Sep 03, 2017 18:53
Настольная игра, придуманная еще во время Американской Великой Депрессии, пришла в СССР на его излёте, и завоевала определенную популярность.
Мы с братом скинулись сбережениями и купили себе аж за 16 рублей - огромная цена для картонной коробки, карты, фишек и денег-бумажек.
Более известной советской "Монополией" была т.н. НЭП. У нас же была "Менеджер", киевской версии, со сплошь киевскими предприятиями, предполагаемых для покупки.
Мы играли с братом с утра до ночи, "Менеджер" всегда был у нас на полу.
Приходили друзья - играли целым гуртом.
"Монополию" хотели себе многие, но 16 рублей были крупной суммой, не каждый мог позволить.
Женя, мой брат, послушав сокрушенные дружеские сетования, гораздый в то время на выдумку и рукоделие, взял коробку из под конфет, сделал картонную решетку под отделения.
На печатной машинке пробил номиналы и нарезал на купюры.
Филиалы и предприятия, специальные фишки, сделал также сам - нарезал лобзиком брусок на деревянные кубики, украсив выжигателем в точечный узор, и еще пустил в расход специально купленную пластмассовую линейку.
Кубики слепил, естественно, из хлеба, нарисовал на ватмане игровое поле - получился самопальный набор рукодельной "Монополии".
Не успели мы доиграть в нее партию, тут же нашлись желающие ее купить - за 1 рубль.
Мой брат так вдохновился, что начал клепать Монополии на заказ - и некоторое время стояла очередь. А он даже скопил относительный капиталец. Вот таким вот небанальным способом сподвигла игра сия на первые шаги в бизнес-процессах - не за горами, уже за занавесом, стояли 90-е.
Впрочем, поиграв некоторое время, мы обнаружили, что игра эта весьма примитивна - многое зависит от банального везения, как кости игральные лягут. И сколь бы ни был хитер и расчетлив, если не повезло, то ожидаемо продуваешь.
Мы решили усовершенствовать.
Во-первых, ввели антимонопольное законодательство - для того, чтобы развивать предприятие, нужно по условиям купить все три одной отрасли. Мы сделали так, что купив две, третью с поля купить не мог - только у кого-то из участников, договорившись.
Затем ввели рекламу - платишь в бюджет какую-то сумму, например в десять раз большую, чем стоимость рекламируемого предприятия, но зато все игроки, что будут попадать на определенный угловой сектор, будут отстегивать денег так, как если бы они попали на соответствующее поле.
Так появляется стимул не просто ловить игроков, а вкладывать весь капитал в маркетинг - хоть мы тогда и слова такого не знали.
А затем начертили дополнительные сектора в пустующей середине поля - и появились разные вариации, куда можно пойти.
Партии враз стали выходить длинными и интересными, а доля простого везения свелась к минимуму - все занял воистину классический, стратегический бизнес-расчет. Большую часть игры занимали не банальные перемещения фишек, а продуктивные, интересные, долгие переговоры и многоступенчатые договоренности.
Поле с фишками, на которых шла одна партия, не исчезало с пола неделями, а то и месяцами.
Потом мы выросли, наступили 90-е, где бизнес-авантюры стало проще оттачивать в реалии. "Менеджер" забылся, фишки растерялись.
Как-то я наткнулся на какую-то компьютерную Монополию. Попробовал поиграть, вскоре плюнул - тупо, примитивно и неинтересно. После тех усовершенствований, которые внесли мы, это было как после высочайшего разряда в покер вдруг сесть рубиться с дворовыми алкашами в "Пьяницу", или даже в подкидного дурака.
Да, кстати, подкидного дурака мы тоже усовершенствовали так, что игра перестала зависеть от скопища собранных козырей, стала более умной и расчетливой - но это другая история.
А про "Менеджера" я теперь каждый раз вспоминаю, когда съедаю конфеты из коробки - сразу же думаю - эх, наклепать бы самодельные Монополии, по 1 рублю штука.
Каждый раз коробку жаль выбрасывать - в детстве такие на вес золота были.
По хорошему запатентовать бы все эти придумки, да жизнь идёт себе и идёт, и всё как-то некогда, кхе-кхе...
Мемуары Муми-папы,
Искренне ваш,
В детство ясноокое плацкартный билет,
Цветы жизни,
Я кончел,
Эти забавные животные