Книжный флэшмоб

Nov 09, 2017 17:49

Получил от annika_fluffy, дадена буква (мне досталась С), надобноть упомнить на нее названия пятка литературных произведений, да отрецензировать их.

1) Сто лет одиночества, Габриэль Гарсиа Маркес

Самый известный латиноамериканский роман самого известного латиноамериканского писателя не нуждается в дополнительных представлениях, но всё же.
Роман судьбоносный - и не только текстом, но и самой историей, канвой его создания - вы ведь знаете, что Маркес писал его в Париже, а поскольку жрать было нечего, то они закладывали одну за другой вещи из домашнего обихода. Дольше всех держался фен - жена Маркеса оставалась женщиной до последнего. Было решено, что когда они загонят фен, и если к тому времени роман не принесет хоть каких-то дивидендов, Маркес бросит писательство вовсе.
Фен был заложен, и ровно тогда, когда они остались вообще ни с чем, без еды и без фена, роман выстрелил, набрал безумную популярность, и на роялти от него Маркес безбедно прожил жизнь.

Прочитал первый раз я его рано, еще подростком, и многое было мне не ясно. Кроме того, это было мое первое знакомство с латиноамериканской литературой, и я еще ничего не знал об этом их общем фирменном, тягомотном, растянутым как сиеста стиле.
Я читал относительно нейтрально, к середине все более включался в этот монотонный ритм семьи Буэндиа, а к концу был в восторге - до меня дошел смысл названия, сто лет одиночества - о чем это вообще.
Именно с тех пор Латинская Америка стала для меня символом великого одиночества, с которым мы все приходим в мир, и не в силах это изменить.

Сцена расстрела рабочих потрясла меня до глубины души. Но еще больше потрясло то, что последовало потом - когда избавились от трупов, и все стали делать вид, что ничего не произошло.
Были сотни убитых? Нет, не помню. Были народные недовольства? Нет, не помню.
Проходит немного времени - и, людская память короткая и скотская, действительно всё забывают - и это то, что роднит далекую, дикую Америку и нас.
Меня тогда это обожгло, ужаснуло узнаванием - а ведь мы поступаем точно так же. Рядом с нами могут убивать тысячи тысяч - а нам плевать. Мы сделаем вид, что этого не было, назовем трусость предвиденьем, и забудем любых смельчаков, прежде смешав их имя с грязью.

Я читал Маркеса затем, чтобы узнать его ответ, его мнение - что можно сделать? Как заклясть эту непонятную землю, где всё, как и у нас, в России, идет по кругу. Где сменяют друг друга военные перевороты, в результате которых приходят очередные кровопийцы. А потом приходят другие, свергают их, и всё повторяется.
Как вырваться из этого латиноамериканского безвыходного круга, где люди ничему не учатся, сидят, ничего не делая, и лишь убого философствуют?
Хотелось узнать это, чтобы применить к нашему кругу - а вдруг сработает.

Ответа у Маркеса нет. Но есть важный и главный шаг - принятие. Принятие этой земли, своей Родины, такой, какая она есть - со всей ее дуростью, безответственностью, утоплениях в крови. Полюбить ее уродливую - и дать ей тем самым шанс стать лучше.
Как это будет? Неясно. Но так есть хотя бы надежда.

2) Студент, Антон Чехов

Это совершенно особый, метафизический для меня рассказ - никогда я еще не читал его без слёз.
Раз 300, наверное, читал - и 300 раз ревел. Буду читать в 301-й - в 301-й разревусь.

Я не знаю, что для меня в нем такого, но есть что-то очень архетипичное, очень глубинное, очень сердечное - и очень-очень больное, словно вся скорбь мира враз материализовалась.
Есть магия в этом тексте, который я помню практически наизусть, какая-то ткань слов, в которой ни одной лишней нити.

Я своей шкурой чую этот пронизывающий ветер, и узнаю эти горестные рассуждения, с некоторым испугом - и утешением. Оказывается, я не один. Оказывается есть кто-то, кто тоже знает скорбь этих страшных ночей, отделенных тысячами лет - но связанных одной цепью.

Когда мне в жизни очень плохо - я читаю Чехова, и он меня утешает.
Это его странный феномен, писатель-антидепрессант - он пишет о страшном, и на душе потом почему-то легче. Как будто приласкан. Как будто рука мудрого друга мягко ложится на плечо - "не стыдно плакать. В мире много скорби - плачь вдоволь".

3) Союз рыжих, Артур Конан Дойль

К Шерлоку Холмсу пришел огненно-рыжий субъект, держатель замухрового ломбарда, дела в котором идут не шатко, не валко, да рассказал странную историю - его напарник принес ему газету, в которой было объявление, что "Союз рыжих" предлагает нехитрую вакансию - единственное требование, соискатель должен быть рыжим.
Не особо надеясь, он пошел туда, и вдруг получил работу - переписывать от руки энциклопедию, начиная с буквы А, в офисе Союза рыжих, за очень солидные, внезапно, деньги.
Якобы союз этот был учрежден неким американским эксцентричным миллионером, а раздача подобных вакансий - его странная, но щедрая посмертная воля.
Мужичок поработал некоторое время там, честно сперва получал свои деньги. Но потом в один прекрасный день пришел к офису - а офиса нет. И про Союз рыжих никто особых справок дать не может.

И, казалось бы, дурь какая-то - переписывать энциклопедию за несоразмерно большие деньги, ну и вообще, особенно можно не возмущаться, ничего же страшного не произошло - но Шерлок Холмс, как вы знаете, заточен видеть истинную суть событий - и ловко пресекает готовящееся масштабное преступление - признаков которого в упор не узрели его товарищи.

Что за преступление, и что это всё значило? Помилуйте, кто читал, тот и так знает, а кто не читал - ну свинством будет спойлерить.

4) Срок авансом, Уильям Тенн

Будущее. Земляне осваивают разные дикие планеты.
Колонистов не хватает, тем более что условия кошмарные.
Сделали некий ГУЛАГ, отправили на работы зэков, но не хватает и их.

И тогда пошли на небанальную меру - самый большой срок за убийство, который может быть даден в тамошнем мире, это 7 лет на освоении диких планет. Откуда велик шанс не вернуться вовсе.
И предложили такую меру - мотать срок авансом. То есть - ни в чем не виновный гражданин по своему желанию может отправиться отбывать срок как заключенный, и если отсидит (точнее отработает) 7 лет, он возвращается - и у него есть право на одно убийство.

Главный герой пошел на такую меру, чтобы загандошить сильно опрокинувшего его в бизнесе чувака. Отсидел 7 лет и вернулся - с лицензией на ненаказуемое убийство.
Враз становится знаменитостью, и все гадают - ради кого ж он прошел через такой ад.

И тут вдруг ему начинают звонить и плакаться его бывшая жена, родной брат - любовник, как оказалось, жены. Партнер по бизнесу, воровавший, оказывается, из под его носа. И все они жалко умоляют их не убивать - они все уверены, что это он из-за них.
Мужик такого не ожидал - а чем все дело закончилось, это уж, извольте, читайте сами.

5) Семь подземных королей, Александр Волков

Третья книга из серии историй про Волшебную страну и девочку Элли - со следующей серии в дело вступит уже Энни, ее сестра.
Книга третья, и еще читабельная.
"Волшебник изумрудного города" и "Урфин Джюс и его деревянные солдаты" хороши тем, что всё по чеснаку. Герои преодолевают препятствия - и, прежде всего, самих себя - собственные страхи, собственные предубеждения.
Начиная с четвертой книги начнется уже форменная муля, необаятельные герои, отсутствие внутренних переживаний и раздражающее обилие произвольно введенных в оборот магических приблуд.
После обаятельных первых книг, в котором герои оказываются слабыми против мира, но, сплотившись, преодолевают трудности, тут начинается какой-то дешевый детский утренник - "Он случайно спас королеву, она ему подарила волшебную крупорушечку, волшебную крупорушечку он обменял на волшебную дубинушку, и волшебная дубинушка расколотила пиздюльков всеям супостатам Волшебного ханства".
Мир, дружба, жевачка, все танцуют и поют - и лишь читатель сидит кислый, как будто говна наелся.

Ну вот, а "Семь подземных королей" находятся еще на стыке - и близки к первым частям, в которых нет этого магического беспредела, вкупе с полной личностной стагнацией главных героев.
Книга обаятельная, изящная, мягкая - и герои действуют ловкостью, умом, хитростью, и, как ни странно - гуманизмом. Здесь еще нет основного посыла уже того же "Желтого тумана", пятой книги из серии - всех врагов замочить, кишки намотать на бороду Фалиминта, на трупы поверженных насрать да кричать "это Россия, блять! В глаза смотреть, блять!" "ура!".
Здесь есть добрый сказочный шарм, и этим книгу можно и должно рекомендовать.
_______________________________________

Усё. Кто хочет продолжить флэшмоб - заявки в студию.

Гайдамачий вестник, Герой ненашего времени, Проба пера, Битие определяет сознание, Мемуары Муми-папы, В детство ясноокое плацкартный билет, Сказки народов мира как зеркало души, Мухи творчества, Книга

Previous post Next post
Up