть лучше.
Краудфандинг - предложение к созиданию, к соучастию, и самое важное - передать вот это ощущение, что спонсор помогает сделать мир прекраснее - и тем самым он важен этому миру, он - один из его творцов.

Сколько времени ушло на подготовку кампании? По вашему мнению, сколько времени в идеале нужно посвятить тщательной подготовке?

Проект писался и выверялся примерно месяца два.
Очень много неблагодарной работы, которая незаметна - правки, редактура, просмотры. Нередкие чисто технические трудности.
Нужно быть готовым к тому, что радости будет много - но также много и раздражающе нудных моментов, требующих, тем не менее, внимания и концентрации.

Каких-то временных рекомендаций нет - у каждого свой ритм.
Тут просто важно избегать крайностей - не пытаться всё сделать идеально, это омрачит все радости, но и не пытаться проскочить на авось.
Нужно постоянно смотреть на проект глазами потенциального спонсора - что бы мне было интересно тут купить? Хочется ли мне поддержать такой проект? Чего тут не хватает?
С таким подходом начинаешь видеть проект другими глазами и экспериментировать.

Какие были самые важные/сложные этапы подготовки?

Прокрастинация, вызванная страхами или неуверенностью. Именно она сжирает больше всего душевных сил, при ничтожном результате.
В моем личном случае сработал метод, при котором я занимаюсь проектом всего полчаса-час в сутки. Так он не успевает мне надоесть, не успевает вызвать рефлексии и самокопания - но неуклонно продвигается

Была ли у вас сформированная сеть потенциальных клиентов и спонсоров до начала краудфандинговой кампании (например, группа Вконтакте)? Как вы думаете, критично ли это для успеха?

Да. И это очень важно.
Есть незнакомые люди, которые поддержат проект, если он хорош, прочитав о нем. Но все-таки в моем случае абсолютное большинство поддерживающих - люди лично знакомые, либо люди, чьим дальнейшим личным рекомендациям доверяют - благодаря которым приходят знакомые знакомых.
Проект логично видеть продолжением того, чем занят в жизни - а значит, в этой сфере уже есть какой-то круг единомышленников.
Можно и без этого попробовать, конечно, но шансы на успех сильно уменьшаются.

Почему вы выбрали именно Planeta а не другую платформу?

Несмотря на то, что первый наглядный опыт был на Бумстартере, друг, мнению которого я доверяю, посоветовал использовать Планету - мотивируя это тем, что хоть она Бумстартеру и уступает по числу подписчиков, но организована наиболее удобно и приятно глазу.
Надо сказать, что со временем я пришел к таким же субъективным выводам.

Обращались ли вы в школу краудфандинга Boomstarter/Planeta или какую-либо другую организацию для получения консультаций?

Нет, но только лишь из-за отсутствия времени и технической возможности (семейная жизнь не всегда способствует ученической спонтанности). Но убежден, что много ценного оттуда вынести можно.
В любом случае - все советы и рекомендации кураторов я воспринимаю с большим вниманием, очень часто им следую - и не разочарован.

Вам понадобились какие-либо дополнительные материалы, чтобы улучшить свои знания по краудфандингу перед началом кампании? Если да, то какие?

Нет, потому что до того, как начнешь проект, не представляешь доподлинно, с чем именно придется столкнуться и на что разумнее сделать упор.
А когда проект уже есть - он тянет как горная река, и там уже только успеваешь решать попутные вопросы, глубоко погружаться просто не успевая.

Как вы думаете, достаточно ли информации о краудфандинге для российских создателей проектов?

Судя по результату, что краудфандинг всё ещё воспринимается как экзотика, даже среди вполне современных и гибких людей - нет.
Явление всё ещё достаточно новое. Многие имеют вполне подходящие для краудфандинга проекты - но не всегда знают и сопоставляют, что такой способ их реализации может оказаться самым подходящим.

Проводили ли вы исследование рынка до начала кампании? Как вы думаете, это важно для успеха?

Не проводил. И считаю, что это часто неэффективная трата сил.
Дело в том, что успешный проект - это всегда изначально что-то экспериментальное, новаторское. Его внедрение только лишь в процессе выявит особенности, которые сложно предугадать заранее.
Проводить исследование рынка заранее - это спрашивать людей о том, нуждаются ли они в чем-то таком, что они плохо себе представляют - и любой их ответ, скорее всего, будет далек от реальности. Ориентирован на фантазии, а не на реальный опыт - потому что такого на этот момент еще нет.
Запуская проект, не знаешь доподлинно, пойдет он или нет. Можно сделать все прекрасно - а проект не идет. А бывает и иначе - проект сыроват, но какая-то идея, искра, попадает ровно в нужное время и нужное место - и проект выстреливает.
И предугадать это сложно. Это как хиты разных музыкантов - многие из них делятся тем, что не представляли, что именно определенные вещи станут хитами. В то же время - писали какие-то вещи, ожидая - «ну, вот это точно хит!» - а они не шли.
Так и тут. В краудфандинге всегда остается большое море стихийности.

Как выглядела ваша рекламная кампания? Какие каналы маркетинга вам показались наиболее эффективными и почему?

Все средства хороши, но наиболее эффективным у меня оказываются личные письма и обращения. Я обращаюсь к людям с просьбой поддержать меня и мой проект, и в каждом индивидуальном случае ищу - а что я могу предложить именно этому человеку? Что будет интересно именно ему? Чем можно зажечь его и вдохновить поддержать меня?
Ведь люди очень разные, и мотивация у них разная, и время бывает различное. Кому-то важно получить от проекта что-то материальное, кому-то важно сделать мне приятное, кто-то честолюбив и желает известности для себя через участие в этом проекте. Кому-то просто приятно чувствовать себя добрым волшебником.

Что касается презентации проекта на платформе, есть ли определенные способы сделать её более привлекательной?

Важно по возможности задействовать все каналы восприятия - визуально, аудиально. Составить грамотный текст (попросите знакомого граммар-наци проверить орфографию и пунктуацию - ничто так не портит впечатление, как неуважение к русскому языку и ошибки в тексте).
Найти баланс между информативностью и лаконичностью.

Лучше сначала рассказать о себе или сразу переходить к техническим деталям?

Поскольку любой проект - это прежде всего люди, то начать естественнее с приветствия и краткого представления, рассказывая о себе то, что имеет отношение к данному проекту.

По вашему мнению, должно ли российское краудфандинговое сообщество следовать зарубежным практикам или искать свой уникальный способ оформления презентаций проектов?

Хороши все жанры, кроме скучного.
Любую хорошую практику имеет смысл брать в свой опыт, и тут уж без разницы ее происхождение.

Какие из наград за поддержку вашего проекта оказались самыми популярными? Как вы думаете, какой тип наград более привлекателен для отечественного потребителя?

Я условно делю людей, поддерживающих проект, на материалистов, альтруистов и амбициозных.
Материалистам важно получить что-то осязаемое, вещь или услугу, по сути, они покупают для себя что-то интересное, как в магазине.
Альтруистам не очень важна награда - они получают удовольствие от своей щедрости, от своего участия. Им важнее отдавать, нежели получать.
Амбициозные движимы глорическими мотивами - им важна слава, важно оставить след, важно (в отличие от часто анонимных альтруистов) прославить свое имя, завоевать статус мецената.
Ну и разумеется - эти категории условные, и они часто смешиваются.
Материалисты чаще всего предсказуемы и разумны, они «соль» проекта, планомерно его наполняющие.
Альтруисты встречаются реже, но зато чаще всего они не требуют себе никакой материальной награды - и при этом чаще всего рассказывают о проекте другим.
Амбициозные встречаются реже всего, но зато именно они склонны к крупным покупкам, именно они чаще всего определяют самый большой вклад в проект.
Каждый из этих видов очень важен, и при составлении проекта необходимо продумать бонусы, удовлетворяющие каждого из перечисленных.

Есть ли смысл предоставлять дорогие и эксклюзивные награды, если их редко покупают?

Есть. Да, покупают нечасто - но таки покупают. И именно такие покупки часто перевешивают в проекте ситуацию - потому что чем больше сумма уже собрана, тем охотнее поддерживают дальше.

Как быстро вы собрали указанную сумму средств? Это было быстрее или медленнее, чем вы ожидали?

В разных проектах по-разному, но вообще это наиболее зависит от интенсивности работы по продвижению проекта. Чем больше работаешь - тем скорее крутятся барабаны с обновленными суммами.

Был ли такой момент, когда хайп вокруг проекта начал спадать? Вы сделали что-то особенное, чтобы стимулировать вашу аудиторию?

Каждый раз, когда перестаешь проектом активно заниматься - хайп спадает.
Нужно помнить - у людей своя жизнь, свои заботы, свое время - они, может, и не против поддержать проект, но если не напоминать о себе, если не поддерживать интерес - внимание от проекта отвлечется, и это естественно.

Общаетесь ли вы со своей аудиторией после завершения проекта, и если да, то в какой форме?

Да.
Очень многим оказалось важно то, что я делаю - и со многими мы продолжили дружеское общение, или творческое, или рабочее сотрудничество.
Аудитория проекта - это люди, как правило, близкие по ценностям и мировоззрению, неудивительно, что и после проекта находится множество точек соприкосновения.
Проект - прекрасная возможность найти не просто спонсоров, но и друзей.

В вашем понимании, что попадает под понятие «этикет краудфандинга»? Каковы основные правила общения с аудиторией?

Уважение личных границ. Следует помнить, что никто никому ничего не должен.
Никто не обязан проявлять интерес к проекту - даже если он объективно хорош. Следует уважать людей, помнить, что даже если они в целом симпатизируют проекту и лично его автору - у них может быть трудное время в жизни, когда им просто ни до чего другого, может просто не совпасть удачное время и место.
Весь принцип гештальта сполна применим и к краудфандингу - «Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. И если мы действительно встретились - это прекрасно. А если не встретились - этому нельзя помочь».

Есть ли у вас сообщество, посвященное вашей кампании?

Не сколько сообщество, но на время проекта я веду постоянную информационную работу по всем соцсетям. Да, это очень важно.

На ваш взгляд, есть ли в России своя культура краудфандинга? Что необходимо для стимулирования развития такой культуры?

Уже есть. Уже существуют крупные проекты. Многие авторы построили свою деятельность, опираясь на краудфандинг, и не видят лучшей этому замены.
Для стимулирования такой культуры нужно, как и везде, просто работать и постоянно показывать удачные личные примеры. Чтобы люди вокруг заинтересовывались - «а что, так тоже можно?».
Лично я некоторых людей сподвиг на собственные проекты, и это не самый быстрый, но самый надежный и качественный способ стимулирования краудфандинга как такового.

Удалось ли вам доставить все награды? Ваши покровители остались довольны тем, что получили?

За небольшим исключением людей, по неизвестным мне причинам переставших выходить на связь - да, конечно.
И да, остались довольны. По крайней мере - есть люди, которые поддержали все мои проекты, и каждый раз, когда появлялся мой новый проект - они становились его спонсорами. Это самое лестное, чем я могу охарактеризовать то, чем я занимаюсь.

Вы смогли вписаться в свой первоначальный заявленный бюджет? Если нет, то по каким причинам?

Смог.
Тут изначально необходимо не жадничать, и помнить, что лучше собрать 200% от умеренной суммы, чем не собрать и половины от непомерно раздутого бюджета.

Планируете ли вы развивать свой проект дальше? Если да, то каковы ваши текущие приоритеты?

Конечно. Я уже совершенно убежден в действенности краудфандинга и наслаждаюсь его живительной творческой атмосферой.
Скорее всего следующая моя книга выйдет таким же способом.

В целом, что было самым сложным в вашем проекте?

Начать. Когда уже начинаешь - там легче, потому что все пошагово и поэтапно.

Как вы думаете, сам краудфандинг дал вашему проекту только финансирование, или же нечто большее?

Конечно же, большее.
Я познакомился с множеством людей, которые узнали о моем творчестве через проект - и вряд ли узнали бы как-то иначе. Я стал известнее. Я стал авторитетнее, у меня особый опыт.
У меня появились новые идеи. Я подсмотрел множество классных находок и способов. Я вдохновился.
Это прекрасно. Это больше, чем просто деньги.

Было ли что-то, что вы бы сделали по-другому, будь у вас такой шанс?

Да нет, пожалуй. Каждый из проектов отражает меня в определенный период жизни, и я сделал лучшее, что мог сделать на тот момент.

Что вы считаете основными рисками при запуске краудфандинговой кампании в России?

Только потерю иллюзий, если проект не наберет необходимой суммы, либо реализуется как-то иначе от задуманного.
Но тут дальше выбор каждого - даже несостоявшийся проект можно взять в опыт, реализовать на его основе, учтя ошибки, что-то иное.

Что бы вы посоветовали тем создателям проектов, которые только готовятся запустить свою краудфандинговую кампанию на российском рынке?

Пособие для начинающих из одного пункта: - Начните.

Гайдамачий вестник, Почта, Книга

Previous post Next post
Up