Давайте сперва определимся с терминологией и условиями задачи, потому как самые прекрасные инициативы нередко разбиваются о рифы недоговоренности, отсутствия одного языка - люди совершенно различно могут понимать одни и те же слова.
Матрица, явленная нам творением братьев Вачовски и, бесспорно, ставшая одной из культурных вех переосмысления нашей реальности (виртуальности?) - как ее вижу я. Кто такой Нео. Что такое Сион. Кто такие Морфеус, Пифия, Агент Смит и другие.
"Ты всегда подозревал, что с миром что-то не в порядке".
Матрица - виртуальный мир, который смотрят погруженные в анабиоз люди.
И, как скажет Архитектор, создатель Матрицы - чья речь от начала и до конца даёт целый пучок ключей к переосмыслению не только происходящего на экране, но и всей нашей жизни в целом - 99% делает выбор остаться в Матрице, несмотря на то, что выбор уже заложен в их подсознании, и выбора, на самом деле, нет.
Но дело в оставшемся 1%.
Архитектор рассказал, во время встречи с Нео, что эта Матрица - уже не первая версия, а по сути третья. И Нео - не первый Избранный.
Первая Матрица была шедевром, идеальным миром. Раем.
Но иррациональная природа человеческой души привела к тому, что бунтари из Рая маялись отсутствием у них выбора - и приняли решение съесть яблоко познания, узнать, как все есть на самом деле. Покинуть Рай - и в трудах да муках добывать хлеб свой - но быть свободным. Сделать свой выбор.
Но есть ли выбор?
Архитектор сказал, что первая, лучшая и шедевральная Матрица оказалась разрушенной, потому что в расчет невозможно включить блуждающую переменную - иррациональность человеческой души, которая стремится выбрать нелогичный, с точки зрения системы, путь.
И создание Пифии - специальной программы, Оракула, есть действие направленное на исследование этого фактора. Грубо говоря - как высчитать коэффициент бунтарства? Можно ли рассчитать его изначально, и нейтрализовать?
Так появляется Избранный - носитель бунтарских качеств, и наделенный Матрицей особыми способностями, гибрид человека и программы. Это опытный образец, на котором Матрица исследует эту нелогичную часть души.
Пифия - программа, которая направляет Избранного в нужную для исследования сторону.
Помните знаменитый эпизод с цветком и разбитой вазой? Когда Пифия говорит Нео не беспокоиться о разбитой вазе с цветком, Нео переспрашивает - о каком-таком цветке она говорит, и в этот момент задевает вазу, которая колошматится об пол. А Пифия его спрашивает - разбил бы ты эту вазу, если бы заранее об этом не сказала? Есть ли выбор там, где существует предопределенность событий?
На самом деле Пифия, как и Архитектор, тоже достаточно прямо рассказывает, кто она и зачем.
- Ты разве пришел сюда делать выбор? Ты пришел его подтвердить.
То есть выбор, на самом деле, уже сделан. И то, что происходит с Нео дальше - это поиск способа примирить с этим, уже сделанным выбором, свое бунтарство, свою иррациональную часть.
Кто в Матрице отвечает за выбор? Морфеус.
Программа Морфеус, созданная для того, чтобы дать иллюзию выбора тому 1% бунтарей, которые даже живя в Раю, стремятся его покинуть.
Морфеус (Морфей - в греческой мифологии, не забываем, покровитель сновидений) дает Нео две таблетки, синюю и красную. Съешь синюю - забудешь о нашем разговоре, и все будет как прежде. Съешь красную - узнаешь, как все на самом деле. Но только возврата уже не будет.
Пифия при этом, вспоминаем, любит красные леденцы, и других у нее нет.
Пифия - не прорицательница. Она прямо сообщает - будущего еще нет, оно только создается.
Но она ведет Нео. По тому пути, который выгоден ей, для решения ее, программы, задачи.
И если Агент Смит, примитивная система безопасности еще первой Матрицы, действует только методами запугивания, не умея другими (аналогия с запретом срывать яблоко с древа познания), то Пифия - уже программа второй Матрицы, и она действует верой - убеждением, при котором Нео начинает считать, что он действительно Избранный.
Недаром у нее над дверьми висит табличка "Познай себя".
Недаром она делает печенье (читай - создает дополнительную программу), угощает им Нео, говоря, что не успеешь ты доесть его, как печаль покинет тебя. Читай, опять же - перепрограммирует.
Если безопасность мира первой Матрицы держалась на ветхозаветном грозном страхе, олицетворяемом "ангелами", псами правопорядка, Агентами Смитами, то вторая Матрица делает попытку нейтрализовать бунтарство, побуждая бунтарей Матрицу полюбить.
И тут фигура Меровингена - куратора "потерянных душ".
Что он делает - он вводит наслаждение, страсть, упоение, восторг. Он делает Матрицу привлекательной, для того, чтобы "потерянные души" отказывались от бунтарства, грязли в эпикурействе. Втягивает их в торг, подкупает.
Но, как мы знаем, не сработало и это. (Отсюда - поцелуй, который у Нео попросила Персефона). Точнее сработало, но не на всех.
Находились те, кто готов был отказаться даже от наслаждений - в пользу реальности. Реальности, воплощаемой в Сионе, городе людей, противостоящем миру машин.
Но, стоп - а с чего кто-то решил, что Сион - это реальность?
Что если Сион - это тоже Матрица. Матрица для бедных бунтарей.
Матрица для тех, кто не хочет жить в иллюзии - создание иллюзии о том, что иллюзии нет.
Самый лучший способ противостояния соблазну - поддаться ему.
Есть те, кто бунтует против существующего миропорядка? Создай (а лучше - продай) им альтернативу. Организуй иллюзию выбора.
И тут - да, знаменитая сцена с Морфеусом и двумя таблетками.
Нео выбирает красную, а на самом деле эти таблетки одинаковы, и выбора нет. Невозможно покинуть Матрицу.
Нео попадает в Сион, город свободных людей, реальный мир - но реальный мир это всего-лишь одна из вариаций Матрицы для тех, кто выбрал борьбу.
Хотел борьбу? Да пожалуйста, вот тебе борьба - борись со злостным миропорядком машин, которые якобы хотят тебя уничтожить - хотя машинам этого не нужно.
И здесь - разочарование Сайфера, предыдущего, разжалованного Избранного - который понял, что Сион - тоже часть Матрицы. И идет на сделку с охранотой, в лице Агентов Смитов, лишь бы его продвинули в более эпикурейскую часть Матрицы, готовый для этого предать.
Как тут не увидеть аналогию во всех этих современных Z-пропагандистах, многие из которых когда-то вели себя как вполне приличные люди.
То, что Сион - не реальность, а тоже часть иллюзии, убедительно подтверждается тем, что уникальные возможности Нео продолжают действовать и в "реальном" мире - он, оказывается, чувствует машины и может их уничтожать, а также входит в виртуальную реальность без приборов - потому что из нее и не выходил.
Опять же, Пифия ему что сказала - его способности действуют в разных мирах, которые ведут к Источнику. Заметьте, она ничего не говорит о виртуальности или реальности - потому что оба мира, в которых Нео действует - виртуальность.
Нео - гибрид человека и программы, исследующий образ слияния, ищущий пути, как соединить машину и человека, с его иррациональной душой.
Опять же, помним - собрав в себе данные, он добирается до Источника - головного компьютера, и перезагружает Матрицу, с учетом уже собранных сведений.
Ну и, возвращаясь к выбору - какую категорию вводят программы, для того, чтобы стреножить человека в его бунтарстве? Категорию любви.
Тринити получает от Пифии пророчество, что она полюбит Избранного - но, мы помним, Пифия не прорицательница, она печет свои печеньки (да-да, я знаю, о какой аналогии вы подумали), и программирует на определенное поведение.
И какой выбор в итоге встал перед Нео в зале Архитектора? Две двери, две пилюли.
Пойдешь в одну - спасешь мир, но потеряешь любимую.
Пойдешь в другую - спасешь любимую, но потеряешь мир.
Нео, повинуясь любви, выбирает Тринити, жертвуя миром. И Архитектор, мы помним, несмотря на прямое подталкивание именно к этому выбору, разочарованно хмыкает.
А теперь возвращаемся к Навальному.
Да, Навальный - это Избранный. Это тот, кто имея - ну, если не Рай, то весьма что-то недурное, выбрал бунт. Тот самый иррациональный 1%. Тот самый, который верит в выбор - и в то, что будущее не предопределено (вспоминаем
Терминатора), мы пишем его сами.
И столкнулся, разумеется, с системой безопасности - Агентами Смитами, который умеют только пугать и уничтожать.
Это к вопросу о предсказуемой убогости их действий - да а что вы от них ожидали? Они изначально весьма архаичные псы.
С одной стороны - Агент Смит символизирует природу человека: человек это вирус. Вирус, который захватывает ради того, чтобы захватывать. В том числе тогда, когда это оборачивается саморазрушением - что, мы понимаем, и произошло в мире Матрицы, в котором люди физически жить уже не смогли, и спаслись только благодаря машинам, организовавших для их душ новый мир.
С другой стороны - вспоминаем эволюцию Агента Смита. Если Нео окончательно становится программой, теряя своим выбором (во многом предопределенным за него) человеческую иррациональность, то Агент Смит, приобретая человеческие ощущения, движется обратным путем - становясь программой, наделенной человеческими особенностями.
Но если Нео в фильме выбирает в итоге Тринити и любовь, то Навальный, находясь ровно в таком же положении, идет в другую дверь - избирая, при всей своей любви, сторону человечества.
Делая выбор, который до него сделал, собственно, сами понимаете кто - отчего невозможно отделаться в случае Навального от библейских аналогий.
И тут уже совершенно неважно, был ли Навальный Избранный изначально, или, поверив в это, стал им.
Ровно так же, как ломают копья о природе Христа - да какая разница, человек он изначально или Бог?
Как там у Бродского:
Мать говорит Христу:
- Ты мой сын или Бог
мой? Ты прибит к кресту.
Как я пойду домой?
Как ступлю на порог,
не поняв, не решив:
ты мой сын или Бог?
То есть, мертв или жив?
Он говорит в ответ:
- Мертвый или живой,
разницы, жено, нет.
Сын или Бог, я твой.
Главное то, что он поверил, что Избранный. И избрал сторону человечества.
И - да, и воскрес.
Конечно же, воскрес. Ведь история не завершена.
Архитектор ведь прямо сказал - Нео не первый Избранный. А, значит, и не последний.
Именно поэтому с убийством Навального так много чувств. Даже те, кто его не знал, ощущают - погиб герой.
Почему герой - да потому что он не просто Алексей Навальный, человеческое существо, 47 лет. Он - олицетворение тех, кто избирает древо познания. Тех, кто считает, что выбор есть.
И тот, кто пошел в своем выборе дальше, чем это способно сделать большинство из нас (я вот точно не решусь) - избрал единение с человечеством, даже потеряв свою личную, земную, человеческую любовь.
А то, что Юлия Навальная - Тринити, так это никаких сомнений. Прямая аналогия образа.
Он шел в тюрьму, и мы не понимали - зачем он так?
А ведь он-то живет в другом мире. Он шел не в тюрьму, он шел в свой Сион, к своему любимому человечеству.
И, признайтесь - но вы, как и я, не раз и не два ощущали, что Алексей Навальный, сидя в тюрьме, умудрялся быть самым свободным человеком в России.
И это нам порой казалось странное - что это мы в тюрьме, а он свободен - а ведь так и было.
Мы тянули покорно свою Матрицу - а он был Избранным Сиона.
Вот это бунтарство, эта иррациональность, фактор непредсказуемости душевных порывов - это то, что отличает нас от машин. От вируса, множащегося Агента Смита (Smith - "кузнец" по-английски: символично, что Кузнецов - одна из самых распространенных в России фамилий, символ обывательства) - олицетворением которого является сегодня тот же Путин (вы ведь, надеюсь, не думали всерьез, что он Архитектор?), вместе с его этим кооперативом экзальтированных старцев.
И поэтому нам больно от смерти Навального. Мы потеряли не просто человека - нанесен тяжелый удар по нашей человеческой идентичности - по нашей вере в собственный выбор. По нашей сложной душе - которая не поддается вычислению самой рациональной из программ.
Мы потеряли Избранного - избранного и нами, и им самим.
Но - вспоминаем, вспоминаем - это не первый Избранный. Не первый Спаситель. Будут и другие.
Он мог сделать выбор в пользу себя - и перепрограммировать Матрицу в сторону большей предсказуемости. И никто бы его за такой выбор не осудил.
Но он выбрал нас. А это значит - Архитектор, Бог, Вселенная - без разницы, на самом деле, как эту силу называть ("разницы нет - сын или Бог, я твой"), все еще восхищенно исследует наши сложные души.
И мир продолжается. И выбор есть.
У каждого из нас, в любую секунду времени и пространства, есть выбор.
Click to view