Всем
Бангкок хорош, кроме двух вещей - практически нет указателей с названиями улиц и переулков. Это напрягает, особенно на контрасте того, что транспортная навигация метро и автобусов сделана вполне прилично.
А вторая вещь - азиатчина выраженная в стихийности. Свойственная и России в том числе.
Что я имею в виду? Ну, это как в
Орле - железнодорожный вокзал в городе и автовокзал находятся в разных концах города. Почему? Зачем? Очевидно же, что самая лучшая организация пассажиропотоков такова, что приехал на поезде, пересел на автобус, едешь куда надо. Или наоборот, приехал из области на вокзал, оттуда на поезд.
Но нет. Вокзалы разнесены. И ладно, что еще на трамвае без пересадок можно доехать, хоть и долго.
Есть в Бангкоке несколько автовокзалов, из них Северный, Mo Chit - самый крупный.
Но, очевидно, он некогда образовался стихийно, в расчете на местных, которые и так знают где он, а ежель что - у них язык есть, могут и спросить.
Город строился, но автовокзал так и не привязали никаким близким метро. Ко всем ближайшим станциям метро нужно идти пешком добрые полчаса, да еще и дорогу знать.
Но ладно полчаса идти - прогуляться никогда не вредно. Но это ж, блин, Азия. Тротуар - чужеродное слово.
И получается так, что пешком в крупнейший автовокзал страны придти, конечно, возможно, но автовокзал в принципе не рассчитан, чтобы в него ходили пешком.
Какие-то вечные стройки, мосты, бетонные блоки - оглянуться не успеешь, как уже бредешь по каким-то газонам, проезжей части, среди какой-то стройки и бетономешалок.
Приехал я на крайнюю станцию надземного метро, Mo Chit.
У меня крутой внутренний GPS, я неплохо ориентируюсь по направлениям.
Передо мной крупный парк Чатучак (тут весь район так называется). Ну я линейно и рассуждаю - прогуляюсь до автовокзала. Он примерно вон там, в направлении небоскребов.
И пошел.
Птицы щебечут, девушки гуляют
Катамараны какие-то странные воду пенят
Все на велосипедах, красотень кругом, солнышко припекает замерзшие, индевелые опосля русской зимы мои бренные кости (+35 где-то, прямо моя погодка)
Прошел я парк в направлении автовокзала, а как выйти из парка - задача неведомая. Кругом заборы, изгороди.
Обратился я к полицейскому (по Таиланду везде в общественных местах дежурят), он мне и глаголит - "енто ты милок правильно пришел, автовокзал - он тут вот, рядом. Но только пройти в него трудно, ибо проходу тут не было издревле, еще с времен Сиамской королевы".
Опечалился я, головушку свою буйную кручиной повесил, как бутсы на гвоздик, а он мне и гуторит дале - "но ты не вешай нос, добрый молодец, нескоро сказка сказывается, да скоро дело делается - у нас тут дыра в заборе есть, там шастать, конечно же, нельзя, но как у нас тут в Таиланде говорят, если нельзя, но очень хочется, то можно".
Пролез я в какую-то дыру, а там строят очередные эти безумные тайские автомобильные развязки - пыль страшенная, грузовики, грохочет отбойный молоток, перекрикивают забиваемые сваи рабочие, в пыльных шлемах, как комиссары. И я сквозь это безумие, как прокаженный.
Но цель достигнута - автовокзал Mo Chit, вот он, родимый.
Но в следующий раз, видит господь наш Иегова, другой дорогой пойду, ну его нахер, такие индустриальные приключения.
А, да, есть в Таиланде еще одна азиатчина - одни и те же объекты могут совершенно по разному называться, в разных картах, или в народном устном обиходе.
Вокзал официально именуется Mo Chit (да, Мочит, а что тут такого? Ну вот как будто вы этого никогда не делали, да?), но только на картах. А так его зовут по имени района, Chatuchak - Чатучак.
И будешь спрашивать Мочит - добрые люди отправят тебя обратно, к метро. А будешь спрашивать Чатучак - отправят на одноименный крупный рынок.
А как на вокзал попасть, спросите? Да как хочешь, так и попадай. Я ж говорю - Азия-с.
Ну ладно, это я брюзжу больше - ну да, Азия, но в целом автовокзал приличный.
Огроменный, в четыре этажа.
Ездят отсюда куда угодно, в том числе, несмотря на северное расположение, на юг. По крайней мере когда я однажды с
Пхукета ночью ехал, так приезжал сюда же.
Здесь нет, как при социализме принято - одна автокомпания основная, государственная, и хоть ты усрись. Тут капитализм - компаний дохрена, а поскольку дохрена, то конкуренция высокая, а конкуренция высокая есть что, вспоминайте Адама Смита? Правильно - есть стимул к повышению качества и снижению цен. И к расширению ассортимента еще.
Оттого на автобусах можно уехать хоть к чёрту лысому.
Но мне к чёрту лысому не надо было, мне надо было во Вьентьян, столицу солнечного Лаоса.
Напрягаться не пришлось - ко мне подкатил охранник, вопросил - куда желает белый господин. Я ему ответствовал, что во Вьентьян, ибо секрета из того не было. А он меня сосватал в окошко какой-то из множества автокомпаний. Не знаю даже, получает ли процент, или просто по доброте душевной.
В окошке я действительно раздобыл билет до Вьентьяна, на ночной автобус, с переездом границы (многие идут только до приграничного Нонгхая, а там переходи как знаешь).
Девушка написать имя на слух не смогла, или не захотела, оттого просто высунула мне в окошко клавиатуру - набирай сам.
Обратите внимание на дату - 20 марта 2559 года. В Таиланде другое летоисчисление.
900 бат.
Много это или мало? Ну, в
Таиланде цены не менялись, оно как раньше стоило столько же, так и сейчас.
Но раньше тайский бат был практически 1:1 к российскому рублю. Это было 900 рублей, что весьма гуманная цена за приличный автобус, половину проеханной страны и цивилизованный переход границы.
Ну а сейчас соотношение бата к рублю 1:2. Абсолютно всё для получающих
зарплату в российских рублях подорожало вдвое.
Мдя, весьма неприятно после королевствования вдруг ощутить себя нищебродом.
Но если со всего этого и есть плюс - русские, впечатление такое, начисто пропали. Нет русской речи, русских вывесок, этой особой атмосферы агрессии и траура, которые русских окружают энергетическим ореолом.
Если кто-то сочтет это непатриотичным - пусть считает, но без русских в Таиланде стало лучше.
На автовокзале есть вполне божеские туалеты.
Причем на первом этаже платный, а на третьем, в том же месте, симметрично, бесплатный.
По виду и функционалу не отличаются ничем.
Прикольно, что монахи приравнены к детям и в туалет в любом случае проходят бесплатно - предполагается, что у них и денег-то нет.
В туалет зашла бабушка-уборщица и давай ругаться по-тайски - ни слова не ясно, но одновременно с тем, смех смехом, весь смысл определяется в совершенстве - "вот ходют тут и ходют, сруть и сруть, а хто за ними убираеть? Правильно - только Патрикеевна тут и работаеть!"
А так - залы ожидания,
вездесущие 7/11, кафешки
Повсеместно продается один из главных неформальных тайских символов - пластмассовые бутылки с соком - они реально на каждом углу, в ведерках со льдом.
Так, где там мой бус? Ага, вот он
Лао с тайцем - братья навек
Автобус в два этажа, цивильный, широкие самолетные сиденья, и даже сухой паёк в дорогу, с бутылкой воды - от фирмы. Мелочь, а приятно.
Автобус трогается и уходит в ночь.
Сильно работает кондиционер, настолько сильно, что обязательно выдаются одеяла.
Внутри сидючи даже не верится, насколько снаружи, в проплывающих пейзажах жарко и парко.
А жара реально, держится даже ночью, нагретая земля начинает остывать только к утру, чтобы вскоре быть зажаренной вновь.
За окном плыли какие-то тайские города, железные дороги, бесконечные сумасшедшие развязки.
Даже ночью в уличных лавках что-то жарилось и дымило.
Дороги в Таиланде отличные.
Движение левостороннее - равнялись на японцев.
Ночью проезжали какие-то горы, в подсвеченными монументами на вершинах. Автобус нередко шел вверх, в надрывный натяг.
Какие-то заводы, подсвеченные в ночи фабрики - такого Таиланда я еще не знал и не видел.
В пути достаточно много остановок. Можно выйти, размять руки-ноги.
Впечатлений было много, не спалось. Я всю ночь смотрел в окно.
К утру, как это обычно бывает, начало срубать, а тут уже и подъезжаем - Нонгхай, расположенный на одном берегу Меконга, а на противоположном берегу, переехав мост Лао-Тайской дружбы (официальное название), уже Лаос, на который заранее выдали миграционную карту.
Туристов много. Но и тайцев много, и лао.
Надо же, ездят весьма активно.
Основная причина визита в Лаос для туристов, как это ни пошло звучит - посещение тайского посольства во Вьентьяне, с целью получения долгосрочной визы.
В Таиланде можно без визы быть месяц, а легкость visa-run (это когда выезжаешь из страны, тут же въезжаешь в нее вновь, получая легальную возможность быть еще месяц) ныне упразднили.
А тайское консульство в Лаосе прославилось тем, что достаточно легко клепает долгосрочные визы - вот все эти оравы и едут за ними. Лаос им при этом, как страна - так, побоку.
Ну и дураки, классная страна, много они в жизни понимают, тоже мне...
Достаточно нудно, но без эксцессов очередь проходит, я покидаю гостеприимный Таиланд.
Еще на этом берегу буддийская часовня - ежель тебе надобноть в путь помолиться.
А дальше - загружаемся вновь в автобус, и едем на мост
Стелется над рекой утренняя туманная дымка
Я обожаю такие места - два берега - две страны
Слева исчезают за спиной тайские молочные реки
Справа проявляются лаосские кисельные берега
Переправа-переправа, берег левый, берег правый.
Здравствуй другая страна.
Лаос, поскольку был французской колонией, страна правостороннего, привычного нам движения. Оттого дороги делают перекрестье, и ехавшие по левой стороне, невзирая на свой правый руль, оказываются на правой полосе.
Пред нами пограничный пункт государства Лао, с совершенно советским гербом - Лаос есть страна победившего коммунизма.
На въезде в целом тоже цивильно, за исключением лишь неприятного обязательного побора - платишь сколько-то там денег за проход через турникет. Эдакая плата ни за что, просто изволь заплатить.
Это немного сбивает кайф, тем более что сумма какая-то несерьезная.
Но хозяин-барин, их страна, их дело.
В паспорт легла печать LAO PDR (Человеческая демократическая республика Лао), и предо мной легла интересная и весьма недооцененная страна.
Но это, вспомню Роберта Говарда и рассказы о Конане, будет уже совсем другая история.