Соляные шахты 250 километров протяженностью.
Целый подземный промышленный город.
В средневековой Польше соляные промыслы Велички давали порой до трети бюджета в казну.
Я уже бывал в подземном мире, в
Словении - см.
Постойнска Яма , и знаю что такое отвал башки.
И, несмотря на то, что уже не новичок в подземном мире, шахты Велички меня тоже поразили.
В голове не укладывается, как такие чудеса могут быть под землей, да еще в таких невероятно огромных пространствах.
Современная Величка, как бы это сказали, ПГТ - поселок тысяч на 15-20 жителей.
Центральная клеть скромного вида.
Мне, внуку шахтера, зрелище обыденное.
Кругом рабочий городок. Знак наследия ЮНЕСКО сперва сбивает к толку - к чему он вообще относится?
Из 250 километров ходов под землей на туристический маршрут отведено всего километров 7-8.
Но и то этот маршрут идется часа три-четыре.
Экскурсию проводят в разное время на разных языках, я приехал под закрытие, выбирать было не из чего, поэтому я пошел с экскурсией на польском языке, в коем не могу похвастаться особыми познаниями.
Но, черт побери, мало того, что об этом не пожалел, так еще и особый шарм отхватил. Одно дело идти с группой иностранцев, совсем другое с группой местных.
Тем паче что на слух смысл половины сказанного ясен, а вторую половину несложно домыслить.
Спуск вниз пешком. Винтовая деревянная лестница уходит на 100 метров.
Дерево глушит звуки. За стенкой лишь иногда грохочет лифт на подъем.
Спустились.
Глубина шахт до 300 метров.
Первые ярусы облицованы деревом.
Тяжелые деревянные двери-шлюзы. Прохладно, но дерево держит тепло. Сложно понять, что вообще за глубина.
Залы. Коморы.
Соляные скульптуры.
Коморы имеют свои посвящения и имена.
Николай Коперник здешний уроженец.
Хотя находясь под землей как-то совсем забываешь, что там, 100 метров вверх, лежит совсем другой мир, в котором кто-то рождается, умирает, и где нет потолка
Соль сочится сквозь стены, увивая гроздьями балки
Где идет влага - стены покрываются соляным прозрачным стеклом
На некоторых участках разделяют маршруты для взрослых и детей. Детям туды
Фигуры из быта соляных промыслов.
На соленом полу рельсы-канавы для вагонеток
Некоторые фигуры тянут больше на семейку Адамс
Чем дальше вглубь, тем больше огромных, масштабных гротов. Мой дилетантский мозг не может вместить, как такие огромные пустые пространства под землей не обваливаются
Остатки настоящих ступеней на подъем. Добыча соли - адская работа
Водоотводы. Вода журчит по канавам, с мистическим шелестом уходит в глубины
В отдельных коморах расположены молельни
Показателен выбор языков
Величка, как и Постойнска Яма, поражает неожиданностью - идешь по узкому коридору, и вдруг попадаешь в огромный зал.
Я не понимаю, как не рушится этот совершенно плоский потолок.
Люстры словно в дворце, а не в дебрях земли
Так и тянет сказать - хрустальные. Но нет, люстры не хрустальные. Люстры из прозрачных, ювелирно обработанных кристаллов соли.
Иду дальше. Масштабы и огроменность подземных залов поражают.
Подземное соленое озеро. По отвесной стене ушла ввысь деревянная дорога
Просто пустой куб пространства под землей
Целые замки из обработанного дерева, тяжелых круглых бревен спущенных под землю
Наблюдательный отметит множество-множество деталей
Юзеф Пилсудский увековеченный в соли, невероятного благородства и отваги личность
Грот его же имени, с очередным подземным озером
Озеро под землей, черная вода, берега из соли. Полный сюр
Не стоит считать, что этот подземный мир забыт и заброшен - напротив, он развит более чем обширно.
Под землей расположен бальнеологический курорт, курорт для астматиков, для которых тут уникальный целительный соляной микроклимат, детский лагерь а также, внезапно за поворотом, целый зал для корпоративов.
Аренда свободная - кто хочет выпендриться - никаких препятствий.
Под землей лежит большой музей самых различных тематик.
DIE
Ян Матейка в оригинале
Фредерик Шопен в образе
После четырех часов блужданий разум все равно отказывается верить, что увидено было лишь 3% от всей площади подземного мира
Наверх идет скоростной лифт.
Крошечный. Люди набиваются как сельдь в бочку. Железная клетка с грохотом летит вверх.
Милостливый пан отворяет наверху дверцу.
На поверхности земли вечерняя прохлада. Ветер шумит в кронах.
Спустя всего несколько минут после всплытия воспоминания о исполинском подземном мире кажутся фантазией и сном.